Не побоюсь повторить, что слухи о смерти кино вообще, а украинского в частности, сильно преувеличены. В то время как кто-то заламывает руки, что денег на производство кино выделяют катастрофически мало и «закапывают» потенциальные таланты, в селе Доброгостов, что в 20 километрах от Трускавца (Львовская обл.), начались съемки полнометражного игрового фильма «Осенние воспоминания». Эта простая история — о самых важных в жизни человека вещах. О «поствоенном синдроме» украинского активиста, волонтера, добровольца АТО Толика (Дмитрий Линартович), который после ранения приезжает на лечение в Западную Украину. О драматичной судьбе беженки из Ирака Име (Назанин Ахмадишахпоурабади). О почти экзистенциальной житейской трагедии простых сельских жителей — Саши (Александр Игнатуша) и Натальи (Татьяна Юрикова). Но, в первую очередь, это фильм о человечности. И о Любви, которая помогает пережить самые тяжелые жизненные потрясения, дает веру в будущее. И если это чувство искреннее, ему не может стать преградой ни возраст, ни ментальные и культурные различия, ни языковой вопрос.
Журналистский десант, которому авторы фильма решили раскрыть некоторые творческие секреты, попал на съемочную площадку, когда снимался один из ключевых эпизодов картины. Местный мальчишка Ваня приходит в мастерскую к Саше, где в это время работает недавно вернувшийся из АТО Толик, и спрашивает его, что такое — война. Анатолий рассказывает пацану о Майдане, как может, объясняет, что защищать Родину — долг и честь для каждого мужчины. Ваня не все понимает, но внимательно слушает, и в этот момент прибегает кто-то из соседей сказать, что в лесу нашли незнакомую девушку без сознания... По сути, это завязка фильма.
Сцена снималась в реальной мастерской одного из сельчан Доброгостова — колоритного пана Мыколы. И пока группа выстраивала кадр, выставляла свет, хозяин рассказал мне историю названия села: недалеко от него есть «кірниця» (диалектное название «криниці». — Авт.), и еще во времена татаро-монгольского нашествия измученные длинными переходами чумаки случайно наткнулись на нее (люди тогда здесь не жили), напились воды, отдохнули, и в благодарность назвали это место — Доброгостов. Расшифровки название, как я понимаю, не требует. Но и для съемочной группы фильма «Осенние воспоминания» село оправдало свое имя. Доброжелательно приняло киношников — некоторые жители даже предоставили свои дома для съемок отдельных сцен. А вот пан Мыкола не сразу согласился пустить группу в мастерскую, которая очень приглянулась режиссеру: «Купу разів ходили — я не хотів, щоб в мене знімали, не цікаво було. А раз усе так пішло, чого вже робити... Зараз трохи попустило, — лукаво улыбается хозяин. — Я кілька разів їм бульбу пік. Сподобалось, кажуть».
Кастинг на эпизодические роли объявлен в Трускавце и Дрогобыче. Боевой трускавчанин школьник Назар (Ваня) уже выиграл его. Более того, считает, что его роль — как раз главная в фильме, и мечтает за полученный гонорар купить себе крутой iPad...
ЛЕГКОСТИ ПЕРЕВОДА
Вскоре начались съемки сцены в мастерской, и журналистам пришлось стать простыми наблюдателями. Но кино — искусство не только синтетическое, что давно известно, но и кинопроцесс, который часто прерывается на паузы, во время которых мне удалось поговорить со многими его участниками. Из отдельных пазлов сложилась довольно объемная картина будущего фильма.
Али Фахр Мусави, режиссер (Иран), женат на русскоязычной украинке из Новоград-Волынского, живет и работает в Чехии:
— Когда-то я прочитал слова моего любимого писателя Габриэля Гарсиа Маркеса: «Если ты влюбляешься — это означает, что ты молод, если нет — ты уже стар!» Я всегда размышлял над ситуацией: что произойдет, когда в красивую девушку одновременно влюбятся двое мужчин — пожилой и молодой? В нашем фильме все еще сложнее. Има (так зовут героиню) — из другой страны, она не знает языка. Я люблю подобные истории — драма с нетипичными (а для меня — очень важными) взаимоотношениями между героями.
Виктор ВИЛГЕЛМ, продюсер (Чехия), женат на украинке, живет между Украиной и Чехией:
— Когда возникла идея этого фильма, я сразу подумал об Украине. Ведь она, по сути, моя вторая родина. Поначалу, правда, мы планировали снимать во Львове, но смета у картины достаточно скромная — возникли проблемы. И я сразу вспомнил про Трускавец, поскольку несколько раз был участником Международного кинофестиваля «Корона Карпат», хорошо знаю эти места, и они мне очень нравятся. Кроме того, нам здесь оказывают максимальную помощь, что очень важно, поскольку мы планируем закончить съемки за месяц — до конца осени.
