Итоги газовых переговоров в Брюсселе тут же сказались на реальной поддержке Украины со стороны стран Евросоюза. 30 сентября совет директоров Европейского банка реконструкции и развития утвердил проект предоставления «Нафтогазу Украины» кредита под государственные гарантии в размере до $300 миллионов на закупку природного газа на европейском рынке для заполнения хранилищ на отопительный сезон.
В тот же день премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил на заседании правительства, что оно уже накопило на счету $500 миллионов, а решение ЕБРР позволит разблокировать и получить еще $500 миллионов от Всемирного банка под госгарантии на закупку газа. «Таким образом, суммарный пакет финансовых средств, необходимый для того, чтоб пройти зиму, составляет около $1,3 миллиарда, из которых $500 миллионов уже на счету», — сказал премьер.
Между тем ЕБРР уточнил, что этот кредит, являющийся технической помощью для выполнения плана действий в сфере корпоративного управления «Нафтогаза Украины», оплачивается с Мультидонорского счета ЕБРР для Украины, который был создан банком в 2014 году и финансируется Финляндией, Францией, Германией, Голландией, Швецией, Швейцарией, Великобританией, США, Данией, Японией и Норвегией.
Управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Фрэнсис Малиж (Francis Malige) сообщил, что банк требует, чтобы покупка газа проводилась на тендерах, и каждый из них соответствовал требованиям банка относительно закупки товаров или услуг. ЕБРР также указал, что кредит предполагает поддержку в таких ключевых сферах, как создание действительно независимого регулятора, совершенствование тарифной методологии, а также внедрение кодекса газовых сетей.
Вполне очевидно, что успех газовых переговоров в Брюсселе может обеспечить не только энергетическому блоку, но и всему украинскому правительству большую устойчивость и электоральную поддержку. 30 сентября, не дожидаясь подписания трехстороннего соглашения, Яценюк заявил на заседании Кабмина, что правительство принимает решение о компенсации разницы в цене на природный газ за счет госбюджета для домохозяйств, использующих газ для отопления в объеме 200 кубометров газа по цене 3600 гривен, что вдвое дешевле, чем рыночная цена природного газа.
Комментируя итоги переговоров в Брюсселе и полученную украинцами сразу же вслед за этим социальную скидку, экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский в разговоре с «Днем» сказал: «В Брюсселе у правительства не было другого варианта, кроме как парафировать обязывающий протокол. Итоги переговоров коротко можно оценить так: Брюссель выиграл, Москва выиграла, Украина не проиграла. У Украины не было выбора. У нас не хватает 8—10 миллиардов кубометров газа. Это — факт. Европу интересовало это и больше ничего. России нужно было продать свой газ, которого у нее много. Россия свои вопросы решила, Европа тоже. Украина согласилась с тем, что ей предлагалось. Дело в том, что мы остановились на малом реверсе газа из Европы, и это является максимумом (14,5 миллиарда кубометров), что можно оттуда получить, Этого нам мало. Повторяю, другого варианта у нас не было».
Что касается снижения социальной нормы, то Соколовский считает, что «формально между этим решением правительства и итогами переговоров в Брюсселе вроде бы нет связи, и снижения социальной нормы и цены на газ не должно было бы быть». «Импортный газ покупается по одной цене, а тот, который потребляется тут (газ собственной добычи), по другой, — отмечает эксперт. — Думаю, правительство испугалось того, что найдутся специалисты, а их более чем достаточно, которые докажут и расскажут народу, а это очень важно перед выборами, что тарифы были завышены. То есть правительство в определенной мере исправляет свои ошибки, хотя и не говорит об этом».