Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гражданство или — депортация

Иностранцы-добровольцы просят Президента разрешить им официально стать украинцами, иначе им грозит выдворение и политические преследования
16 сентября, 2015 - 10:05

Идя на войну, они рискуют собственным здоровьем и жизнью, но свято верят, что в этом конфликте решается судьба и их государства. Оставаясь дома, они рискуют стать политическими узниками — за свои идеи и проукраинскую позицию. А о рисках возвращения домой, в Россию, Беларусь, Польшу, Грузию или Израиль, после многих месяцев войны на стороне Украины, лишь догадываются, поэтому свои имена скрывают, а лица в основном прячут. Сколько их — иностранцев и лиц без гражданства, которые воюют на стороне Украины, никто точную цифру не назовет. В ДУК «Правый сектор» таких у себя насчитали полсотни, в Генштабе — более тысячи, а в благотворительном волонтерском фонде «Мир и Ко» такой список сейчас составляют, чтобы иметь реальную картину.

 Почти год иностранцы-добровольцы ждут выполнения обещания президента, что могут официально стать украинцами. Однако напрасно. Из-за чего этим людям не разрешили законно воевать за Украину, а заодно оградить их от депортации или политических преследований у себя дома, эксперты разводят руками. Почему поехали в Украину воевать, у каждого своя мотивация и история, но концовка сводится к тому, что украинство — это едва ли не единственный шанс остаться на свободе. Так, Олег Жданов из Владивостока, рассказывая свою историю, говорит, что в России нельзя отделять военную эмиграцию от политической, это проблема комплексная.

«Многие с самого начала приезжают из России как политэмигранты. Мы приехали в Украину еще с одним парнем, но он в настоящее время скрывается, потому что находится в федеральном розыске по статье 282-й, политической. А потом он пошел в один из добровольческих батальонов. У меня тоже похожая ситуация, единственное, что я был следующим за ним в списке, меня также приглашали в отдел по борьбе с экстремизмом. Я в России занимался как раз тем, что помогал людям, которых преследовали по статье 282-й. Я знал, что буду следующим, поехал эмигрантом, стал волонтером, а затем пошел в Пески под аэропорт воевать»,        — рассказывает Олег.

В гражданстве Олегу Жданову отказали. Аналогичный ответ получил боец батальона «Донбасс» Дмитрий Билогорцев, который уже восемь лет живет, правда, без паспорта, лишь с видом на жительство. Сейчас он хочет получить гражданство, потому что без этого не имеет права защищать Украину на фронте. Чтобы помочь этим бойцам, фонд «Мир и Ко» собирает подписи под коллективным обращением к Президенту Украины: с просьбой предоставить гражданство иностранным добровольцам, а для этого необходимо подготовить соответствующий указ. По словам Билогорцева, ежемесячно по такому президентскому указу гражданство получают около сотни лиц, лишь двое из них за два года — это граждане России, которые воевали на Донбассе. Военные не понимают, почему Украина не видит в них потребности и запроса. Приводят свои «железные аргументы», что кроме устных обещаний от руководителей государства, есть решение Верховной Рады, что люди, которые принимали участие в боевых действиях, имеют высокие заслуги перед государством, подпадают под президентский указ относительно предоставления гражданства.

Есть более простой путь урегулировать этот вопрос: проголосовать в парламенте за два законопроекта (№1901 относительно упрощения порядка предоставления гражданства Украины отдельным категориям лиц и №2389 относительно легализации иностранцев в АТО), которые были поддержаны депутатами в первом чтении еще весной этого года, прошли согласование в комитетах ВР. Однако до сих пор законопроекты не включаются в повестку дня для окончательного утверждения.

«А сейчас существует опасность, что кого-то нужно депортировать. Что их ждет в Беларуси или России, последствия можно только представить. Поэтому будем подавать обращение в Государственную миграционную службу, чтобы продлили срок пребывания этих лиц и не делали по этому поводу «резких» движений». Мы так сохраним свое лицо и хоть немного отблагодарим тех людей, это мы их должны просить стать гражданами Украины»,      — добавил нардеп Дмитрий Добродомов, который пообещал коллективное обращение бойцов донести до главы государства.

Между тем бойцы фиксируют случаи депортации своих побратимов или близкое ее приближение. По словам Дмитрия Билогорцева, двое его знакомых до 1 августа должны были покинуть Украину по решению миграционной службы, но сделали это самостоятельно, не ожидая времени «Ч», однако связи с ними теперь нет. И об их жизни в России ничего неизвестно. Активисты рассказывают, что поляки, например, если вернутся домой, по своему законодательству могут считаться наемниками.

Личные переписки с министерствами результатов тоже не дают. «Мы получили ответ от МИД, что гражданство Украины можно получить только после разрешения компетентных органов республики Беларусь на выезд. Но у нас есть справка одного из наших бойцов, который вернулся в Беларусь как раз тогда, когда у него закончился разрешенный срок пребывания, УКГБ по Брестской области выдало ему справку о запрете на выезд из Республики Беларусь, то есть это не пустые слова, существует реальная угроза для этих людей», — добавляет Билогорцев.

Бойцам «Правого сектора» несколько месяцев назад в Администрации Президента предложили составить списки людей, которые нуждаются в гражданстве, а впоследствии сообщили, что документы заполнены неправильно. На этом сотрудничество вообще прекратилось. Поэтому бойцы надеются, что Президент отреагирует на их коллективное обращение уже конкретными действиями, а не обещаниями.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