Похоже, Кремль пытается сменить свою стратегию в Украине. Или делает вид, что пытается. Сепаратисты «ДНР» и «ЛНР», возможно, вскоре отойдут на второй план — по крайней мере, в отношении пропаганды. Не случайно на территории марионеточных республик сейчас распускаются слухи, будто вскоре там начнут выдавать российские паспорта всем желающим. Это должно взбодрить тех порядком приунывших сторонников «русского мира», которые хотели бы присоединения к России Донбасса, а в идеале — всего юга и востока Украины, от Одессы до Харькова. Если бы массовая выдача российских паспортов на Донбассе действительно началась, это могло бы свидетельствовать о том, что Россия начинает реализовывать там тот же сценарий, который она не без успеха осуществила в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. В этих регионах сегодня подавляющее большинство местных жителей имеет российское гражданство. Если бы, повторяю, на Донбассе началось массовое предоставление российского гражданства, это могло бы указывать на намерение России перейти к фактической аннексии оккупированной части Донбасса по образцу Абхазии, Южной Осетии и Крыма. Однако реализация такого сценария совсем не предопределена. Наоборот, он даже кажется менее вероятным, чем иные сценарии.
Конечно, если житель Донбасса станет гражданином России, он уже формально не сможет более участвовать ни в местных, ни в общенациональных украинских выборах. И таким образом Россией мог бы быть взят курс на отторжение Донбасса от Украины. Но вполне возможно, что на Донбассе в результате ускоренной российской паспортизации сложится ситуация Приднестровья, где многие жители имеют по три или даже по четыре паспорта — российский, молдавский, украинский и румынский. Не исключено, что свои паспорта Россия собирается выдавать жителям Донбасса лишь с одной целью — облегчить им работу в России, поскольку найти заработок на разоренном войной и оккупацией Донбассе сегодня крайне трудно. А заодно таким образом можно усилить российское влияние в регионе. Брать же на содержание Донбасс Кремль пока что не собирается, помня, что по численности населения, а значит, и по потенциальным расходам, он чуть не вдвое превосходит Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Крым вместе взятые. И можно допустить, что слухи о выдаче российских паспортов так и останутся слухами, призванными подбодрить приунывших ополченцев.
Правда, тут есть опасность, что с получением российских паспортов местных ополченцев на Донбассе вообще не останется. Равно как и российских добровольцев. И тогда Кремлю придется решать сложную задачу — либо полностью передавать дело ведения войны на Донбассе в руки российской регулярной армии, что чревато непредсказуемыми и очень неприятными внешнеполитическими последствиями, либо отказаться от самопровозглашенных республик, санкционировав их возвращение в состав Украины. Последнего пока что Путин делать явно не собирается.
А вот еще одно пропагандистское мероприятие в Москве — создание самозванного «Комитета спасения Украины» во главе с экс-премьером Николаем Азаровым — уже состоялось. Это новообразование носит явно клоунский характер, и наиболее адекватен ему шоумен Юрий Кот. Хотя и Владимир Олейник — фигура тоже гротескная. Как и опальный регионал Игорь Марков, обещавший «порвать зубами эту урку Януковича». Забавно слушать, как возглавляемый Азаровым «Комитет» требует суда над Виктором Федоровичем, с которым Николай Янович так много вместе наворовал (они банально облегчили казну не менее чем на 57 млрд долларов, не говоря о еще более темных совместных делах). «Комитетчики» позиционируют себя в качестве правительства Украины в изгнании.
В действительности же, «Комитет спасения Украины» — это нечто среднее между абсолютно фантомным «правительством Финской Демократической Республики» и марионеточным Польским комитетом национального освобождения. Правительство ФДР во главе с секретарем Коминтерна Отто Куусиненом было создано Сталиным в начале декабря 1939 г. в занятом Красной армией финском городке Териоки (ныне Зеленогорск) сразу после советского нападения на Финляндию. Правда, до Териоки ни один член правительства так и не добрался. Единственной целью этой акции было позволить советским представителям в международных организациях утверждать, что Советский Союз не воюет с Финляндией, а, напротив, заключил договор о дружбе с Финской демократической республикой. Но поскольку Финляндия устояла, после заключения компромиссного Московского мира правительство ФДР, ничего не контролировавшее и никого в своем подчинении не имевшее, просто исчезло. Куусинен занял во многом церемониальный пост председателя Президиума Верховного Совета Карело-Финской Республики, чей статус был повышен с автономной до союзной, с тем чтобы грозить Финляндии возможным присоединением в будущем. А ПКНО, созданный из польских коммунистов и их союзников в июле 1944-го в освобожденном Красной армией Холме и вскоре переехавший в Люблин, действительно стал подконтрольным Москве правительством Польши, хотя ряд его членов и подвергся впоследствии репрессиям.
