Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Право на второй шанс

Как в Черниговской исправительной колонии заключенных женщин готовят к жизни на воле
8 августа, 2012 - 11:40
КАЧАНОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

В настоящее время в Украине осужденные женщины отбывают наказание в 11 исправительных колониях, есть и Мелитопольская воспитательная колония для несовершеннолетних девушек. В двух исправительных колониях — в Чернигове и Одессе — вместе с осужденными женщинами находятся их дети до 3 лет. Доказано, что лишение свободы не столько «исправляет» человека, сколько ломает его характер, жизнь. Психологи утверждают, что после трех лет лишения свободы у осужденного начинает деформироваться сознание и личность практически невозможно вернуть к нормальной жизни. В украинских же тюрьмах большинство осужденных как раз имеют сроки от 3 до 5 лет лишение свободы.

С 1990 года количество преступлений, совершенных женщинами в Украине, выросло вдвое. В структуре преступлений, совершаемых женщинами, учащаются убийства мужчин, которые совершали насилие над ними и детьми, перевозка наркотиков, кражи. «Отсидев» 3-7 лет, большая часть женщин так и не находит своего места на свободе: некуда вернуться после заключения, теряют семьи, социальные связи, им трудно трудоустраиваться. Ко всему добавляются болезни, полученные в тюрьме.

«ВЫЙДУ НА ВОЛЮ — ОРГАНИЗУЮ СОБСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ КАРТИН...»

В Черниговской исправительной колонии №44 мне пришлось побывать несколько раз — в рамках швейцарской программы поддержки пенитенциарной системы. По состоянию на сегодняшний день здесь отбывает наказание 820 неоднократно осужденных женщин. Среди них наибольшее количество заключенных за преступления в сфере обращения наркотических средств и кражи (свыше 500 человек), есть и осужденные за убийство, тяжелые телесные повреждения, грабеж, мошенничество и другие криминальные правонарушения. Самой молодой осужденной — 19 лет, самой старшей — 74. Есть даже «ветеран», у которой за плечами аж 16 «ходок».

В этой колонии, где содержатся женщины-рецидивистки, вместо бараков с нарами — жилые модули с хорошим ремонтом, кроватями, застеленными яркими покрывалами, вазонами на подоконнике, полочками с косметикой и даже телевизорами. Вместо арестантских роб — удобные платья-халаты и белые платочки. Заключенные здесь не только работают, но и имеют свободное время на личностное развитие. Так осужденная Онега Котко открыла в себе талант художницы именно в колонии. Теперь ее картины не только украшают серые тюремные стены, но и демонстрируются на разнообразных конкурсах и выставках. А одну из них — «Незаконченный этюд» даже отправили в Берлин. Во второй раз художницу в колонию привели наркотики. «Я поехала на свидание в зону к своему мужу, повезла передачу. По его просьбе привезла и наркотики. Меня сразу же арестовали. Дали пять лет», — рассказывает Онега Котко.

В колонии женщина работает библиотекарем и пишет картины. Никаких современных инструментов и материалов у нее нет. Говорит: перебирать не приходится, поэтому рисует тем, что есть, и на чем можно. Именно так серый забор колонии превратился в ряд пейзажей. «Я рисовала по просьбе своих девушек. Одну с картин посвятила погибшим от цунами в Японии», — говорит женщина. Она мечтает, что, когда выйдет на свободу, найдет творческую работу и организует собственную выставку. Однако ближайшие несколько лет эти желания от реальности отделяют тюремные стены.

МАТЕРИ И ДЕТИ — В ПРИОРИТЕТЕ

Есть в этой колонии школа и профтехучилище. А еще — детский дом, в котором мамы присматривают за своими детками, а некоторые даже проживают вместе с ними, отдельно от своих «коллег» по несчастью. В доме матери и ребенка находится около четырех десятков детей в возрасте до 3-х лет, половина из них — младенцы. Эти дети рождены в Черниговской ИК или прибыли в нее вместе с матерями, то есть родились во время следствия, в СИЗО. К услугам матерей — отдельная комната с кроватью для мамы и детской кроваткой, шкафом, столиком, тумбочкой, игрушками для малышей. Санузел и ванная комната — на две семьи.

