В ближайшее воскресенье в Украине изберут не только местные власти. Выборы покажут, пригодны ли, по мнению украинцев, нынешние правящие партии к тому, чтобы и дальше руководить страной. Многое будет решаться в самые последние дни перед голосованием, и искушенные политики используют их для того, чтобы заполучить как можно больше электоральных симпатий.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСКЛАД
Так, парламентская фракция «Батьківщина» в последнюю неделю перед 25 октября инициирует внеочередную сессию Верховной Рады, чтобы принять на ней решение о снижении тарифов для населения на отопление. «Мы хотим инициировать внеочередную сессию Верховной Рады для рассмотрения единственного вопроса: уменьшение рентной платы за газ, принятие такого закона и в результате — снижение цен на газ для людей и тарифов на тепло», — объясняла лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко. Она также сообщила, что сейчас идет сбор подписей под петицией Президенту с требованием «немедленно вмешаться в вопрос необоснованности тарифов», и напомнила, что парламент Украины уже принял в первом чтении закон об уменьшении рентной платы на газ. Но премьер-министр Арсений Яценюк уверен, что попытка парламента проголосовать этот закон является политической коррупцией. «Сегодня главное — это обеспечить граждан субсидиями и не дать возможности появиться новым газовым олигархам», — сказал вчера премьер на заседании антикризисного энергетического штаба. Он также обвинил газовых олигархов в том, что они «занесли в парламент деньги для того, чтобы снизить для себя налоги».
Требовать пересмотра тарифов парламентариям, как и всем гражданам, конечно, не возбраняется. Но следует ли подталкивать Президента к превышению полномочий? Ведь вопрос газовых тарифов может рассматривать и принимать по нему те или иные решения исключительно Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Правда, в данном случае речь идет о непосредственных интересах народа, и гарант Конституции, безусловно, имеет право сказать слово в его защиту. Но сделает ли он это под давлением политической силы, рейтинг которой в последнее время больно наступает на пятки? Правда, тут можно было бы перехватить инициативу у соперника. Но далеко не всякий пойдет на такой шаг. Думается, что гора, скорее всего, родит если и не мышь, то какой-то паллиатив...
Между тем в НАК «Нафтогаз Украины» и на рентную плату для газодобывающих компаний, и на тариф на газ для населения смотрят совсем с других, на первый взгляд — абсолютно аполитичных позиций. Не будем акцентировать внимание на том, что глава этой компании Андрей Коболев неоднократно и, похоже, в пику главе Минэнергоугля Владимиру Демчишину, который считается человеком Президента, отмечался премьер-министром Арсением Яценюком как умелый и эффективный руководитель. Можно ли добавить к этому определению еще и слово «преданный»?..
ВЫНУЖДЕННЫЙ И СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ШАГ?
В попытке ответить на этот вопрос заглянем в представленный на днях годовой отчет украинского газового монополиста за 2014 год. В разделе, посвященном добыче газа, в частности, отмечается, что в марте 2015 года Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. В соответствии с ним ставка рентной платы за пользование недрами для дочерней компании «Нафтогаза» «Укргазвидобування» увеличена с 20% в 2014 году до 70% от выручки за добытый природный газ в 2015 году. В отчете верноподданнически отмечается, что «это был вынужденный и сознательный шаг, сделанный для того, чтобы обеспечить финансирование субсидий в объемах, необходимых для всех потребителей, которые в них нуждаются».
Между тем в экспертной среде есть устоявшееся мнение о том, что столь резкий рост налоговой нагрузки на газодобывающие компании напрямую влияет на уровень добычи газа в стране, а также на финансовое состояние самой НАК. Однако отчет «Нафтогаза» эту проблему, как видим, пытается обойти стороной. На бумаге, которая, как известно, все выдержит, это можно сделать, но в реальной жизни такую позицию необходимо объяснять. И у Коболева это неплохо получается.
Выступая на прошлой неделе перед журналистами, он рассказал, что убытки у группы «Нафтогаза» имеются исключительно «в регулируемом сегменте, то есть там, где государство регулирует цену. В нерегулируемом сегменте, где результат в большей степени зависит от нас, чем от государственного регулирования, там, даже несмотря на войну и другие проблемы, мы сумели немного увеличить прибыль». В дальнейшем «Нафтогаз», по словам его руководителя, несмотря на усилия по сокращению затрат и повышению эффективности, без решения вопроса с государственным регулированием, которое «загоняет» компанию в убыток, не перестанет быть убыточным.
«СВЯЩЕННАЯ КОРОВА»
«Но мы надеемся, и те изменения, которые есть на рынке (закон о рынке газа и т. д.), позволяют нам надеяться, — говорит директор по развитию «Нафтогаза» Юрий Витренко, — что мы не будем убыточными, если государственное регулирование будет более правильным». Что при этом имеют в виду в «Нафтогазе»? Естественно, отнюдь не ренту, а в первую очередь цену на газ для населения. В то же время там отказываются говорить о тарифах для населения, кивая на то, что право устанавливать их является исключительной прерогативой НКРЭКУ. «Так как источником выдачи льгот и субсидий является рента, — говорит заместитель главы правления «Нафтогаза» по финансовым вопросам Сергей Коновец, — рента, которую нам установили (у нас на это — своя точка зрения), была определена такой, чтобы закрыть всю потребность в субсидиях».
