Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обновленной Почтовой нужны зелень и паркинг

«Все недостатки можно исправить. Необходима готовность к этому и понимание, что мы хотим видеть на площади», — урбанист
1 сентября, 2015 - 10:37

На прошлой неделе мы рассказывали о нынешнем облике Почтовой площади, которую 24 августа частично открыли после реконструкции (материал «Сиеста на Почтовой площади» в номере «Дня» за 28-29 августа). Позитив есть, но многое — «не фонтан»: пандусы неудобные, нет велодорожек, немало вещей не доделано, и непонятно, зачем торопились с открытием площади ко Дню Независимости. В частности, мы цитировали сокоординатора Рады по вопросам урбанистики Киева и журналиста Григория Мельничука, который в своем блоге детально описал недостатки Почтовой в ее новом виде. Мы узнали у Григория Мельничука, как обустроить Почтовую площадь, чтобы она стала местом, комфортным не только для клиентов ресторанов на набережной, но и для всех пешеходов и автомобилистов.

КЛУМБЫ И ДОСТУПНОСТЬ

— Какие недостатки Почтовой площади нужно исправить прежде всего?

— Во-первых, стоит поработать над озеленением. В начальных проектах на площади были клумбы. То есть, не только плитка (в настоящий момент деревья на площади есть лишь в кадках. — Авт.). Клумбы должны быть. На площади и на набережной можно найти место для посадки деревьев. Это то, что просто исправить. Есть более сложные вещи. Например, на этом пространстве нужен паркинг. Можно найти место под него там, где строится торговый центр. Проложить велодорожку не очень сложно, но для этого нужно сносить часть построенного ресторана. Однако теоретически это тоже возможно.

Все можно исправить. Вопрос в том, чтобы была готовность к этому и понимание, что мы хотим видеть на Почтовой. Если говорить очень стратегически, в ведущих городах мира стараются уменьшить транспортные потоки вдоль рек и делают пешеходные набережные. Соответственно, возникает вопрос, что делать с Набережным шоссе: накрывать тоннелем, суживать или что-то другое. От этого будут зависеть и изменения на площади.

Простая вещь, которую можно сделать в рамках завершения реконструкции, — увеличить озеленение. И также решить вопрос с доступностью площади для людей с ограниченной мобильностью. В частности, поработать над вопросом лифтов, которые в настоящий момент встроены в ресторанные комплексы и не являются общедоступными.

— Кстати, что делать с очень крутыми пандусами?

— Пандусы, действительно, крутые. Думаю, должен быть какой-то архитектурный конкурс с четко поставленными задачами: увеличить озеленение, решить проблему пандусов и доступности территории для людей с особыми потребностями. Это все можно решить. Относительно пандусов — мероприятия могут быть разные. Можно сделать лифты, эскалаторы — в Одессе вдоль Потемкинской лестницы когда-то был эскалатор. Основная проблема в том, что все архитектурные решения на Почтовой площади внедрялись непублично. Архитекторы общались с теми же велосипедистами, но ни одной велодорожки на этой площади нет.

Проект транспортной развязки разрабатывал институт «Киевдормостпроект», директором которого является Владимир Воробьев. Был альтернативный проект, структурированный транспортником Виктором Петруком, но обсуждение этих двух концепций, как и принятие решения, что именно воплощать, были непубличными.

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — ОТСУТСТВИЕ ПАРКИНГА»

— Насколько грамотно сделана транспортная развязка на Почтовой площади?

— Тоннель имеет чрезмерную ширину. Ширина Набережного шоссе — шесть полос, а тоннеля — восемь. Соответственно, его можно было делать уже. Это бы стоило дешевле, и было бы больше места для того же торгового центра или подземного паркинга. Кроме того, когда будут (если будут) делать пешеходной улицу Сагайдачного, схема движения на Почтовой площади все равно изменится. Потому что транспорт по улице Боричев Ток должен двигаться в одну сторону, в сторону Днепра. То есть, будут проекты изменения транспортной схемы.

Большое неудобство для водителей — отсутствие левого поворота на Подол, если ехать от моста «Метро». Заезда на Подол нет, из-за этого возникают заторы на улицах Набережно-Крещатицкой и Набережно-Луговой.

— Что известно относительно будущего Киевского речного вокзала?

— В 2013 году презентовали концепцию речного вокзала как торгово-развлекательного центра с бутиками, галереей, рестораном. Это вся информация. С тех пор ничего не происходило.

— Что было бы хорошо сделать на Почтовой площади?

— Речной вокзал как торгово-развлекательный центр — возможно, такая идея имеет право на существование. Главная проблема Почтовой площади в нынешнем варианте — отсутствие мест для паркинга. Настроено несколько гостиниц, возводится торговый центр, рестораны, но нет паркинга. Необходимо решать эту проблему, потому что уже видим, что пешеходная набережная забивается машинами. И это еще не открыли рестораны, куда люди будут ездить не на маршрутках.

— Григорий, где, по вашему мнению, наиболее приемлемое место для паркинга?

— Логично делать подземные паркинги. И логично было бы сделать стоянку вместо строительства торговых центров под землей. Это, фактически, единственное место, где сейчас может быть паркинг. Вопрос паркинга обсуждался, периодически возникала идея строить его, даже сделать заезд в него из тоннеля. Но инвестор решил, что на паркинге он деньги не заработает, а на аренде торговых площадей — наоборот. Поэтому имеем площадь и торговый центр без паркинга.

Проблема, которая возникнет дальше, — это то, что людей будут пытаться загнать в торговый центр, потому что ликвидируют нынешний наземный переход возле фуникулера. Это не очень корректно, неудобно и создаст новые проблемы. Кстати, есть опасность, что обзорные площадки станут частью ресторанов. К ним есть выходы из ресторанов, и они построены так, что их очень удобно отгородить. Из этих площадок открываются лучшие виды на реку, а свободного доступа людей к ним может и не быть.

— Как власть и застройщик отреагировали на критику проекта?

— Пока никак. Это — не первая волна общественного возмущения по поводу Почтовой площади. Но застройщик работает так, как хочет, а Андрей Миргородский, архитектор, который занимается торговым центром,  также не имеет большого желания общаться с общественностью. И имеем то, что имеем.

Общественность может повлиять на проект реконструкции Почтовой площади через киевскую власть. Ведь заказчиком реконструкции является именно власть города. Соответственно, как заказчик она может вносить изменения в проект. Люди могут протестовать, поднимать информационную волну. И если городская власть займет соответствующую позицию, проект реконструкции Почтовой площади откорректируют.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Марии СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