Кабмин инициирует реформу, которая увеличит пропускную способность портов на 15 — 20%. Украинские порты фиксируют уменьшение транзитных грузов. По данным ГП «Администрация морских портов Украины», за семь месяцев 2015 года объем грузопереработки в портах составил 82,174 миллиона тонн (на 1,8% больше прошлогоднего показателя). Но при этом перевалка транзитных грузов составила лишь 10,929 миллиона тонн, что означает падение на 16,7% к показателю 2014 г. Стремительный прирост показывает только каботаж — 3,857 миллиона тонн (соответственно +823%). Но это те грузы, которые ранее шли напрямик в порт Мариуполь, а теперь их перегружают на меньшие суда в портах на Черноморском побережье, что только делает доставку дороже. Негативная «транзитно-грузовая» тенденция наметилась несколько лет назад, а последовавшее затем обострение отношений с Россией и начало боевых действий только усилило эффект. Этому способствовал ряд факторов.
Во-первых, курс на сокращение транзита своих грузов через порты соседних государств, в том числе и Украины, давно взяла Россия, которая была нашим основным транзитером. «Одной из основных задач, стоящих перед морскими портами Азово-Черноморского бассейна, станет перевод грузов, ориентированных на Россию, из украинских портов», — гласила стратегия развития портов России до 2030 года, которая была утверждена около пяти лет назад.
Во-вторых, Украина теряет и другие транзитные потоки. «Все предыдущие годы грузы клиентов, следовавших из Западной Украины, массово «убегали» в порты Польши — под возмущенные призывы отечественных экспедиторов хоть что-то предпринять реальное. Покинули порты Одессы и грузы молдавских клиентов», — констатирует координатор движения «НЕТ коррупции на транспорте» Александр Захаров. Составляет конкуренцию Украине и Румыния с ее крупным портом Констанца. Резко сократила перевалку через украинские порты как минеральных удобрений, так и нефтепродуктов Беларусь. Из-за ценовой неконкурентности украинского направления она предпочитает пользоваться услугами портов Литвы и Латвии.
Сейчас власти говорят о необходимости изменить ситуацию к лучшему. Ведь наращивание транзитных потоков означает и поступления в государственный бюджет за счет роста количества грузоперевозок. Определенные меры для этого уже предприняты. Так, утвержденные Кабинетом Министров постановления должны сократить время пребывания судна в порту и увеличить пропускную способность портов на 15 — 20%. Чиновники обещают, что срок оформления транзитных грузов будет составлять один час, тогда как сейчас эта процедура длится 10 — 15 часов, в некоторых случаях — и до нескольких суток. Правительство Украины также приняло решение о введении эксперимента по уменьшению вдвое портовых сборов для транзитных грузов.
«Насколько эффективной будет эта идея — поймем не раньше чем через полгода. Потому что снижение на 50% сборов не означает, что нам удастся быстро восстановить доверие со стороны международных перевозчиков. Поскольку это доверие подрывалось на протяжении многих лет коррупцией, бюрократией. Нам придется много проводить встреч и убеждать бизнес», — говорит министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. «Если к нам вернется Maersk (один из крупнейших перевозчиков. — Авт.), я буду самым счастливым человеком в мире. Если они вернутся — то это миллионы тонн грузов, это сотни рабочих мест», — говорил он, отметив, что сейчас контейнерные терминалы в украинских портах находятся в плачевном состоянии.
В числе прочего украинские чиновники надеются на возвращение белорусских грузов. Вице-премьер Украины Валерий Вощевский поручил профильным госорганам страны изучить возможность упрощения процедур для этих судов, следующих транзитом через украинские порты, процедуры оформления грузов. Распоряжение получили: Министерство инфраструктуры, финансов, иностранных дел, Государственная фискальная служба и Администрация Госпогранслужбы. Участники рынка считают, что предложенные скидки должны заинтересовать белорусов.
В то же время Андрей Пивоварский говорит, что транзитеров Украина потеряла из-за бюрократии. «Основная причина — не портовые сборы, не рыночная конъюнктура, а бюрократия», — подчеркнул министр. Так что важным сигналом для перевозчиков должно стать реальное упрощение прохождения грузов. Ранее критику вызывало стопроцентное взвешивание и рентгеновское сканирование импортных и транзитных контейнеров фискальной службой. Сейчас Мининфраструктуры предлагает ввести ответственность за необоснованный простой судна по вине чиновника.
От контролирующих органов в этой ситуации зависит много. И тут даже дело не в наличии соответствующего «распоряжения сверху», а в том, будут ли его выполнять. Ведь меры по ускорению процедур прохождения грузов вроде как предпринимались и ранее. Координатор движения «НЕТ коррупции на транспорте» Александр Захаров ссылается на письмо Maersk руководству Ильичевского морского порта, которое компания написала еще в 2011 году. «Приказ Государственной таможенной службы Украины №1127 от 01.10.2010 «Об ускорении таможенных процедур в международных пунктах пропуска через государственную границу Украины для морского (речного) и паромного сообщения, которые расположены в зоне деятельности Южной таможни», а также распоряжение премьер-министра Украины от 29.09.2010 г. «О сокращении времени проведения таможенного досмотра товаров в контейнерах на территории морских портов», на основании которого принят приказ, регулярно не выполняются», — писал тогда гендиректор «Мерск Украина Лдт» Еспер Педерсен.
Александр Захаров также подчеркивает важность скорости прохождения груза. «Не дело таможни влезать в контракт, цены. Заметили явное несоответствие, обратите внимание налоговой — и пропускайте товар дальше. Сегодня лучшие экономики мира соревнуются именно в скорости оборота», — говорит он. К тому же, несмотря на позитивные изменения, участники рынка все равно отмечают коррупционную составляющую в портах. «Имеющиеся проблемы не искоренены. И виноваты мы сами. За свои права борются порядка 25%, остальные еще не уважают себя настолько, чтобы бороться за свое право. Система это очень хорошо чувствует», — отмечал, в частности, глава профсоюза экспедиторов Виктор Берестенко.
В любом случае, до конца этого года, как следует со слов самих чиновников профильного министерства, никакого увеличения транзита в портах ждать не приходится. Собственно, и в портах говорят об этом. Так, Ильичевский порт ожидает в этом году даже сокращения потока транзитных грузов почти на 16% по сравнению с 2014 годом. Объясняют это, в частности, уменьшением суммарной доли чугуна, существенным сокращением грузопотоков из Российской Федерации и усилением конкуренции в борьбе за транзитные грузы со стороны стран Балтии, а также уменьшением транзита серы через территорию Украины.