Отсюда можно сделать такой вывод: если субсидия — это священная корова, на которую сделала предвыборную ставку партия главы правительства, то соответственно такой же неприкосновенной становится для «Нафтогаза» и рента, уничтожающая собственную добычу газа в Украине. Но в молодой команде ТОП-газовиков все-таки понимают: если падение добычи у «Укргазвидобування» будет продолжаться, то за это придется отвечать. Поэтому перед «дочкой» поставлена задача — представить новый план ее развития, основывающийся не на новом бурении, а на интенсификации существующих месторождений.
«Под этот план мы знаем, где взять деньги, — утверждает Витренко, — а сейчас мы хотим прекратить практику, когда есть месторождение, и там бурится новая скважина, которая ничего не добавляет к добыче. Мы хотим внедрить горизонтальное бурение, осваивать более глубокие горизонты, повышать отдачу пласта с помощью того же гидроразрыва. Процент истощенности месторождений «Укргазвидобування» указывает на то, что это, скорее всего, единственный путь вперед».
МИНИ-НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Коболев анализирует принятый в первом чтении закон о снижении ренты. По его словам, если рента для предприятий, добывающих газ на основе договоров о совместной деятельности, будет снижена, «то это не просто консервация СД (совместной деятельности), а передача лицензионных прав, причем не на конкретную скважину, а на все месторождение». «Когда мы начали узнавать всякие кулуарные слухи вокруг этого, — продолжает он, — то поняли, кто писал закон, и что люди, которые это делали, решили его, возможно неосознанно, еще как-то поменять. Цивилизованная инициатива вылилась в то, что этот закон, если его примут, будет большим подарком СД».
«День» попросил Коболева прокомментировать звучащие от народных депутатов обвинения «Нафтогаза» в том, что он получает 48% от всех доходов «Укргазвидобування». «Люди, которые говорят об этом, — заявил он, — показывают только одну часть расчетов. Есть газ, на котором мы зарабатываем маржу, продавая его населению, и есть газ, по которому мы несем огромные убытки. Если рассматривать вместе себестоимость различных газов, которые мы продаем населению, то наш убыток в этом году составит, как минимум, шесть миллиардов гривен. А главный момент, фигурирующий в парламенте и способный поменять ситуацию, состоит в том, чтобы отдать весь газ собственной добычи на нужды населения. Это такая мини-национализация».
«Но для этого надо принять закон. Такого закона мы не видим, но желание снижения ренты, особенно для частных компаний, особенно СД, которые контрпродуктивны со всех точек зрения, с ним странным образом совпадает». «Единственный путь, который мог бы повлиять на ситуацию, это принятие закона о том, что мы забираем все частные скважины, которые появились в немалом количестве за последние 15 лет, — дополняет свой не столь уж полный ответ газовый топ-менеджер и шутит: — И весь этот газ отдаем на потребности населения, можно без «Нафтогаза» — мы не претендуем. В этом — корень проблемы. А проценты корректно смотреть, когда мы берем весь ресурс газа для населения в его стоимости, весь доход и все убытки — вот тогда получается полная картина».
ХИМИЯ ПРОЦЕССА
Отвечая еще на один вопрос «Дня» — о калорийности газа, подаваемого населению, Коболев, вопреки неоднократным обвинениям в непрофессионализме, проявил недюжинные познания в газовой химии и физике. По его словам, калорийность газа, поставляемого населению «Нафтогазом», выше украинской нормы, которая достаточно близка к европейским стандартам, хотя в Европе есть месторождения, которые дают крайне низкокалорийный газ.
«Физика процесса такова, что если ваш прибор настроен, например, на калорийность 8200, а вам будут давать газ 8300 — 8400, то ваш прибор не сожжет эту калорийность, и вы будете переплачивать за то, что ваша конфорка просто не способна сжечь, — разъяснил он. — А высокая калорийность нашего газа объясняется тем, что газ, идущий со стороны России, кардинально выше нормы. Они переходят на старые месторождения, где более жирный газ, в чем на самом деле нет ничего необычного. Например, «Укртрансгаз» проводил сегодня замер химического состава газа в Киеве и сделал вывод, что он соответствует стандартам, и с этим никакой проблемы нет».
«Некоторые люди приводят пример, что вода в чайнике стала закипать дольше, — продолжает специалист (заметьте, кавычек нет). — Но это не зависит от качества газа. Это по какой-то причине в конкретном облгазе давление в сети стало несколько ниже, чем раньше. Счетчик будет показывать меньшее потребление газа, и на то, чтобы вскипятить воду в чайнике, уйдет больше времени. А калорийность газа в сети у нас стандартная. В этом можно легко убедиться». «Информация о плохом качестве газа, с моей точки зрения, абсолютно надуманная, — помогает руководителю Витренко, — на сайте «Укртрансгаза» постоянно публикуется соответствующая информация по регионам, и ее можно посмотреть чуть ли не он-лайн».