Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трилогия тревоги нашей

25 сентября, 2015 - 12:51
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На нынешнем Львовском книжном форуме презентовался ряд изданий, касавшихся нынешней российско-украинской войны, стыдливо именуемой у нас АТО. Это понятно — тема горячая. Однако преимущественно это не столько осмысление событий, сколько их описание. Вероятно, не единственное ли здесь исключение — трилогия «Котел», «Я — свідок», «Катастрофа і тріумф», выпущенные газетой «День» под общей редакцией Ларисы Ившиной. По крайней мере в этих книгах есть попытка дать ответ на вопрос, почему Украина оказалась объектом агрессии России и что в настоящий момент у нас происходит.

БОЛЬШОЙ КОТЕЛ

Слово «котел» у украинцев вызывает негативные ассоциации. Сразу возникают ассоциации с Иловайским котлом, где погибли сотни наших воинов. Точное количество которых мы так и не знаем, как и «не знаем», кто виноват в этой трагедии.

Однако в первой книге трилогии «Котел» речь идет о другом. О том «котле», в котором оказалась Украина. «Котел», который создала нам власть и олигархат. И из которого, несмотря на смену властей, мы так и не выбрались, но продолжаем терять — и людей, и ресурсы.

Архитектором этого «котла» (так следует из книги) является второй Президент Украины Леонид Кучма. Правда, читая книгу, часто задаешь себе вопрос, насколько последний является продуктом системы, а насколько ее создателем.

Собственно, в книге, упорядоченной Иваном Капсамуном, собраны интервью, а также материалы, касающиеся резонансных дел периода независимости — прежде всего убийства Георгия Гонгадзе.

Да, дело последнего является наиболее резонансным. Оно стало толчком для появления могучего движения «Украина без Кучмы». С позиции дня сегодняшнего не стоит оценивать это движение однозначно. С помощью этого движения некоторые силы пытались прийти к власти (причем, получив вожделенную власть, они оказывались не лучшие, а то и хуже кучмистов), было здесь немало и манипулятивности, использовала это движение и Россия, ведь оно давало возможность скомпрометировать украинскую власть в глазах Запада и заставить ее дальше «плыть за российским кораблем».

Но это движение засвидетельствовало и другое. Что украинцы не хотят мириться с властным цинизмом. Они требуют если не честной, то хотя бы прозрачной власти. Требуют действительно гуманного (в широком смысле) отношения к человеку, каким бы он ни был — «большим» или «маленьким».

К сожалению, это требование гуманного отношения власти к человеку, включая и решение элементарных социальных проблем, не было решено ни движением «Украина без Кучмы», ни Оранжевой революцией, ни Революцией достоинства. А то, что происходит в Украине сегодня, свидетельствует только об усилении дегуманизации — что в принципе может вылиться в очередной взрыв.

Но вернемся к книге. Хотя основное внимание в ней сосредоточено на убийстве Гонгадзе, рассказывается и о других «странных» убийствах «эпохи Кучмы» — Евгения Щербаня, Вадима Гетьмана, Юрия Кравченко и др. Да, эти убийства не были настолько резонансными и знаковыми, как убийство Гонгадзе. Но, похоже, значение этих убийств было намного более важно, чем убийство известного журналиста. Эти убийства изменили определенные векторы развития Украины. Убийство Евгения Щербаня, который демонстрировал свою оппозиционность к Кучме, привело к тому, что на Донбассе появились новые хозяева (скорее всего, назначенные из России или по крайней мере согласованные с высшим российским руководством). Сам же Донбасс был отдан в концессию России. Что касается убийства Гетмана, то в его результате Украина потеряла влиятельного проукраинского лидера, который пытался строить относительно цивилизованные экономические отношения. А якобы самоубийства Юрия Кравченко и Георгия Кирпы «похоронили» немало важных тайн власти времен Кучмы.

