Волынь как пограничная область — родина украинских «клондайков». В начале 2000 годов область получила печальную славу украинской вотчины по незаконной легализации иномарок, ввезенных из-за границы. Это масштабное контрабандное явление «окрестили» как «волынский клондайк», который благодаря социальным сетям известен всему миру. Его «пионерами» были местные прокуроры и криминалитет, милицейские структуры и даже тогдашний председатель Волынской ОГА. Новый волынский «клондайк» назвали «янтарным». От первого он отличается тем, что его хотят легализовать.
Янтарь был и остается интересным феноменом Волыни. Его запасы пока неизвестны, хотя на одном из оперативных совещаний глава Волынской областной государственной администрации Владимир Гунчик отметил, что «на территории региона запасов янтаря — на четыре миллиарда долларов» (хотя цифра никакими исследованиями не подтверждена). В целом в Западном Полесье можно найти свыше 200 оттенков закаменевшей смолы — от ледово-прозрачного и молочно-белого до медово-коричневого и даже черного. Такое можно обнаружить еще только в Калининградский области (РФ). Его стоимость зависит от цвета, прозрачности, размера, наличия внутренних трещин и «инклюзов» — пузырьков воздуха, хвои, листьев, пауков, насекомых и даже мелких ящериц. В целом же крупный его кусок сегодня стоит дороже золота такого же веса.
«ЧЕРНЫЙ» РЫНОК «СОЛНЕЧНОГО» КАМНЯ
Впрочем, как известно, добыча янтаря в Украине не прописана на законодательном уровне. Поэтому пограничники и таможенники постоянно задерживают людей, пытающихся вывезти минерал за пределы страны. Следовательно, за последние несколько месяцев было конфисковано больше полтонны янтаря. А согласно данным государственной лесной охраны Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства (ВОУЛОХ), в области количество случаев незаконной добычи янтаря уже давно вышло на «промышленную» основу. Так, если в прошлом году было зафиксировано пять подобных случаев и только на территории ГП «Маневицкое лесное хозяйство», то уже за пять месяцев нынешнего года было выявлено 23 таких случая на территории трех лесных хозяйств. «13 мая 2015 года на месте незаконной добычи янтаря в 46-ом квартале ГП «Маневицкое лесное хозяйство» лесной охраной совместно с работниками УСБ в Волынской области было задержано 17 человек, изъято 15 транспортных средств, пять мощных мотопомп, около 1200 метров погонных пожарных рукавов, других принадлежностей и инструментов», — утверждает первый заместитель начальника Волынского областного лесного и охотничьего хозяйства Сергей Шеремета.
Отмечают, что информация о реагировании правоохранительных органов относительно всех 23 случаев незаконной добычи янтаря в ВОУЛОХ до сих пор отсутствует. Следовательно зрелище, которое остается после нелегальной добычи янтаря, мягко говоря, вызывает грусть. Ведь речь идет как минимум о разрушении целостности геологических пластов, обеднении янтареносных недр, нарушении условий гидрогеологии на прилегающих территориях, уничтожении травяного покрова и плодородного слоя почвы, деревьев и кустов или нарушении их корневой системы, изменении болотного биоценоза.
Янтарную лихорадку в области спровоцировал теневой сектор из-за низкой себестоимости добычи этого дорогого полезного ископаемого. Мизерные штрафы не пугают «черных» старателей, а правоохранительные структуры по известным причинам не торопятся проводить «зачистку» региона от них. Местная пресса наполнена обвинениями, что добычу янтаря курирует милиция. Возможно, поэтому правоохранителям не удалось достичь значительных изменений к лучшему. Ведь преступные группировки продолжают действовать вызывающе и жестоко, с открытым пренебрежением к формальной власти.