Но даже если российские войска оккупируют всю территорию Украины (а это сценарий совершенно невероятный), Азарова и Олейника невозможно представить себе в роли новых рейхскомиссаров. Тогда клоунов заменят действительно серьезные люди, вроде Медведчука, на которых делают ставку в Кремле. Поэтому проект под названием «Комитет спасения Украины» имеет исключительно пропагандистское значение, причем направлен он как на Украину, так и на Запад. Для украинцев Азарова хотят представить в образе «крепкого хозяйственника» типа Лужкова и Черномырдина, забывая уточнить, что воровал он в тех же масштабах, что и названные персонажи российской политики. Таким образом, пытаются, очевидно, использовать ностальгию части жителей Украины, особенно на востоке, по советскому прошлому, забывая, что таких становится все меньше и меньше в силу естественных возрастных причин.
Участие же в «Комитете» главного клоуна украинской политики Олега Царева, бывшего главы мифического «парламента Новороссии», показывает, что проект «Спасения Украины» приходит на смену провалившемуся проекту «Новороссии». Если раньше ставка делалась на раскол Украины на запад и восток, причем восток мыслился от Одессы до Харькова, то теперь в Кремле пытаются осуществить «колорадизацию» всей Украины. В Москве поняли, что ошиблись, переоценив степень развития сепаратистских и пророссийских настроений в Украине и, напротив, недооценив способность новых властей в Киеве мобилизовать силы на отпор российской агрессии. Теперь ставка сделана на то, чтобы со временем овладеть Киевом не военным, а политическим путем. Путин надеется свергнуть нынешнее украинское правительство, сочетая экономическое и политическое давление с атаками боевиков и российских войск. Расширяя экономические санкции против Украины, очередной жертвой которых должны стать поставки свинины и говядины, Москва хочет свести на нет украинский экспорт в Россию, но в то же время сохранить зависимость Украины от поставок российских энергоносителей. Выход же украинской продукции на европейские рынки Россия пытается предотвратить, ставя палки в колеса вступлению в силу в полном объеме Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза.
В случае успешной реализации подобной стратегии дефицит платежного баланса Украины будет только нарастать. Это создает почву для сохранения экономической нестабильности, а та, в свою очередь, — для политической дестабилизации. Последней также должны способствовать донбасские боевики, осуществляющие диверсионно-террористические акты по всей территории Украины. И создание 30-км демилитаризованной зоны на Донбассе, за которую так ратуют Россия и ОБСЕ, должно значительно облегчить пророссийским силам такого рода деятельность.
Здесь можно вспомнить нейтральную зону, созданную после Брестского мира в 1918 г. в пограничной зоне между Советской Россией и Украиной и другими территориями, оккупированными германскими войсками. В этой зоне, никем не контролируемой, базировались советские партизанские отряды, действовавшие в Украине и других территориях, от которых Советская Россия вынуждена была отказаться в Бресте. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что демилитаризованная зона на Донбассе, не подконтрольная никаким международным силам, станет одной большой базой для действий боевиков против Вооруженных сил Украины и мирного населения.
Задача же «Комитета спасения Украины» — вести пропаганду за смену Президента и правительства в Киеве, причем делать это вполне безопасным для себя образом — из России и оккупированных территорий Донбасса. А для западных стран «Комитет» будет позиционироваться как реальная украинская политическая сила, позиции которой надо учитывать как в переговорах о статусе Донбасса, так и при принятии новой конституции Украины, в отношении которой Азаров и компания полностью повторяют российские требования, включая федерализацию. И можно не сомневаться, что сторонники Путина на Западе сделают все, чтобы представить «Комитет» в виде легитимной политической силы, транслируя начатую в Москве пропагандистскую кампанию. А в случае возникновения в Киеве полноценного политического кризиса с территории «ДНР» и «ЛНР» наверняка будет предпринято полномасштабное наступление в попытке сокрушить Украинское государство и привести к власти в Украине российских марионеток.
Но, как представляется, Россия переоценивает свои возможности по влиянию на политическую жизнь Украины. Чтобы противостоять российским планам «мирного» захвата Украины, Киеву необходимо не идти ни на какие односторонние уступки в противостоянии на Донбассе, не сдавать там стратегических позиций, укреплять вооруженные силы и продолжать борьбу с коррупцией, которая худо-бедно началась только сейчас, почти через полтора года после «революции достоинства». Надо помнить, что сохраняется опасность, что шумиха вокруг «Комитета» и российских паспортов — это всего лишь пропагандистской прикрытие, призванное отвлечь внимание от подготовки нового российского наступления на Донбассе. Оно может последовать в любой момент.