Читая книгу «Котел», начинаешь понимать, что во времена независимости в Украине сформировалась страшная антигуманная система. Это система, при которой власть (как политическая, так и экономическая) находится в руках нескольких десятков богатых семей (олигархических кланов). Они, как правило, паразитируют на тех промышленных ресурсах, которые достались им еще со времен СССР, а также на природных и транзитных ресурсах, практически не создавая ничего нового. Эти кланы, не принимая конкуренции, уничтожают средний и малый бизнес. Они также систематически разворовывают бюджетные средства, доводя до обнищания основную часть населения. При такой системе экономика не является эффективной. Это преимущественно «экономика паразитирования», ведущая к фантастическому обогащению верхов и обнищанию основной массы населения. Как правило, такая экономика в значительной мере зависима от внешних факторов — она не может быть достаточно самостоятельной. Соответственно и олигархат «интернационализируется». Для него реальные национальные интересы не значат практически ничего.

В руках олигархата сосредоточена политическая власть. Соответственно они контролируют чиновничество, которому позволяют иметь свою часть «олигархического пирога» (преимущественно с помощью коррупционных сделок). Олигархат сосредоточил в своих руках и основные медийные ресурсы, позволяющие ему относительно легко манипулировать мнением населения и приводить к власти с помощью вроде бы демократических выборов нужных ему людей.

Такая система, конечно, отбрасывает неугодных, не останавливаясь перед убийствами. Политические убийства, как и убийства на экономической почве, стали в Украине привычным явлением. И что самое страшное — безнаказанным. Найдены ли убийцы и заказчики Евгения Щербаня, Вадима Гетьмана, Георгия Гонгадзе, Вячеслава Черновола?.. Список можно продолжать.

Однако в последнее время аппетит олигархического молоха стал вообще ненасытным. Небесная сотня, тысячи погибших на востоке Украины. Для этой системы человеческая жизнь — почти ничто.

«КИСЕЛЬНЫЙ» ДОНБАСС

Вторая часть трилогии, книга Валентина Торбы «Я — свідок», показывает, как работает этот олигархический молох на конкретной (и, вероятно, самой проблемной) территории — на Донбассе.

Автор — луганчанин. Он любит свой Луганск. Как и Донбасс. Ему пришлось пережить и «русскую весну», и горячее лето 2014 года в своем родном городе. Он, можно сказать, держался до последнего — пока не появилась угроза его жизни.

Это словно взгляд свидетеля событий, который иногда сам принимает в них непосредственное участие. Но свидетеля вдумчивого, воспринимающего не только то, что лежит на поверхности, но и пытающегося анализировать, «достигать глубин».

Торба показывает, как Луганщина оказалась в руках местного олигарха Александра Ефремова, который фактически был вассалом Москвы и выполнял ее указания. Как с помощью этого олигарха и подконтрольных ему структур навязывались пророссийские взгляды на Луганщине. Приблизительно то же самое делали другие олигархи на территории Донецкой области.

К «русской весне» 2014 г. на Донбассе готовились не год и не два. Это и планомерная русификация, навязывание соответствующих пророссийских стереотипов, символики. Автор, например, пишет, что еще до этих событий на массовых мероприятиях начали появляться российские триколоры. На «русский мир» работали коммунисты, регионалы, подконтрольные им общественные и даже государственные структуры, большинство масс-медиа. Свою лепту в это дело внесли и священники т.н. Украинской православной церкви. «Это они, — пишет Торба, — одними из первых подняли триколоры в Луганске, это они под видом веры, духовности и чего-то светлого устраивали крестные шествия с лозунгами «Не будем кормить Евросодом!». Это они психологически цементировали вроде бы совсем разные вещи, подменив Бога царем Путиным, веру — фанатизмом, а церкви превратили в агитационные палатки и центры вербовки. Московский патриархат в Украине, попы которого еще в 2004-м в Сватове святили портреты пророссийского Януковича, — действенная, активная сила по уничтожению украинской государственности, вместе с коммунистами прямо связанная с провокациями и террором, который впоследствии запылает на востоке Украины».

Ефремов и его соратники, разворовывающие ресурсы Луганщины, постоянно ездили в Москву за инструкциями. Они взяли под контроль местную власть, силовые структуры. Здесь, по большому счету, российскими шовинистами-ефремовцами все было куплено и «схвачено».

И вот наступило время «Х». Торба пишет: «Восток в действительности не хотел воевать. Слишком кисельным он был, слишком больным. Именно на эту хилость потом жаловались посланные из России вожаки. Не война интересовала Донбасс, его интересовал паек. Но даже у самого мизерного есть струнки собственного достоинства. И чем он мизернее, тем гордость эта уродливее, тем ужаснее звучат те струны и режут слух. Комплекс второсортности — гнилой червяк, который точил Донбасс изнутри и заставлял искать компенсацию в отождествлении себя с чем-то «большим». Таким большим и надежным, мощным и непобедимым для многих на Донбассе стал образ России».

