Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Премия Джеймса Мейса как «гамбургский счет»

Лариса ИВШИНА: «Россия не извинилась за Голодомор, а следовательно — она способна это повторить»
19 ноября, 2015 - 19:29
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«На вопрос, почему газета «День» учредила Премию Джеймса Мейса, у меня есть очень простой ответ — я хочу, чтобы жило его дело. Чтобы его пример и этика когда-нибудь победили в стране, сделали эту профессию снова такой, которую будут уважать», — так начала уже седьмую церемонию вручения премии главный редактор «Дня» Лариса ИВШИНА. В этом году ее лауреатом стал редактор отдела политики «Дня» Иван Капсамун, составитель книги «Котел, або Справа без терміну давності» — «за гражданскую позицию в публицистике».

И здесь стоит прояснить важные моменты. Премия Джеймса Мейса совсем не ограничивается «рамочной» темой Голодомора (особенно как ее приводят в учебниках), ведь акцент здесь на другом и недаром употреблены слова «гражданская позиция». Джеймс Мейс говорил о Голодоморе тогда, когда все (в Украине, России и даже в мире) предпочитали этого не слышать, так как слишком неудобной была эта тема. Ведь был Уолтер Дюранти, которого наградили Пулитцеровской премией и Президентской медалью свободы (США), а затем так и не смогли отозвать премию.

И сегодня в Украине (и понемногу в мире — после открытия мемориала в Вашингтоне) стало возможным свободно говорить о Голодоморе только из-за того, что были такие одинокие голоса, как Мейс, которые отстаивали правду. Тогда это была тема общенационального значения, сегодня же такой темой является «Дело Гонгадзе». Иван Капсамун, как и Джеймс Мейс когда-то, говорит фактически в «журналистском вакууме» о вещах, являющихся маркерами ситуации в государстве.

«Сегодня страна в таком сложном состоянии, в частности, и из-за того, что украинцы не усвоили те уроки, о которых говорил и писал Джеймс, — отмечает главный редактор «Дня», инициатор премии Лариса Ившина. — Джеймс в своих первых текстах сказал, что проблема Украины в том, что здесь независимость получила «УССР». Сколько еще «УССР» в Украине? И стали ли у нас более качественными власть и жизнь? Пока к этому вопросу не подойдем максимально близко, мы не сможем подняться на новую высоту. Это весьма неотложная политическая задача — переучить страну! Написать новые программы для школ, где должно быть сказано о Голодоморе и геноциде. И много наших лауреатов  приложили усилия в разных видах деятельности, чтобы украинское общество выздоравливало.

ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ ИМЕНИ ДЖЕЙМСА МЕЙСА В РЕДАКЦИИ «ДНЯ» СТАЛО ХОРОШИМ ПОВОДОМ ДЛЯ ОТКРЫТОЙ ДИСКУССИИ ДРУЗЕЙ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, ЛУЧШИХ ПУБЛИЦИСТОВ СТРАНЫ

В этом году в «Фейсбуке» один популярный блогер из Донбасса написал: «Я должен признаться, что не верил в голодомор, думал, что это — выдумка». Они не верили, не думали, не хотели знать, и беда пришла во второй раз. Этноцид, который происходит на Донбассе на землях Украины, — это реальная расплата за то, что не хотели знать. Государство ничего не сделало для того, чтобы это знание стало обязательным. И опять это море крови... Джеймс писал, что земля еще не вобрала всю кровь. Когда он говорил об Украине, он точно знал, что, пока здесь будет доминировать русский, — мы под угрозой. Нам необходимо было расценит как знак тревоги то, что Россия не извинилась, не приняла нашу правду, а следовательно она способна это повторить — в более ужасных, гибридных, иезуитских формах. Джеймс предупреждал, и мы хотим, чтобы эти предупреждения были приняты во внимание немедленно. Я хочу, чтобы дело Джеймса жило, чтобы люди осознанно зажигали свечи. И чтобы мемориальный месяц, когда мы говорим об этом, стал для нас полюсом силы. Это не только память о трагедии — это обязанность стать сильными и умными», — подытоживает главный редактор «Дня».

«Эта премия, возможно, и не задумывалась такой глобальной и общенациональной, но она такой стала, — сказал председатель общественного совета Премии Джеймса Мейса, дипломат, писатель и публицист Юрий ЩЕРБАК, вручая награду Ивану Капсамуну. — Думаю, благодаря личности Джеймса Мейса. В новооткрытом памятнике Голодомора в Вашингтоне в той стене колосков его сноп тоже есть. И лауреаты Премии Джемса Мейса — это гордость интеллектуальной элиты и журналистики, люди, которые каждый по-своему входят в историю журналистики».

