Ленинское когда-то называлось Грушовкой, но перед затоплением территории водами Каховского моря людей из заводи переселили на холм, а заодно и название села «осовременили». По приглашению друзей с Днепропетровщины осветить процесс декоммунизации топонимов решил туда поехать.
Дело не так в переименовании, как в его восприятии местным людом. Нужны постоянно действующие патриотические структуры, которые умели бы использовать опыт работы других регионов. Что сейчас имеем в активе? Прежний майдановец и старшина добровольческого батальона «Айдар» Николай Павлюченко. В сегодняшних действах он выступил как председатель Правозащитного казацкого общества «Базавлуцкая Сечь», именно эта организация стала инициатором круглого стола и проведения общественных слушаний относительно переименования села Ленинское в Грушовку. Она уже свыше 10 лет занимается покинутыми казацкими кладбищами у себя в районе и смогла протолкнуть районную комплексную Программу «Сохранение культурного наследия Апостоловщины». Есть еще в активе патриотически настроенный председатель Ленинской объединенной сельской территориальной громады Валерий Попельнюк — тот тоже успел повоевать на востоке. За ним стоит ячейка местного казачества «Новая Сечь», которая и выдвинула его на должность. Всегда можно положиться на местного священника УПЦ КП отца Геннадия. Он также последний год принимает участие в АТО в качестве военного капеллана и волонтера. Можно еще назвать нескольких человек, но в целом людей пока мало. Следовательно, надо позаботиться о перспективе. Поэтому я прихватил с собой несколько публикаций «Дня». Особенно тщательно подбирал материалы о надежде жителей пограничного Глухова — Мишеле Терещенко.
По-видимому, недаром брал вырезки из «Дня», потому что, осмотрев три первых попавшихся киоска в Апостолово, я не увидел ни одного украинского журнала, ни одной газеты. Да и ситуация в Ленинском огорчила, ведь значительная часть людей была настроена против переименования села. Сначала показалось, что соотношение тех, кто «за» возвращение исторического названия, и тех, кто «против», — пятьдесят на пятьдесят. Но после нескольких эмоциональных выступлений местных «ватников» ситуация переломилась настолько, что люди уже не осмеливались открыто поддерживать переименование. Заседание круглого стола, как и планировалось, состоялось вовремя — резолюция относительно возвращения селу исторического названия Грушовка была принята. А дальше на вечерних общественных слушаниях между приглашенными научными работниками и местными жителями произошло настоящее идеологическое столкновение. С одной стороны, простых людей сегодня может понять каждый — декоммунизацию лучше было бы проводить параллельно с деолигархизацией, а не вместо нее. Но это обстоятельство не должно заслонять другого: слишком жив еще «совковый» дух в селе. Приглашенные ученые — старший научный сотрудник Центра памятниковедения НАН Украины Сергей Зозуля из Нежина и кандидат исторических наук ЗНУ Александр Олийнык из Запорожья держались хорошо и говорили убедительно. Но их и слушали невнимательно, и перебивали по-хамски. Ради справедливости скажу, что нашелся все-таки один казак, который смело выступил против «очарованных на» восток земляков, — им оказался Петр Друзь. Это уже было в конце круглого стола.
...Когда на следующее утро приглашенные ученые и местные активисты взялись заливать бетоном фундамент часовни на берегу Каховского моря, к ним подошел высокий молодой парень и поинтересовался, что они делают. Рассказал немного о себе. Зовут его Станислав Зайцев, отец родом из России, мама — местная. Станислав увлекается историей казачества. Парень пообещал, что в следующем году к Грушовке причалит уже целая казацкая регата, потому что единомышленников у него хватает. А там и за уборку казацкого кладбища ребята возьмутся, ведь пока еще оно в незавидном состоянии.
Сегодня в связи с войной на Востоке вопрос жизненного пространства и украинских территорий стал, как никогда, актуальным. Запомнились слова «айдаровца» Николая Павлюченко: «Сегодня мы не просто заливаем фундамент часовни — мы возвращаем из небытия забытые страницы истории, возвращаем имена настоящих героев своего народа. Вокруг — наша земля, и лежат в этой земле наши пращуры, которые ее отстояли для нас. Достанется она только нашим детям! А если и нам придется лечь, защищая родную землю, то все ляжем здесь, рядом с пращурами!».