Результаты известны: в области существует «черный» рынок «солнечного камня», где старатели-одиночки (или звенья) добывают его подпольно и продают за границу или тем, кто больше заплатит. Схема оплаты достаточно простая — цена камня на день сдачи с минусом «налогов» за «крышу». Но схему можно изменить в интересах государства. Например, можно отсечь упомянутые «налоги» и сменить их оплатой за эксплуатацию земли владельца или пользователя. В таком случае янтарь будет идти на перерабатывающие предприятия Украины с полным налогообложением. Между тем «черные» старатели утверждают, что ночь «копания» им обходится от 500 долларов
На оперативном совещании 20 октября 2014 года в Волынской ОГА начальник управления МВД в Волынской области Петр Шпыга заявил присутствующим, что «в схеме незаконной добычи янтаря на Волыни задействованы как представители правоохранительных органов, так и местной власти, еще и жители соседней Ровенской области. Вся работа очень хорошо налажена, и у преступников есть покровители как среди представителей власти, так и правоохранителей. Преступления совершаются на территории трех сельских советов Маневицкого района — Гуты-Лесовского, Вовчицкого и Черторыйского». Полковник милиции, которому уже давно снится генеральское звание, публично признался в бессилии своих коллег и отметил, что бороться с нелегальной добычей янтаря сложно из-за того, что правоохранительным законодательством предусматриваются слишком низкие штрафы, оплатить которые не является проблемой для копачей. Он акцентировал, что «копачи — только первое звеном в цепи, дальше идет обработка янтаря, его переправление за границу, продажа в Польше и других странах». Правоохранитель дал понять, что бороться с этим явлением — это то же самое, что бороться со сказочным Горынычем.
А 7 июля в Волынской областной прокуратуре состоялось межведомственное совещание, где обсуждалось состояние противодействия на Волыни организованным формам коррупции. Как владеет «янтарной» ситуацией областной прокурор Дмитрий Чепижак, свидетельствует цитата из его выступления: «В тщательном изучении нуждаются вопросы законности пользования сельскохозяйственными и лесными землями, на которых ведется незаконная добыча янтаря, установление причин отсутствия противодействия их нарушению со стороны владельцев и пользователей, не приведение их в пригодное для использования по целевому назначению состояние...» Интересно само по себе «откровение» прокурора об «отсутствии противодействия» со стороны пользователей. Как известно, главным пользователем земельных угодий под лесами области является ВОУЛОХ. Если оказывать противодействие «черным» старателям не по силам так называемым силовым структурам области, может ли оказывать какое-то противодействие лесная охрана ведомства? Или, скажем, входит ли в обязанности лесоводов приведение «лунных ландшафтов» прежних лесных массивов «в пригодное для использования по целевому назначению состояние...», то есть проведение рекультивации изувеченных земель?
РИСКОВАННАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ
Сейчас в парламенте находится законопроект № 1351-1 «О добыче и реализации янтаря», который, по замыслу его авторов, должен решить проблему незаконной добычи янтаря на Полесье, создать механизмы для легализации этого бизнеса.
«Верховная Рада предприняла первый шаг для решения проблемы, приняв закон о янтаре — хороший он или плохой, не важно. Добычей камня должны заниматься коммунальные предприятия местного значения. Таким образом мы сможем наполнять бюджет», — заявил на одном из заседаний сессии Волынского областного совета председатель Волынской ОГА Владимир Гунчик.
Законопроект предусматривает, что лицензии на разработку месторождений будут разделены на аукционах. Но существует риск того, что заинтересованные «коммунальные» предприятия могут их легко сорвать. Например, на аукционе появятся несколько связанных между собой предприятий, которые согласованно «сыграют» на повышении цены, отсекая таким образом добросовестных конкурентов. Ведь в рамках аукциона цена не просто главный, но и единственный критерий выбора победителя. Соревноваться с подставными фирмами в этой схеме будет просто невозможно.
Кроме того, от заявки на объект до участия в аукционе могут пройти годы. Еще сложнее в существующих условиях аукциона получить лицензию простому человеку. И получается, что на первое место поставлено получение денег от продажи лицензий, а не развитие отрасли.
В целом же сейчас есть 11 претендентов, которые заявили о намерениях получить согласование на пользование недрами и их изучение на Волыни, общая площадь которых составляет свыше восьми тысяч гектаров. В частности, в Волынский облсовет поступило восемь обращений от таких фирм-претендентов относительно геологического изучения и исследования разработки добычи янтаря.
