Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запоздалый консенсус

Эксперты: «Из-за введения импортного сбора до конца 2015 года ожидается потеря 6% ВВП»
2 сентября, 2015 - 11:15

Украинский бизнес, казалось бы, может торжествовать: Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) пообещало упразднить дополнительный импортный сбор. «По итогам последних встреч с представителями НБУ, Минфина и ВТО (Всемирная торговая организация), — рассказывает  министр Айварас Абромавичус, — есть консенсус отменить дополнительный импортный сбор с 1    января 2016 года, как это и планировалось ранее». В целом это, конечно, положительная новость, но, к сожалению, из разряда лучше поздно, чем никогда. Удивляет и то, что министр по этому вопросу никак не отреагировал на неоднократные обращения украинского бизнеса.

Дополнительный импортный сбор, введенный по предложению правительства Законом «О стабилизации платежного баланса Украины», принятом парламентом в конце 2014 года законе, как отмечают в МЭРТ, был частью общего макроэкономического пакета мер по улучшению ситуации с платежным балансом. Он был предусмотрен в связи со значительной экспортной ориентированностью экономики Украины и снижением мировых цен на традиционные товары украинского экспорта — продукцию черной металлургии, химической промышленности, а также на зерно, что  привело к углублению рецессии и возникновению макроэкономических диспропорций в экономике страны. Так, дефицит текущего счета платежного баланса по итогам 2014 года составил $5,3 миллиарда или 4% ВВП, а дефицит сводного платежного баланса вырос до $13,3 миллиарда — почти до 10% ВВП.

«Предварительные итоги (исследований) эффективности действия сбора свидетельствуют о (его) позитивном влиянии на достижение макроэкономической стабилизации в государстве. Принятые меры улучшили состояние платежного баланса и содействуют смягчению шоковых последствий турбулентности внешних рынков, которые сегодня наблюдаются», — говорится в сообщении МЭРТ. Если в январе-феврале дефицит текущего счета составлял $600 миллионов, то уже в марте—июне текущий счет был сведен с профицитом — $616 миллионов. По итогам июня этот показатель составил $361 миллион, и впервые с начала года сальдо внешней торговли товарами стало позитивным. По словам Абромавичуса, общий экономический эффект дополнительного импортного сбора, полученный  за счет снижения объемов импорта, оценивается в $1 миллиард. «Как экстраординарная и вынужденная мера, дополнительный импортный сбор достиг своей цели», — уверены в МЭРТ.

Предприниматели неоднократно призывали правительство отменить этот сбор и, в отличие от чиновников МЭРТ, показывали его пагубность для экономики страны. Как отмечалось, эта мера уже показала свою контрпродуктивность — она приносит национальной экономике больше вреда, чем пользы. В обращении 25 отраслевых объединений предприятий отечественной промышленности к руководству страны указывалось, что  задекларированная цель дополнительного импортного сбора стабилизировать платежный баланс и увеличить золотовалютные резервы достигается не столько благодаря его действию, сколько глубокой девальвацией национальной валюты, существенно сократившей спрос домашних хозяйств на товары иностранного производства.

Лидеры украинского бизнеса, в том числе Европейская Бизнес Ассоциация и Американская торговая палата, подчеркивали в обращении, принятом еще в середине июля, что дополнительный импортный сбор не является заметным фактором сдерживания импорта, а наоборот, из-за снижения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках ведет к падению экспорта и утрате позиций Украины на традиционных рынках сбыта. При этом страны — торговые партнеры Украины были вынуждены применять в ответ аналогичные меры. Например, с июля этого года дополнительный сбор на украинские товары в размере 5% и 10% ввел на 12 месяцев Узбекистан.

Авторы обращения отмечали, что размер ставки дополнительного импортного сбора во многих случаях превышает ставки ввозного сбора, что противоречит экономической логике. Так, в общих поступлениях ввозного сбора за 5 месяцев 2015 года ввозной сбор на товары, поставляемые субъектами предпринимательской деятельности, составляет 37,8%, дополнительный  — 55,6%. А в 2014 году, до ввода дополнительного сбора, обычный ввозной сбор достигал 88%. При этом авторы обращают внимание на то, что с введением дополнительного импортного сбора резко увеличился поток контрабанды, идущий в Украину и вредящий добросовестным производителям.