Для осужденных, которые имеют детей в доме ребенка, но там не проживают, установлен свой отдельный распорядок дня. Дважды в день — утром и вечером — матери общаются с детьми. Если же ребенок болеет, то мама все время может присматривать за ним. В другое время с детьми занимаются воспитатели, медсестры, няни, психолог. Детей, которым исполняется три года, могут забрать на воспитание близкие родственники осужденных, если их матери еще отбывают наказание. Если родных нет, по договоренности с отделом опеки и попечительства при Черниговском городском совете детей переводят в детское дошкольное заведение интернатного типа в городе Прилуки.

Нормы питания для беременных женщин, кормящих матерей и детей, которые находятся с матерями, — повышенные и обогащенные витаминами. Женщинам, дети которых находятся в доме ребенка при учреждении, позволяют работать по личному желанию, согласно с заключением больничной комиссии. Беременные женщины и те, которые отбывают наказание вместе с маленькими детьми, кроме осужденных к лишению свободы на срок более пяти лет за преднамеренные тяжкие и особо тяжкие преступления, в соответствии со статьей 83 Криминального кодекса Украины могут получить условно-досрочное освобождение или амнистию.

Персонал колонии утверждает, что заключенные женщины не против того, чтобы забеременеть при первой возможности. Это — выгодно: женщина с четвертого месяца беременности получает декретный отпуск, то есть освобождается от всех работ. Однако за время пребывания в зоне государственная помощь на рождение ребенка ей не выплачивается, ведь женщина находится на государственном обеспечении. Правда, не все мамы заботятся о своих детях. И осужденные, и персонал рассказывали нам о молодой цыганке, которая била своего ребенка, учила его воровать, ругаться. Таких женщин наказывают даже сами осужденные.

ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ НА ВОЛЕ

Режим в ЧИК №44 — обычный, единый для всех подобных учреждений: подъем — в 6.00, зарядка, уборка в комнатах, завтрак, с 7-ми до 14-ти — работа, дальше — обед, свободное время, социально-воспитательные мероприятия, ужин, опять свободное время и в 22.00 — отбой.

На швейном производстве женщины шьют около 500 наименований продукции: от постельного белья до всех видов форменной одежды, также — военную форму для всех видов войск, изготовляют сувенирную продукцию. Лучших работниц поощряют, а чем больше поощрений — тем больше льгот имеет осужденная. Средняя зарплата после всех вычетов (коммунальные услуги, питание) — 360-400 гривен в месяц. Деньги перечисляются на карточку. Осужденные могут их снимать и покупать необходимые продукты и вещи личной гигиены в тюремном магазине. Почти все осужденные охотно общаются с психологом, посещают комнату психологической разгрузки.

Женщины, отбывающие наказание, постоянно общаются с представителями общественных организаций, оказывающих гуманитарную помощь для осужденных и детей, которые воспитываются в доме ребенка. Планируется вместе с греко-католической церковью открыть Центр социальной реабилитации для женщин, которые освобождаются и проживают в Черниговской области. В проекте — покупать освобожденной женщине домик в селе на Черниговщине, помогать с трудоустройством. Хотя также необходимо строить социальные общежития, где могли бы жить те, кто возвращается к нормальной жизни. Чтобы они от безвыходного положения снова не оказались в колонии.

КСТАТИ

По данным Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, по состоянию на начало 2012 года в 183 местах лишения свободы Государственной пенитенциарной службы Украины находилось 153 430 лиц. Из них 1763 человека — это пожизненно заключенные, еще 12,6 тысячи человек — осуждены на срок свыше 10 лет. Эти данные на сайте общественной правозащитной организации «Донецкий мемориал» приводит ее руководитель Александр Букалов.

Наталья ПЛОХОТНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