В нашей истории немало выдающихся имен, которые знает и уважает каждый украинец. Имя Андрея Шептицкого было несправедливо забыто. Во времена советской власти Митрополита Андрея записали в ранг врагов, над компрометацией Шептицкого работал целый отдел НКВД. О душпастырской деятельности выдающегося церковного и общественного деятеля, мецената украинской культуры Митрополита Андрея общественности хорошо известно. Андрей Шептицкий является основателем Греко-католической богословской академии во Львове, он построил четыре общеобразовательные школы, две духовные семинарии, финансировал обучение способной молодежи за рубежом, в частности, музыкальное образование Соломии Крушельницкой, живописную школу Олексы Новакивского, основал первый в Украине Национальный музей, приобретя для него более 15 тысяч экспонатов.
Меньше известно о хозяйственной, бизнес-деятельности Митрополита. Андрей Шептицкий был самым успешным экономистом Галичины в ХХ веке. Он создал «Маслосоюз», молочные продукты которого не знали конкуренции в Европе, ряд кооперативных союзов, построил шесть заводов по выпуску товаров широкого потребления (кафельный, кирпичный, кондитерских изделий и т. п.), учредил земельный банк. О его успехах в ведении бизнеса свидетельствует и то, что им было проложено более 120 километров железной дороги, которая соединяла города Стрый и Станислав (современный Ивано-Франковск).
Поэтому и решил побывать в его семейном гнезде в селе Прилбичи, подышать его воздухом, полюбоваться околицами, пообщаться с его односельчанами, чтобы понять, постичь корни истоков его величественной, многогранной личности. Предки Митрополита происходили из древнего боярского рода времен Галицкого княжества, а село Прилбичи приобрел в ХVІІІ веке Перемиский греко-католический епископ Атанасий Шептицкий.
На обочине, недалеко от села, останавливаю свой автомобиль. Типично средневековое планирование поселка: слева, в широкой ложбине — длинный-предлинный пруд, справа — овраги, испещренные небольшими потоками. Еще дальше — поля, а за ними темнеет пятно леса. А на горбатой гряде живописное село, где у дороги, обсаженной очень старыми липами, с обеих сторон вся инфраструктура поселка.
Две церкви, школа, детский сад, сельский совет, акушерско-фельдшерский пункт, несколько магазинов, кафетерий, ну и, конечно, кладбище. Во дворе замечательной церкви памятник Митрополиту Андрею и его брату Блаженному Климентию, а через дорогу, в тенистом парке, огромный камень с надписью: «На цьому місці стояла родинна садиба, де 29 липня 1865 року народився Слуга Божий Митрополит Андрей Шептицький».
Священник местной церкви отец Андрей Стадницкий рассказал: «У графа Ивана Шептицкого и его жены Софии были семеро сыновей, двое умерли в раннем возрасте, а пятеро стали известными людьми Галичины. На семейном подворье в селе Прилбичи остался самый молодой, граф Лев, с женой Ядвигой. О том ужасе, который произошел в воскресный день 27 сентября 1939 года, рассказывать тяжело. Во время Службы Божьей в церковь зашли энкаведисты. Они вывели во двор владельца имения графа Льва с женой и священником. Приказали выкопать яму и в присутствии оцепеневших прихожан расстреляли. То же сделали и с семейной усыпальницей Шептицких, в которой покоились вечным сном одиннадцать предков Митрополита Андрея».
В толстых железных дверях усыпальницы я насчитал более 13 пулевых отверстий размером с человеческий палец (стреляли, очевидно, из крупнокалиберного пулемета).
Поэтому не сложно представить себе психологическое состояние тогдашнего галицкого селянства после увиденных зрелищ, ведь на его глазах расстреливали не только живых, но и мертвых. А действовали большевики по своей привычной, многократно апробированной схеме — убей хозяина, разграбь его имущество, а землю, скот, инвентарь убитого раздай селянам, чтобы со временем забрать все назад, в колхозы, превратив селянина в бесправного крепостного. То же произошло и в Прилбичах, где в 1947 году «освободители» организовали колхоз и назвали его, словно в насмешку над людьми, — «Россией»!
В довершение надругательства над достоинством селян из крипты, усыпальницы графов Шептицких, выбросили останки усопших, превратив замечательное неоготическое сооружение в склад ядохимикатов.
В разговоре со мной отец Андрей Стадницкий жаловался: «Для местного музея Митрополита не хватает аутентичных экспонатов, а в графском имении были портреты семьи Шептицких, коллекция старинной мебели и монет, художественного фарфора, средневековое оружие, старопечатные издания, только библиотека насчитывала более 5 тысяч книг. Все это «красные» вандалы куда-то вывезли, и где-то припадает оно сейчас пылью, а место им здесь, в Прилбичах, в семейном гнезде Шептицких».
23 июня 1941 года подразделение саперного батальона «красных» вместо того, чтобы подрывать танковые колонны «коричневых», которые шли на восток, уничтожило прекрасный архитектурный памятник — дворец Шептицких. Не лучшим образом вели себя в Галичине и немецкие оккупанты. Гестапо расстреляло брата Митрополита Андрея, Александра. Общаясь с селянами, я многое узнал о человеческих чертах графа Ивана, отца будущего Митрополита.
Был он человеком строгим, но справедливым, будучи заботливым хозяином, ввел в своем имении режим вольнонаемного труда. Умел находить хороших специалистов, для которых построил в селе несколько двух- и четырехквартирных домов, работящим селянам бесплатно предоставлял земельные участки под застройку, позволял людям пользоваться водопроводом, который шел из источников Высокой Горы до построенной им винокурни. Будучи послом в Галицком сейме, добился строительства каменной дороги от села до Яворова и Судовой Вишни.
О морально-этических принципах графа Ивана говорит и тот факт, что у одного беспробудного пьяницы он забрал трех его детей, принял в свой дом, предоставив им образование и профессию. В центре села граф ликвидировал корчму, сделав в ней «захоронку» (детский сад) и содержал его на свои средства.
В 2004 году останки графа Льва и графини Ядвиги перезахоронили в семейной усыпальнице, антропологи идентифицировали и других умерших из большой семьи Шептицких и покоятся они в настоящее время в фамильной гробнице.
Мое посещение родового гнезда Шептицких в селе Прилбичи наталкивает на невеселые размышления о бывшем и нынешнем состоянии политической, военной и бизнесовой элиты в Украине.
В прошлые века боярские роды Галичины Сангушки, Сапиги, Шептицкие, Потоцкие, Чарторыйские, Вишневецкие, Островские были ополячены, и Червенская Русь была обезглавлена.
В Большой Украине боярские, казацкие роды Кочубеев, Розумовских, Скоропадских, Лизогубов, Безбородько, Полуботков, Орликов, Калнышевских и других были физически уничтожены или же омосковщены, что также было причиной военной стагнации украинского общества.
Граф Андрей Шептицкий сумел вырваться из этого заклятого круга этноцида, и в этом его величие. Есть ли понимание своей исторической миссии у сегодняшней элиты?
Вопрос дискуссионный. В этом я убедился, проведя один день в семейном селе графов Шептицких.