«С Джеймсом Мейсом я познакомился через его интеллектуальное наследие, которое он оставил украинцам для осмысления трагедии Голодомора, — рассказывает Иван Капсамун в своей речи после награждения. — Уже работая в «Дне» над резонансным «делом Гонгадзе — Подольского», я часто вспоминал Мейса, ведь это был один из немногих примеров образованности, эрудиции и характера, которых так не хватает украинской журналистике в освещение принципиальных тем. Джеймс нес знамя правды о постгеноцидном украинском обществе, нуждающемся в серьезном лечении. Он диагностировал состояние проблем нации и «выписывал» рецепт, как из него выбраться. Но вместо того, чтобы лечить «наследие» Советского Союза, политики Украины в 90-х гг. занялись паразитированием на «болевых точках» нашего общества. К постгеноцидности и постколониальности они добавили свои проблемы — постсоветские. Коррупция, криминал, семейные связи, аморальность, личные интересы, заказные убийства... — этот далеко не полный набор стал атрибутом тех времен. Именно при президентстве Леонида Кучмы в Украине были заложены основы кланово-олигархической системы. Пиком вседозволенности власти был 2000 год, когда произошли покушение на жизнь народного депутата Александра Ельяшкевича, нападение и избиение общественного деятеля Алексея Подольского, жестокое убийство журналиста Георгия Гонгадзе. В течение шести лет я веду тему этих криминальных преступлений и убеждаюсь, что с ротацией лиц при власти система не меняется. «Дело Гонгадзе — Подольского» давно уже стало маркером для всех — политиков, журналистов, общественных деятелей. И, к сожалению, сдают этот тест далеко не все. Сегодня в сложных условиях частого непонимания в журналистике и искусственного блокирования со стороны заказчиков преступления приходится бороться за окончательную точку и справедливость в этом деле, как когда-то это делал Джеймс Мейс в вопросе Голодомора».

Таким образом, Премия Джеймса Мейса — это о тех единицах, которые пытаются изменить судьбу масс, каждый своими смыслами. То, что Голодомор, хоть и больше чем через полвека, признали, дает шанс, что и по делу Гонгадзе» когда-нибудь откроют «гамбургский счет».

«ПРЕМИЯ ИМЕНИ ДЖЕЙМСА МЕЙСА ОБРАЗУЕТ ИНТЕРЕСНУЮ ГЕОГРАФИЮ»

Владимир БОЙКО, историк, публицист:

— Поздравляю Ивана с этим высокой и заслуженной наградой. К сожалению, наши журналисты часто не особенно задумываются над тем, что они пишут. Очень редкий случай, когда чувствуешь, что человек пишет с пониманием дела. Тема может быть разной, но ее надо знать. Только если у тебя как у журналиста есть серьезная базовая подготовка, твоя работа может «выстрелить», тогда она будет глубокой.


ВЛАДИМИР БОЙКО: «ПРЕМИЯ ИМЕНИ ДЖЕЙМСА МЕЙСА – ЭТО СВОЕГО РОДА ПОПЫТКА ПОМОЧЬ СОРВАТЬ НАРУЧНИКИ, ВИСЯЩИЕ НА ТЕЛЕ НАРОДА. ЭТО ТО, ЧТО ДОЛЖНО ДАВНО УЙТИ В ПРОШЛОЕ, НО ПРОДОЛЖАЕТ ВЛИЯТЬ НА НАСТОЯЩЕЕ И ПОРОЖДАТЬ НАРЫВ НОВЫХ-СТАРЫХ АГЕНТОВ»

Когда я читаю Ивана Капсамуна, мне вспоминается Сергей Ефремов — он тоже умел углубляться в тему. Его материалы, пусть они совсем небольшие или же, наоборот, — большие по объему, всегда интересны. Это уже восьмая Премия имени Джеймса Мейса, в прошлые годы ее получили представители Луганска, Севастополя, Чернигова, Острога и Киева. В этом году ее получает представитель Одесчины. Вырисовывается интересная география, и это хорошо, ведь с точки зрения региональных особенностей одни и те же события всегда выглядят немножко иначе. Каждый видит то, что, возможно, не заметит другой. И тем самым образуется определенное общее понимание.

