Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три состояния влюбленности

Екатерина ХАНЮКОВА — о Международном конкурсе в Стамбуле и победе трех наших танцовщиков
8 августа, 2012 - 11:40
Задорная Китри (Екатерина Ханюкова) в балете «Дон Кихот» / Фото Александра ПУТРОВА

В Турции прошел Ш Международный конкурс балета (Istanbul International Ballet Competition). В Стамбуле три солиста Национальной оперы Украины заняли призовые места! Так, Екатерина Ханюкова и Андрей Писарев получили первые премии, а Елизавете Чепрасовой вручили «бронзу». Жюри конкурса возглавлял выдающийся хореограф Юрий Григорович (Россия), а Гран-при судьи присудили американскому танцовщику Баку Бруклину. О том, как проходили соревнования, «Дню» рассказала балерина Екатерина Ханюкова.

«ВЗЛЕТИШЬ ЛИ ТЫ НА ГРЕБЕНЬ?»

— Я человек азартный и очень хотела победить, иначе нет смысла принимать участие в конкурсах, — призналась Екатерина Ханюкова. — Конкурсы — это новые знакомства, связи (не обязательно деловые), разные школы, мастер-классы. Это погружение в концентрированную «смесь» если и не лучшего, то активно стремящегося к идеалу современного балета. Вливаешься в такой мощный поток, где только от твоей подготовки и способностей, от целеустремленности зависит, взлетишь ли ты на гребень или только подпираешься этой мощью для будущих стремлений?

— Расскажите, что включает в себя понятие подготовки к конкурсу. Ведь вы опытный «боец» в хореографических соревнованиях. Плюс имеете сильный «козырь», так как активно задействованы в репертуаре театра как солистка главной балетной труппы нашей страны. Ради поддержки хорошей формы ежедневно выкладываетесь на 100%?

— Это само собой. Но на конкурc нужен настрой особый. Одно дело — классический номер, заученный до автоматизма. Совсем другое — когда ты исполняешь специальный номер, да еще и в современной хореографии. Для конкурса в Стамбуле я попросила свою подругу-хореографа Ольгу Иванову поставить миниатюру в стиле контемп. Оля молодая, малоизвестная, но очень талантливая, и она досконально знает техники современного танца. Она сомневалась, сможет ли придумать такой танец, который не стыдно показать на международном конкурсе. Получился такой динамичный, виртуозный номер, что уже я засомневалась, смогу ли исполнить его, ведь на современную хореографию нужно полностью перестраивать работу мышц. И преодолев первое сопротивление, вновь и вновь убеждаешься, насколько неисчерпаемы возможности человеческого тела. Номер называется «Нечто большее», он практически бессюжетный, но создает образ. Моим партнером в конкурсе выступал наш замечательный танцовщик Сергей Сидорский, может быть, без него бы и не получилось то, что в результате так понравилось и зрителям, и судьям. Я благодарна Сергею за его надежность, дружбу, за его человечность, внимательность, за опыт, которым он охотно делится, за уверенность, которую ощущаешь, находясь рядом с этим партнером на сцене. Наряду с моим педагогом Аллой Вячеславовной Лагодой, которая гоняла меня перед конкурсом до седьмого пота, выжимая все, на что я способна; Сидорский мне тоже очень помог. С таким партнером не нужно беспокоиться о поддержках, арабесках — ты просто в надежных руках, главное — не напортачить самой. Сергей был со мной до победы, но в гала-концерте, к сожалению, участия не смог принять. Сразу после третьего тура он улетел в Японию, где проходят гастроли нашего балета.

— Как вы узнали о Istanbul International Ballet Competition?

— О нем я узнала в прошлом году в Сеуле. После выступления к нам с Андреем Писаревым подошла дама и пригласила на будущий год приехать в Стамбул на конкурс. Как потом мы выяснили, проводится он раз в два года Главным управлением государственных театров оперы и балета Турции. Специфика в том, что участвуют в нем танцовщики, прошедшие отбор по предоставленным заранее в комиссию видеоматериалам, включающим класс и несколько вариаций, что соответствует первому туру. То есть реальные участники приезжают сразу на второй тур, который записывается для телетрансляций. Атмосфера в Стамбуле была очень дружеская. Третий тур и гала-концерт в прямом эфире транслировались по национальному телевидению Турции. Конкурсанты за кулисами имели возможность (на специальном экране) смотреть выступления своих соперников, а ведь в этом ценность соревнований — не только себя хорошо показаться, но и увидеть, как выступают коллеги из других стран.

