Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лира и меч»

В Киеве состоялась украинская премьера цикла военных песен Карла Марии фон Вебер
29 октября, 2015 - 12:23
АНСАМБЛЬ WEBER ENSEMBLE KYIV, ЧЬЕ СОЗДАНИЕ ПОНАЧАЛУ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ УТОПИЕЙ, ВЕДЬ ВЕБЕР СЛИШКОМ ДАЛЕКИЙ ОТ НАС, ГЕОГРАФИЧЕСКИ И ВО ВРЕМЕНИ, КОМПОЗИТОР — УЖЕ КОТОРЫЙ КОНЦЕРТ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ГЛАВНОЕ — ПОПАСТЬ В РЕЗОНАНС С СОВРЕМЕННОСТЬЮ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНЦЕРТА

Концерт состоялся в культурно-образовательном центре «Мастер Класс». Цикл «Лира и меч» исполнили участники молодого столичного коллектива Weber Ensemble Kyiv — продемонстрировав, насколько созвучно украинской современности это немецкое произведение с двухсотлетней историей.

Опровергая тезис о том, что музы спят, пока грохочут пушки, немецкий поэт Карл-Теодор Кёрнер свои лучшие стихи написал во время Освободительной войны от наполеоновской оккупации Германии. Причем            — прямо на поле боя! Воевать он отправился добровольно, оставив все блага обеспеченной жизни, невесту, а следуя призыву сердца и манифесту прусского короля Фридриха Вильгельма III. Свое последнее стихотворение «Песня меча» 21-летний поэт сочинил в 1813 г. за несколько часов до геройской гибели, и благодаря музыке Вебера оно вместе с другими строками, положенными на музыку, быстро стало знаменитым  — настолько, что современники назвали Кёрнера величайшим поэтом.

200 лет спустя цикл Вебера на слова Кёрнера «Лира и меч» практически забылся на родине — сейчас популярны лишь отдельные песни из него, а у нас и вовсе никогда не звучал. Идея исполнить это произведение пришла в голову основателю коллектива Weber Ensemble Kyiv, пианисту Роману Репке, которого поразила созвучность немецких текстов нашей современности. «Мостики» между двумя реальностями переброшены с зазором ровно в 200 лет. Три части цикла создавались в 1814, 1815 и 1816 гг., при этом первая и вторая части резонируют с событиями, которые мы переживали в 2014 — 2015 годах на Майдане и на востоке, а третья, посвященная размышлениям, а не самим военным действиям, возможно, станет для нас актуальной и в следующем, 2016году...

Первую часть исполнили сопрано Соломия Приймак и пианист Роман Репка, которого в данном случае неверно было бы называть аккомпаниатором — у фортепиано здесь поистине оркестровая партия. Начальная песня рисовала настоящую бурю, перекликающуюся со страницами баллады Франца Шуберта «Лесной царь» (написанной, кстати, в 1815 г.), а также с эпизодами из оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера. Предвосхищением вокальных циклов Шумана и музыкального языка конца XIX — начала XX века выглядели оставшиеся три песни первой части, исполненные Соломией Приймак с необычайным мастерством. Певица отшлифовала до блеска немецкое произношение и вокальную интонацию, выдерживая ровность тембра по всему диапазону — верхние ноты извлекались ею с мастерством атлета-олимпийца. Нежное мужество, стойкость чистого и самоотверженного сердца — это не только те качества, которые Соломия вложила в каждый звук, но и черты наших женщин на фронте. Разумеется, во времена Вебера воевали только мужчины, но идея отдать исполнение этой части цикла женщине выглядела абсолютно оправданной не только с точки зрения музыки, но и как дань украинским реалиям, в которых участие в АТО приняли 938 женщин-военнослужащих.

Вторая часть отражала совсем другие эмоции: это уже была музыка-призыв, музыка-плакат. Исполнение баритона Павла Грищенко можно было назвать ярко патриотичным — он пел одновременно четко и эмоционально, вживаясь в образ воюющего поэта. С музыкальной точки зрения эта часть носила прикладной характер — простые тексты, рубленые ритмы, хорошо годящиеся для пения марширующим строем.

Третья часть была построена еще интереснее. В отличие от предыдущих, она целиком состояла из одной, но очень длинной песни, сотканной из фрагментов музыкальных сочинений принца Луи Фердинанда. В нотах это выглядит как чередование двух типов материала, над которыми стоят буквы  — C.M. над текстом Карла Марии и P.L. над эпизодами, заимствованными у принца Луи. В стихах же говорится о сомнениях творческой личности, которая уже не рвется вперед, на амбразуру, а размышляет о цене, которую человечеству приходится платить за войны...

Ансамбль Weber Ensemble Kyiv, чье создание поначалу представлялось утопией: Вебер слишком далекий от нас, географически и по времени, композитор — уже который концерт доказывает, что главное — попасть в резонанс с современностью. То, что произведения этого автора, за исключением оперы «Вольный стрелок» и чисто бального «Приглашения к танцу», абсолютно неизвестны у нас, вызывает дополнительный интерес к выступлению артистов. В багаже у музыкантов еще немало партитур, в которых, как в ядре, заложены процессы, которые позднее будут происходить в музыкальном XIX и даже XX веке, а по созвучности эпохе, как показал нынешний концерт, могут оказаться невероятно актуальными и в нашем XXI столетии...

Любовь МОРОЗОВА, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