Едем по Первомайскому, что в нескольких километрах от поселка Пески, в автомобиле Ивана с позывным «Лютый» — бойца полка особого назначения «Днепр-1». Он пригласил на чай и заодно побеседовать за ужином с его побратимами на базе. Впервые встретились с ним возле моста на дороге к Пескам. В тот день мы с одной девушкой из Краматорска затронули тему о том, как правильно действовать относительно лиц, которые в эти трудные времена на освобожденных и на временно оккупированных территориях не выступают за целостность нашей страны. На что Иван «Лютый» категорично ответил: «Это наши граждане, и за их души надо бороться».
Минуем огороды с очень высокими подсолнухами и обсуждаем будущее Донбасса.
«Фактически ты местный, ведь работал здесь до войны?» — спрашиваю. «Но я родился в городе Снигиревка. Есть такой городок в Николаевской области», — говорит Иван. «Задумывался ли ты раньше о том, что ты украинец?» — спрашиваю. «Да, задумывался, — отвечает «Лютый». — Парадоксально, но я всю жизнь разговаривал на русском языке. Всю жизнь. Учился в украинской школе, а учительница украинской литературы и языка постоянно плакала на уроках, читая какие-то лирические стихотворения, поэмы, рассказы. Это я сейчас понимаю, что это действительно грустно и там было из-за чего плакать».
В МИНУТЫ ЗАТИШЬЯ БОЙЦЫ ОТДЫХАЮТ, РАЗГОВАРИВАЮТ ОБ ИСТОРИИ УКРАИНЫ, ЕЕ БУДУЩЕМ И ЧИТАЮТ. В ЧАСТНОСТИ И ГАЗЕТУ «День»
Перерываем наш разговор, потому что, проезжая среди подсолнухов, он останавливает пожилую путницу, спрашивает, все ли хорошо, есть ли у них продукты. Женщина сначала удивилась, почему его это интересует, но впоследствии рассказала, что все в порядке, они получают пенсию. «Лютый» предложил подвезти, если нужно. Женщина с улыбкой ответила, что тоже говорит всем нуждающимся: «Если кому-то нечего есть, то сходите к ребятам». Пока эта местная жительница завязывала коммуникацию с бойцом (или он с ней), мне подумалось, что в таких местах доверие не может быть продажным и репутацию невозможно завоевать с оружием. Возле поселка Пески есть села, где многие не поддерживают украинскую армию, поэтому общение бойцов с местными жителями выливается в очень интересные диалоги.
Любовь Владимировна (так она назвалась) объяснила, что многих здесь не знает, потому что переехали сюда недавно, до войны. Сейчас живут в доме брата мужа, потому что их крышу снесло снарядом. Во дворе погорело все... Иван пообещал пани Любе к ее дому с высокой елью привезти продукты, которые она раздаст нуждающимся соседям (людям с особыми потребностями, детям, у которых родители безработные, — все они живут здесь вопреки военным действиям).
ИВАН С ПОЗЫВНЫМ «ЛЮТЫЙ», БОЕЦ ПОЛКА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ДНЕПР-1», ВЫУЧИЛ УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК ИМЕННО НА ВОЙНЕ — ПОМОГЛИ ПОБРАТИМЫ ИЗ ЛЬВОВА
Поехали дальше. «Лютый» продолжил разговор: «Знаешь, учительница постоянно плакала и рассказывала какие-то грустные истории на уроках украинской литературы и языка. И я этого не понимал: почему она рыдает, что такое рассказывает постоянно?.. А уже здесь как-то сидел и вспоминал эту учительницу, вспоминал ее слезы, и мне захотелось к ней съездить, зайти в школу и сказать: «Валентина Николаевна, спасибо Вам за то, что любите свою страну. И простите нас таких «балбесов», что мы просто не понимали, почему вы плачете». Заметила, что боец очень хорошо говорит по-украински. Спрашиваю: «Научился говорить по-украински здесь, среди побратимов?» «Да, среди побратимов, просто здесь больше встречаешь носителей языка. В прошлом году я сразу же попал к львовским ребятам, к отцу Владимира Парасюка — Зенику. Самого Владимира, может, один-два раза видел, а вот о его отце могу сказать очень много хороших слов, потому что это человек порядочный, хороший и честный. И с ними пытался быть наравне. Думаю, сколько живу в Украине, а на украинском говорил только в школе. Может, еще когда-то перейду вообще», — говорит Иван.
КАК РАБОТАТЬ С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ?
Остановившись перед воротами, зашли на террасу, где за большим столом ужинали бойцы «Днепра-1». С балкона поздоровался «Шухевич», националист из Днепропетровска (таких еще надо поискать в самом Львове). Поговорили с ним о многострадальной связной Романа Шухевича Ольге Илькив.