По мнению авторов обращения, фискальный эффект дополнительного сбора превышается его негативными эффектами: подорожанием сырья, комплектующих к оборудованию, запасных частей, технологий, а как следствие этого — ростом цен и сокращением потребления внутри страны, сдерживанием процессов модернизации предприятий.

В обращении даются ссылки на разработку специалистов Института экономических исследований и политических  консультаций. На основе данных Государственной фискальной службы и Государственной службы статистики ученые рассчитали долю  импортного сырья и комплектующих  в разрезе отраслей отечественного производства. Для аграрного комплекса она составляет 21,4%, для производства пищевых продуктов — 20,1%, для металла и металлоизделий — 47,4%, для производства химической продукции — 55,4%. Учитывая удельный вес импортной слагаемой в себестоимости отечественной продукции, ученые определили, что дополнительный импортный сбор совместно с дополнительными суммами, связанными с недостатками в администрировании НДС увеличивают себестоимость производства, ориентировочно на 305%, а в некоторых отраслях и до 7%. Это приводит к потере конкурентоспособности на внешних рынках и к существенному сокращению производства в отечественной перерабатывающей промышленности и. как следствие, к сокращению сумм налогов на прибыль, НДС, на доходы физических лиц, единого социального взноса и акцизов.

Рост негативной динамики влияния дополнительного импортного сбора на экономику Украины подтверждается моделированием в системе Global Trade Analysis Projekt (GTAP), проведенным Государственным НИИ информатизации и моделирования экономики. По результатам этой работы, как указывалось в обращении, действие только одного дополнительного импортного сбора приведет к концу 2015 года к сокращению реального ВВП ориентировочно на 6%, сокращению валовой добавленной стоимости в отраслях экономики в среднем  на 18,5%, росту внутренних цен на продукцию в среднем на 9,4%, росту экспортных цен на отечественную продукцию в среднем на 7,4%, к негативному налоговому эффекту на 36,3 миллиарда гривен. 

Каждый следующий месяц действия дополнительного импортного сбора, делают вывод авторы обращения, исходя из данных этого исследования, а также из текущих результатов работы украинской экономики, уменьшает шансы украинской перерабатывающей продукции в конкурентной борьбе на внешнем и внутреннем рынках. В этих условиях экономически более привлекательным становится производство сырья, а не наукоемкой высокотехнологической продукции с высоким уровнем переработки. «Следовательно, — отмечается в обращении, — дополнительный импортный сбор помогает закрепить статус страны как аграрно-сырьевого придатка». Авторы призывали всех тех, к кому обращались, «срочно инициировать отмену дополнительного импортного сбора».

Думается, приведенных в обращении аргументов вполне достаточно, чтобы прислушаться к этому призыву, звучащему, словно крик утопающего о помощи. Услышали, но не сразу,  а отреагировали далеко не срочно. Как видим из сообщения МЭРТ, сбор, несмотря на описанный тут вред экономике и конкретным предприятиям, будет кошмарить украинский бизнес аж до самого Нового года.

Не в восторге от этого намечающегося, но явно запоздалого решения и глава Общественного таможенного комитета при Одесском управлении фискальной службы Галина Вдовина. «Я не очень-то доверяю словам правительства и нашего премьера. В данном случае они работают по принципу лучше поздно, чем никогда. И, более того, этот сбор просто нельзя было вводить. Сегодня мы имеем от него сумасшедшие негативные последствия, как для отечественного производства, так и для многих экономических аспектов  жизни в стране, включая наполнение нашего бюджета. И все-таки будем надеяться, что разум восторжествовал, и наши руководители, наконец, поняли, что результат от этого  сбора совсем не тот, какой нужен стране».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