«ТИШИНА НА ПЛОЩАДКЕ! МОТОР! СЪЕМКА!» В КАДРЕ — АКТЕР АЛЕКСАНДР ИГНАТУША
Александр ИГНАТУША, актер (Украина):
— Мне нравится история «Осенних воспоминаний», потому что она простая и понятная. Другое дело, чем ее наполнять, но это уже зависит он нас — актеров и режиссера. Хотелось бы, чтобы между фразами не было пустоты, а читались биографии людей. Мне также импонирует, что Али максимально убирает «буквы». То есть если можно заменить дидактику киносредствами, он это делает. Снимает кино в его первозданном понимании. Кроме того (не располагаю информацией, был ли у режиссера актерский опыт), некоторые вещи (по профессии) Али подсказывает очень точно. Знает до нюансов, чего хочет добиться в кадре.
Как ни странно, на данном этапе то, как мы работаем, немного напоминает мне Бергмана — по молчанию в кадре, взглядам-недомолвкам... Особенно в сценах с Натальей (Татьяна Юрикова), с которой у нас есть общий ребенок, но это — наша тайна. Прикосновение, отдергивание руки — кто-то не может не дотронуться, а кто-то другой — не в состоянии выдержать прикосновение... Нюансы, которые в современных сериалах, например, просто игнорируются, — там, чем больше слов шарашишь, тем, вроде бы, больше дела.
В этой истории говорится о войне — без войны, и это очень ценно, потому что она все равно где-то присутствует. По крайней мере, в сценарии я это ощущал. Мне кажется, и Али это чувствует и четко ведет «военную» линию. Вчера мы случайно сняли прекрасный кадр: солдат АТО идет по дороге в дом, где живу я, и неожиданно наперерез ему — стадо коров (ммм-диринь, ммм-диринь). Метафора возникает мгновенно: священное животное и бойня... Хорошо читается. Мне кажется, зрители ее поймут.
Нетривиальна и, так называемая, любовная линия. Беженка Има — из Ирака. Играет ее актриса-иранка Назанин. Она — из другого мира, мусульманка. Иная культура, иная ментальность. На многие вещи, даже в быту, мы смотрим по-разному. Но, может быть, в этом есть плюс. Если бы Иму играла украинская актриса, нам бы приходилось додумывать какие-то ситуативные вещи, а в данном случае все происходит естественно. Има попадает в незнакомый ей мир, познает его, и этот (наш) мир тоже смотрит на беженку новыми глазами.
Дмитрий ЛИНАРТОВИЧ, актер (Украина):
— Для начала расскажу случай из личной жизни. Однажды утром в моей квартире раздался звонок — принесли повестку из военкомата. Меня призывали на службу в АТО, а перед этим — военная подготовка на Ривненском полигоне. Но через несколько дней — звонок от продюсера Виктора Вилгелма. Предложение сниматься в кино. Я прочитал сценарий, он мне понравился. Но отлучиться с полигона, естественно, не мог даже на день. Однако Министерство обороны Украины пошло навстречу съемочной группе и дало согласие на мое участие в фильме. Поэтому сегодня я на площадке. История, которую мы рассказываем, важна лично для меня чисто по-человечески. Я общался со многими военными, уже прошедшими АТО, и знаю, что «поствоенный синдром» — очень важный и страшный момент в их жизни. Психологически, в первую очередь. И наш фильм — о том, как солдат, пришедший с войны, учится жить заново. «Осенние воспоминания» — человеческая история, глоток свежего воздуха, которого сегодня многим не хватает.
Татьяна ЮРИКОВА, актриса (Украина):
— Несомненно, тема фильма — любовь и война — всегда трогает эмоционально. А в настоящее время, когда идут военные действия на востоке Украины и Ближнем Востоке, она особенно актуальна и болезненна для наших стран. Но для меня и моей героини — это, в первую очередь, общечеловеческая история. История любви между людьми. И не важно, в какой стране они живут, какой год на календаре.
ПАТРИОТИЗМ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО «ФЛАГ В РУКИ»
Олег КАРПЫН, директор Международного кинофестиваля «Корона Карпат» (Украина):
Если бы бизнесмена, общественного деятеля, активиста волонтерского движения Олега Карпына не было в Трускавце, то его нужно было бы придумать! Он настолько искренне любит свою малую родину — Львовщину, страну Украину, что готов браться за любое, сколь бы оно ни было сложным, совершенно не знакомое ему дело, чтобы сделать курорт Трускавец комфортным, зажиточным и известным. И, что характерно, все у него получается.