«ВЫСОКИЙ АКТ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ»

Игорь СЮНДЮКОВ, редактор отдела «История и «Я» газеты «День»:

— Заслуженное отличие нашло достойного лауреата. В книге Ивана Капсамуна есть послание ко всем нам — надо называть вещи своими именами. Нельзя называть капитуляцию — компромиссом, создание уродливой феодальной системы — реформами, не нужно маскировать красивыми словами позорный общественный регресс. Современной публицистике Капсамун дает пример точного подбора адекватных, правдивых слов. Хроническая болезнь наших политиков — умение маскировать провалы за якобы красивыми реформами. Главный «герой» книги «Котел...» — второй президент Украины. После прихода к власти он произнес огромную речь о необходимости системных реформ в Украине. Это был октябрь 1994 года. Реально уже тогда начали «рыть»... политический «котел», о котором написал Иван и плоды которого мы сейчас пожинаем.

Высокий акт гражданской позиции — искать то, что спрятано за масками, видеть правду, проявлять принципиальность. Сегодня мы переживаем чрезвычайно сложный этап, учитывая сдвиг в геополитической ситуации мира. Позорный факт, что в Минске Украину представляет главный «герой» книги Капсамуна.

Мне приходилось слышать мнение о том, что Премия имени Джеймса Мейса должна присуждаться исключительно за исследование темы Голодомора. Позволю себе напомнить, что Мейс был не только выдающимся исследователем Голодомора, но и блестящим современным публицистом и аналитиком, который замечательно видел и анализировал все «язвы» украинского общества. Иван Капсамун достойно в этом понимании продолжает дело Джеймса.

«ПРОЯВЛЯТЬ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ — И В ТЕКСТАХ, И В ЖИЗНИ»

Валентин ТОРБА, журналист отдела политики газеты «Дня»:

— Особенность Ивана в том, что он умеет настраивать атмосферу в коллективе как скрипку, где каждая струна дает свой звук. Еще он — блестящий публицист. Когда я захожу в конференц-зал «Дня», где часто происходят встречи с разными людьми, в частности с политиками, от которых зависит будущее страны, то всегда помню о глазах... Глазах Мейса, которые с портрета смотрят на нас. Те проблемы, которые мы сегодня пожинаем в Украине, зарождались еще в 90-х годах. И о части из них этот гениальный публицист предупреждал, в том числе исследуя постгеноцидность украинского общества. Продолжает это дело сегодняшний лауреат. Я благодарен решению жюри, что выбрали именно Ивана. Особенно приятно, что в когорте лауреатов такого престижного отличия (а это достаточно ответственно!) появился принципиальный, честный и профессиональный журналист, который всегда проявляет гражданскую позицию — и в текстах, и в жизни.

«ПРЕМИЯ ОКАЗАЛАСЬ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ»

Станислав Кульчицкий, заведующий отделом Истории Украины 20-30-х гг. ХХ ст. Института истории Украины НАНУ, доктор исторических наук, профессор:

— Джеймс Мейс стал журналистом благодаря газете «День» — до этого он занимался только научной работой. К сожалению, украинское общество почти не знает настоящей истории. У Национальной академии наук Украины есть много важных наработок по украинской истории, но народ их не усвоил — нет «рупора». Единственное исключение — газета «День», которая всегда делала акцент на истории. Однако конкурентов у нее нет, и это трагический факт. Тем более что, как говорят россияне, «свято место пусто не бывает» — именно поэтому украинское информационное пространство до сих пор остается оккупированным.

СТАНИСЛАВ КУЛЬЧИЦКИЙ: «ГАЗЕТА «ДЕНЬ» ВСЕГДА ДЕЛАЛА АКЦЕНТ НА ИСТОРИИ. ОДНАКО КОНКУРЕНТОВ У НЕЕ НЕТ, И ЭТО — ТРАГИЧЕСКИЙ ФАКТ»

Голодомор — это лишь один эпизод. Самый трагический в тысячелетней истории Украины, но только один эпизод. Джеймс Мейс сделал все, чтобы этот эпизод стал достоянием не только мировой науки, но и общественности. То, что газета «День» учредила премию его имени, — очень показательно. Я благодарен этому изданию, что в свое время оно приютило и защитило Джеймса Мейса.

Самые квалифицированные журналисты сосредоточились именно в газете «День». Мне очень приятно, что Иван Капсамун, как и я, — одессит. Он молодой, но уже опытный человек. Поздравляю и желаю новых успехов! Уверен, что премия оказалась в надежных руках.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