ПОБЕДА И ЧЕТЫРЕ МИНИАТЮРЫ О ЛЮБВИ

— Сколько стран было представлено в конкурсе?

— Для участия во втором туре было отобрано около тридцати конкурсантов из более десяти стран. На заключительный тур прошло всего пять танцовщиков и четыре балерины. Присуждались только Гран-при и три премии, которые не делились, никаких дипломов, специальных поощрительных призов. Достаточно жесткая система оценивания. Из обязательной программы мы с Сергеем Сидорским выбрали па-де-де из «Дон Кихота» и современный номер в постановке потрясающего киевского хореографа Раду Поклитару. В прошлом году мы с Андреем Писаревым уже исполняли его в Сеуле, так что силу воздействия на зрителей уже знали. Номер называется «Маленькая история» и включает на самом деле целых четыре истории, повествующие о различных состояниях или стадиях, или даже вариантах — выбирать зрителю — влюбленности. Удивительная миниатюра, как любая из хореографических историй Поклитару, полных драматизма, концентрированного сюжета и абсолютной завершенности. Знаете, меня поражает, как Раду Витальевичу удается за несколько минут рассказать то, на что другим бы потребовался целый спектакль. Я благодарна конкурсу за возможность исполнить его хореографию, ведь в повседневной деятельности крайне редко мы с Сергеем Сидорским можем танцевать что-то подобное, и горжусь, что мы смогли победить именно с этим номером!

— Не может не радовать, что Украину очень достойно в Стамбуле прославили вы и коллеги по киевской сцене — Андрей Писарев и Елизавета Чепрасова. Какую программу представили они?

— Лиза Чепрасова — очень хорошая балерина с питерской школой — и Андрей Писарев во втором туре исполняли па-де-де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева и современный танец в постановке хореографа из Минска. В третьем туре был еще один его номер и па-де-де из «Дон Кихота». Это как бы абсолютная классика, что-то вроде планки любого конкурса, поэтому его, как правило, и оставляют на финал. Конечно, привезти на Родину три призовых места с международного конкурса — это огромная радость. Это настоящая победа, хотя Гран-при выскользнуло, и его получил представитель американской балетной школы — Бак Бруклин. Он очень яркий, техничный и обаятельный танцовщик, с которым мне посчастливилось познакомиться ближе и даже танцевать в гала-концерте. Из-за того, что Сергей Сидорский уехал раньше, мне пришлось для заключительного концерта танцевать только свою вариацию, но тут Бак предложил станцевать все па-де-де из «Корсара» с ним, и так мы после одной репетиции (!), что довольно авантюрно, вышли на сцену. Такое впечатление, что танцевала всегда с Баком Бруклином! Кстати, известный танцовщик Владимир Малахов, который не только судил конкурс, но и танцевал в заключительном концерте, был поражен спонтанностью такого решения и слаженностью нашего выступления.

— Можно ли говорить о Турции как о новой балетной стране, какие хореографические школы доминировали на конкурсе?

— Как минимум три театра объединены под руководством Управления оперно-балетными театрами, которое и организовали конкурс в Стамбуле. Судя по педагогам, работавшим на конкурсе, можно говорить о двух школах — бакинской и русской. Из общения с ребятами я поняла, что многие из Турции дальше едут учиться и работать в Германию, Америку, Швейцарию. То есть идет активный процесс формирования на хорошей апробированной базе.

— Если учесть, что конкурс — это полная концентрация сил, как физических, так и душевных, то после организм наверняка нуждается в отдыхе. Однако Сидорский и Писарев с Чепрасовой сразу отправились на другой конец света — на гастроли в Японию. А вам удалось отдохнуть?

— Теоретически отдых, конечно, нужен. Но на том адреналине, который выбрасывается во время конкурса, работоспособность не снижается, особенно если знаешь, что расслабиться не придется. Из Турции я сразу же полетела в Аргентину, где в рамках гастролей театра танцевала в «Дон Кихоте» с партером Виктором Ищуком. А если учесть, что там сейчас зима, то с летним гардеробом я испытала настоящий шок: температура воздуха была +5 (в аэропорту после 40-градусной жары в Стамбуле я выделялась среди пассажиров коротким летним платьем), а мой чемодан оказался полный бесполезных вещей. Пришлось покупать что-то теплое. Кстати, мой день рождения пришелся на эту поездку, и я смеялась, так как раньше не праздновала его при такой бодрящей температуре! Теперь вернулась домой, могу отдохнуть и набраться сил перед новым театральным сезоном.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