— Я часто говорю, что я — мечтатель. Но для достижения мечты иду до конца! Шесть лет назад мы задумали сделать Международный кинофестиваль «Корона Карпат», и мы его сделали. Сегодня наш форум знают не только на Львовщине, в Украине, но и за рубежом, — рассказал О. Карпын. — К нам с удовольствием приезжают известные актеры, режиссеры, певцы, привозят отличные, качественные фильмы. А это — не только пропаганда такого замечательного вида искусства, как кинематограф, но и популяризация курорта Трускавец, и приток туристов на Львовщину.
Все эти годы я думал о том, что хорошо было бы снимать фильмы в нашем крае, в Карпатах, но еще не знал, с какого бока подступиться к осуществлению подобных планов. А на прошлогоднем кинофестивале «Корона Карпат», когда Крым уже был временно недоступен для украинских кинематографистов, мы провели совещание, на котором присутствовали представители Госкино Украины, где подняли этот вопрос. Они поддержали нашу идею. Если на покупку западной, нередко далеко не качественной кино- и телепродукции, в Украине ежегодно тратят сотни миллионов долларов, почему бы не осваивать эти деньги внутри страны? Аргументов «за» — множество.
Первый. На Львовщине развита транспортная инфраструктура — много дневных и ночных поездов, которые курсируют из Киева во Львов и Трускавец. Актеры могут не жить постоянно в экспедиции, а отснявшись в сценах, где они задействованы, на следующий день, предположим, уже играть на сцене столичного театра. В 90 километрах от Трускавца — международный аэропорт, а это реальная возможность работать с зарубежными партнерами.
Природа и архитектура Львовщины позволяют снимать в нашем регионе фильмы самых разных жанров — в радиусе 150 километров от Трускавца есть горы, равнины, реки, озера, замки. Недалеко Гуцульщина, Бойкивщина, Лемкивщина — Клондайк для разнообразных фольклорных сюжетов. Все эти факты лежат на поверхности.
Но для начала необходимо было создать так называемую фильм-комиссию. Подобные организации (часто они существуют при муниципалитетах или плотно сотрудничают с ними) давно существуют в разных странах и принимают непосредственное и активное участие при подготовке и съемке фильмов. Члены фильм-комиссий прекрасно знают все локации региона, которые могут быть интересны для кинематографистов (у них есть буклеты с фотографиями, видеоролики). Напрямую контактируют с властью города или поселка, что помогает оперативно решать экстренные проблемы во время съемочного периода — закрыть-перекрыть дороги, арендовать школы, больницы, обеспечить проживание, питание съемочной группы. И так далее. В некоторых странах даже существует закон: если при съемках картины в бюджет государства входит 5 миллионов долларов или евро в качестве инвестиций, муниципалитет может принять решение вернуть 10 (а иногда и 20!) процентов с налога. Таким образом поощряется желание инвесторов вкладывать деньги в кинематограф, снимать фильмы в конкретном регионе.
Второй. В период, когда в городе или области снимается кино, там появляются дополнительные рабочие места, заполняются гостиницы, увеличивается приток посетителей в кафе и рестораны.
Третий. Если фильм снят на Львовщине, ее природу, архитектурные памятники смогут открыть для себя зрители из других городов и стран, и автоматически увеличится поток туристов и отдыхающих в наш край, чтобы увидеть эту красоту своими глазами. А это реальный приток денег в регион.
Есть и четвертый аргумент, говорящий о перспективах, которые открываются перед местностью, где снимается кино. Я бы назвал его «сливки». Если фильм получается, а уж тем более — становится бестселлером, в местах, где проходили съемки, начинают проводить экскурсии. Так было, например, со блокбастерами «Звездные войны», «Хоббит», многими другими успешными западными проектами. Кстати, существуют прецеденты и в Украине — Хотинская крепость в Каменец-Подольском районе Хмельницкой области. Там в разное время снимались картины «Гадюка», «Захар Беркут», «Стрелы Робин Гуда», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Тарас Бульба», и эти факты творчески обыгрываются гидами во время экскурсий. Но самый красочный пример — популярный сериал «Игры престолов». Сегодня в Хорватию, где снимался сериал, приезжают сотни тысяч туристов со всего мира только для того, чтобы своими глазами увидеть те замки, которые они помнят по фильму. И это уже принесло 18 миллионов долларов в казну страны. Только благодаря туристическому потоку бюджет Хорватии вырос на 10 процентов!
Все эти нюансы я изучал в течение года, писал письма на различные киностудии, предлагая им сотрудничество с нашим регионом. Некоторые заинтересовались — к нам уже приезжали режиссер Олег Щербина с итальянскими кинематографистами для осмотра локаций, киевский продюсер и сценарист Татьяна Гнедаш. Конечно, я понимал, что молниеносно подобные проекты не выстреливают, но продолжал надеяться, что пройдет время и мы все-таки начнем снимать кино на Львовщине.