Стоит отметить, что принятие закона станет толчком к резкому изменению ситуации в лучшую сторону, ведь позволит создать сотни рабочих мест для местного населения, снять социальное напряжение в районах, где старательская добыча «солнечного камня» — единственная возможность продуктивной производственной деятельности.
Характерно, что в сфере пользования недрами Украины, как и в сфере природопользования в целом, отсутствует практика оценки стоимости прав собственности на природные объекты и включение их в состав невещественных активов, так как разработанных методик экономической оценки права, которое является невещественной категорией, относительно упомянутых объектов пока не существует. Такое состояние усложняет объективную экономическую оценку лицензий на право владения и пользования природными ресурсами, что не отвечает условиям рыночной экономики и приводит к существенным потерям доходов государства.
Законом также предлагается, чтобы на протяжении 10 лет с момента вступления в силу его, спецразрешения на пользование недрами предоставлялись только коммунальным предприятиям. Стоит отметить, что это устраняет конкуренцию, ограничивает права частных лиц и ведет к потере бюджетных поступлений. Не выдерживает никакой критики норма относительно возможности получения спецразрешения на пользование недрами без горного отвода, поскольку именно в нем определяются принципы охраны труда на горных объектах.
Также законопроект вводит ограничения на свободную продажу добытого янтаря путем принудительной его реализации через биржу. Предлагается непрозрачный порядок реализации, который не учитывает специфику янтаря как драгоценного камня органогенного образования. 90% площади месторождений янтаря занимают леса, добыча таких полезных ископаемых нуждается в вырубке последних, что может привести к значительному негативному влиянию на окружающую среду. Поэтому добыча должна происходить с соблюдением общих процедур изъятием площадей таких земельных участков у главного пользователя, рекультивацией земель, компенсацией потерь лесохозяйственного производства и убытков. Но законопроектом предлагается предоставить полномочия принятия решения относительно изъятия лесных и земельных участков не центральным органам власти, а областным. Идея «передачи власти на места» в целом похвальна, однако такие решения нуждаются в целостном подходе к изменениям соответствующих нормативно-правовых актов, а не предоставления точечных полномочий относительно конкретных случаев.
КРАСНАЯ КНОПКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
Впрочем, у инициаторов добычи янтаря отсутствует учет особенностей геологического строения месторождения в лесах области. Как известно, в мире нет одинаковых по своим характеристикам залежей янтаря. Все из них имеют свои уникальные отличия. Поэтому утверждение о значительных запасах янтаря без проведения комплексных геологических работ больше похоже на сенсацию. Относительно точные их оценки можно будет получить через три-четыре года, когда будут проведены первые исследования наиболее перспективных площадей при условии их финансирования. За рамками дискуссии в области пока остается вопрос о рентабельности месторождения. В итоге многочисленные спекулятивные и конъюнктурные заявления о запасах вызвали повышенное внимание к проблеме янтаря, скрыв при этом реальные проблемы и подменив собой научные и геологические исследования. Вместе с тем частные быстро возникшие предприятия, которые хотят добывать янтарь, поддерживают ничем не подкрепленную уверенность, что запасы большие и их добыча принесет позитивные результаты.
Стоит помнить и о том, что на янтарную площадку в любом случае может прийти новый хозяин, сориентированный исключительно на снятие «сливок». «Дочерние» структуры будущих коммунальных предприятий, которым власть вручит «первую скрипку», используют этот потенциал целиком и полностью. Если же говорить о том, как надо распорядиться залежами «солнечного камня» в области и Украине, то именно сегодня необходимо выполнить определенную государственную работу, поскольку отсутствие таких действий может нанести вред завтра.
Поэтому государство, на территории которого есть залежи полезных ископаемых, должно иметь «красную кнопку», позволяющую вмешиваться, если возникает угроза для общественных или экономических интересов, а также для окружающей среды. К тому же важно, чтобы в правовом государстве эта «красная кнопка» применялась цивилизованным способом — с помощью однозначных и стабильных правил и предписаний. Видов на эту «кнопку», судя по «янтарным « событиям в области и государстве, нет и в обозримом будущем может не быть.