Автор действительно на многочисленных примерах показывает, что абсолютное большинство донбассовцев не хотело воевать. Но создана была соответствующая атмосфера, когда это большинство ожидало «пришествия России». И хотя здесь были украинские патриоты, но их было меньшинство и они не имели поддержки ни со стороны местной власти, ни даже киевской.

В книге показано, как происходил захват в Луганске СБУ, облгосадминистрации, прокуратур, милиции. Это напоминало плохой водевиль. Схема приблизительно такая: чиновники практически не оказывают никакого сопротивления, они, очевидно, получив за это определенную мзду, сдают помещения боевикам, которыми реально руководят завезенные россияне. После этого в захваченных помещениях начинается «идейная» вакханалия, которая по большей части сопровождается пьянством, а также люмпенским наслаждением от власти. «Кисельный» Луганск молчал и наблюдал за этим водевилем, надеясь, что все это как-то нормализуется. Не нормализовалось. Сюда пришла «Рас-с-и-и-я», которую призывали боевики. И началась настоящая война, которой луганчане не хотели. Но их никто уже не спрашивал.

В книге есть немало интересных фактов. Есть там и немало материалов для размышлений. И, собственно, самих размышлений. Особенно, с моей точки зрения, достойно внимания «интервью» с человеком, которого автор именует Николаем Ивановичем. В нем фактически показана анатомия трагедии Донбасса.

О книге можно еще много говорить. Но лучше ее прочитать. Хотелось, чтобы это сделали как можно больше людей. А особенно те, которые находятся при власти.

С НАДЕЖДОЙ НА ПОБЕДУ

Завершающую часть трилогии, «Катастрофа і тріумф», составителем которой была Мария Семенченко, можно назвать оптимистической трагедией. Здесь и рассказы об оккупации Крыма, Иловайском котле, обороне Донецкого аэропорта, тяжелых боях под Дебальцево и о других «буднях войны». Много здесь крови, трагедий. Но, несмотря на это, звучит оптимизм. Ведь у нас есть добровольцы, которые сознательно пошли на эту войну, есть сильные духом воины, готовые стоять до конца, есть волонтеры, которые фактически занимаются тыловым обеспечением армии и поддерживают боевой дух наших защитников. Эти люди верят в победу и пытаются приблизить ее.

Но, читая эти истории, начинаешь понимать, что дело не только и не столько во враге, с которым мы воюем. Дело в ненадежности нашего тыла, в той прогнившей олигархической системе, которую мы имеем. Уместно привести из книги слова погибшего майора Виталия Постолаки из Закарпатской области. Он говорил: «Сегодня десятки тысяч настоящих патриотов Украины взяли в руки оружие, чтобы защищать Отчизну от внешнего врага. Между тем наш внутренний враг, маскирующийся под государственника, уничтожает ее изнутри. Уничтожает коррупцией, продажностью, обворовыванием народа, безразличием к тем, кто их содержит и кормит. Наша бригада, где служит много закарпатцев разных национальностей, считается одной из самых боеспособных в Вооруженных силах Украины. Таким воинским формированием можно только гордиться. О нас заботятся волонтеры, родственники, бывшие коллеги по гражданской жизни. Но ни председатель ОГА, ни председатель облсовета Закарпатской области, ни один народный или областной депутат от Закарпатья, ни один чиновник за эти полгода так и не осмелился приехать к нам, поддержать воинов-земляков морально, поблагодарить ребят из Ужгорода и Мукачева, Берегова и Тячева, из верховинских и притисянских сел за нашу службу. Им — не до нас. У них — заботы об «откатах» и «дерибанах», «распилах» бюджета и лоббирование собственного бизнеса. Мы, люди военные, все это хорошо видим, понимаем и делаем соответствующие выводы». К сожалению, добавить к этому нечего. Это не только закарпатская, это — общегосударственная проблема. Это тот олигархический котел, в котором мы сегодня находимся. Удастся ли нам выбраться из него? И скольких это будет стоить жизней?

Но будем оптимистами. Мы — сильные. И это продемонстрировала война на Донбассе.

Петр КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