Помог случай. Я бы даже сказал — грустный. По волонтерской линии мы искали бронированный автомобиль для зоны АТО. Нашли в Чехии, но никак не могли окончательно договориться с его владельцем — ни о цене, ни о самом факте продажи. Тогда я позвонил продюсеру Виктору Вилгелму в Прагу, с которым давно знаком, попросил о помощи. Он тотчас связался с хозяином машины, наши представители на следующий день уже были в Чехии, с помощью Виктора оформили документы на авто, и в настоящий момент бронемашина — на востоке.
Вскоре после этого случая раздался звонок Виктора, который сказал, что приезжает в Трускавец смотреть локации для будущего фильма. Приехал — посмотрел. Через несколько дней снова звонок: «В октябре начинаем снимать кино». Я даже немного растерялся — думал, это дело будущего. Пытался уговорить продюсера перенести съемки на более поздний срок — аргументировал, что сейчас не очень удобное время: еще забиты гостиницы (в этом году, начиная с июня-июля — очень большой поток отдыхающих), в настоящий момент идет подготовка к выборам, у трускавчан немало проблем и без кино. Виктор был непреклонен, сказал, что, по многим причинам картину нужно отснять до конца осени.
И все получилось. 7 октября, в первый съемочный день, режиссер фильма «Осенние воспоминания» Али Фахр Мусави традиционно разбил тарелку на удачу. А в настоящий момент съемочный процесс идет полным ходом — без суеты и остановок. Кстати, воин АТО, который принимал у волонтеров бронированный автомобиль из Чехии, уже демобилизовался, приехал в Трускавец, и сегодня должен прибыть на съемочную площадку на кастинг для эпизодической роли (по сюжету, для одной из сцен нужен герой, вернувшийся с войны на востоке). Видите, как все в жизни переплетается... Так что, даже быстрее, чем я думал, моя вторая мечта воплощается в реальность!
И теперь я уже строю более масштабные планы на будущее. Хочу снять фильм про местного национального героя, воина УПА Романа Ризняка («Макомацкого»). Это легендарная личность. До Второй мировой он был «королем» футбола, играл за трускавецкую «Зорю». Когда началась война, его брат, Мирослав, не раз упрекал Романа, что у того в голове только девки да гулянки, агитировал вступить в Организацию украинских националистов, чтобы бороться с врагами. Роман отнекивался — мол, его время еще не пришло. Когда же Мирослава арестовали и замучили в застенках НКВД, Ризняк вступает в ОУН. Организация посылает его на спецкурсы в Мюнхен, откуда он возвращается на родину — в подполье. По поддельным документам, переодевшись в немецкого офицера (язык он знал превосходно), фурами вывозит оружие с немецких складов. Однажды операция проваливается, Ризняка ранят, но он выживает, и вновь появляется на трускавецкой-дрогобычской орбите. Теперь уже надев форму советского офицера, попадает в военный госпиталь, играет в карты, пьет водку с ранеными, слушает их разговоры о том, что «этого неуловимого Макомацкого» (псевдоним Ризняка. — Авт.) все равно скоро поймают. Уходя из госпиталя, оставляет автограф на простыне: «Здесь был Макомацкий»!
Таких авантюрных, рискованных эпизодов в биографии Романа Ризняка множество. Его ловили и немцы, и НКВДисты — никто поймать не мог. Тогда из Москвы в Дрогобыч на должность начальника НКВД области присылают друга Сталина, генерал-майора Сабурова. Его задача — во что бы то ни стало найти Макомацкого. А Ризняк в это время заводит интрижку с женой генерала — красавицей-еврейкой Ниной, знает всю секретную информацию — и вновь неуязвим...
НКВДисты все-таки выследят Макомацкого. Он будет отстреливаться до последнего патрона, и когда его окружат, подорвет гранату. Сосланная в Сибирь, семья Романа Ризняка получит телеграмму от знакомых: «На Помирках (местность в окрестностях Трускавца. — Авт.) была свадьба. За жениха — Роман».
Я достаточно подробно остановился на этой истории, чтобы читатели вашей газеты поняли, сколько увлекательных сюжетов и настоящих героев таит наша земля. Ведь, согласитесь, если фильм про Романа Ризняка («Макомацкого») когда-нибудь будет снят, он реально может стать бестселлером, не менее популярным, чем ленты про Джеймса Бонда. Только не про американского супермена, а про украинского! Я надеюсь, что и эта моя мечта сбудется, ведь начало уже положено — съемки ирано-чешско-украинской картины «Осенние воспоминания». Давайте пожелаем удачи этой интернациональной творческой группе!