У ребят в тот вечер в меню была картошка с тушенкой и рис. А еще «Чапай» приготовил вкусные тушеные помидоры. Сказала ему свое «белиссимо», но рецептом так и не поделился. Ответил, что после войны, вероятно, не пропадет с таким талантом готовить. Предложили «чай, кофе, капучино» (капучино в зоне АТО, сказали ребята, — это кофе со сгущенкой). Выбрала «Колу» донецкого производства и конфеты «Джек». Рядом стоял граммофон, из которого полился рок-н-ролл, а в нескольких километрах звучал аккомпанемент гранатометов. «Гуцул» признался, что когда впервые нашли пластинки, то даже танцевали. Подарила «днепровцам» ангелочков и рисунки, которые сделали детки-украинцы в Барселоне. Ребята говорили: «Не фотографируй, ведь у нас вид вовсе не боевой, словно какая-то стая». На вопрос, что еще надо привезти, ответили: «Любви и ласки». Посмеялись вместе и дальше разговорились на темы посерьезнее. Начала выспрашивать другой рецепт: как работать с местными жителями, которые не становятся на сторону Украины? «Лютый» объяснил: «Дело в том, что если посмотреть с одной стороны, то они действительно плохие люди, предатели. Но все социологи объясняют, что это такая же живая масса, которая в дальнейшем станет таким же народом, как и остальные люди».
«Или не станет», — добавил «Шухевич». «Станет! — возражал «Лютый». — Ты же знаешь, как средства массовой информации зомбируют. Можно то, что надо, втемяшить с помощью наших СМИ». «Я считаю, надо все сделать по примеру Литвы: оставлять их жить здесь, но лишить всех прав граждан: права собственности, права голоса», — выразил свое мнение «Шухевич».
ДИАЛОГИ ЗА УЖИНОМ
Еще «Чапай» вспоминал, что скучает по своей собачке, которую они вывезли с передовой в Красноармейск: «Уже привык, что утром подбегала сразу же к ногам. До сих пор по привычке осторожно ступаю, чтобы не наступить. Кто же теперь будет сигнализировать о залпах»?..
Спрашиваю, что интересного здесь происходит. «Интересного... Да ничего. Парень погиб под мостом несколько дней назад... Мины прилетели. Сегодня тоже волонтеры приезжали, одна девушка в футболке с фотоаппаратом пошла в направлении, где могут простреливать. Мы ей кричим: «Стой, иди сюда»! Люди действительно не понимают, что здесь все серьезно... война», — ответил «Лютый», взявшись за голову.
Меньше всех говорил, но, вероятно, больше всех вслушался в каждое слово этнический узбек, крымчанин Ваха — интроверт по натуре. Чистил своей автомат за столом и рассказывал, что вся его семья выехала из Крыма, а он пошел добровольцем на войну. «В Крыму у нас всегда говорили, что Украина во всем виновата, все деньги идут в Украину. Это все пропаганда и телевизор виноваты», — поделился он рассуждениями.
ИМПУЛЬС ДОБРОТЫ
Иван «Лютый» шесть лет проработал на шахте на окраине Донецка. Горняк, который хочет поступить на факультет украинской филологии Донецкого университета. А еще хочет начать политическую карьеру с одного поселка и продолжить уже на уровне города.
Иван через час поехал на позиции в Пески, а через неделю — на ротацию. Обещание выполнил. На днях мы специально отыскали очень высокую ель и за ней — дом местной жительницы пани Любы. Она рассказала, что раздала продукты нуждающимся и что ее соседи, которые продолжают жить здесь под обстрелами, тоже волонтерят, бескорыстно помогают обездоленным. Возможно, будут появляться и другие «Иваны» и «Любови», которые не будут забывать, что мы отстраиваем новый Донбасс здесь и сейчас ежедневными делами и общением друг с другом.
Материал создан в рамках проекта ОО «Телекритика-«Донбасс: честно»
«Донбасс: честно» - проект ОО «Телекритика», направленный на налаживание диалога между Востоком и остальной Украиной и освещение социальных проблем украинского Донбасса, о которых сейчас недостаточно говорят центральные СМИ.
К проекту привлечены 40 региональных журналистов (пресса, онлайн, телевидение) из разных областей Украины. В течение восьми месяцев (апрель - ноябрь 2015 года) они будут ездить в командировки на прифронтовой Донбасс, чтобы подготовить материалы о проблемах местного населения для собственных СМИ и для републикации на «Хронике», а также для ежемесячного ток-шоу «Донбасс: честно», которое ОО «Телекритика» производит в партнерстве с областными государственными телерадиокомпаниями.
Проект «Донбасс: честно» реализуется ОО «Телекритика» совместно с Ассоциацией польских журналистов в рамках Польско-канадской программы поддержки демократии при поддержке программы польского сотрудничества в интересах развития Министерства иностранных дел Республики Польша и канадского Министерства иностранных дел, торговли и развития (DFATD).