После визита вице-президента США Джо Байдена в Украину градус напряжения вокруг судьбы правительства во главе с Яценюком несколько упал. Даже улетая из Киева, американское высокопоставленное должностное лицо на видео заявило: «Я встретился со спикером Верховной Рады Гройсманом, Президентом Порошенко и премьер-министром Яценюком. Я познакомился с этими людьми, и я верю, что, работая вместе, они смогут создать действительно свободную, объединенную и демократическую Украину». Во время пребывания и выступлений в нашей стране Байден неоднократно отмечал, что главное — работать на страну, сохранять единство и бороться с коррупцией.
В подтверждение последней болезни. Согласно исследованию организации Global Financial Integrity «Незаконный вывоз капитала из развивающихся стран», Украина оказалась на 14-м месте. Рейтинг охватывает период с 2004-го по 2013 год. Согласно данным исследования, ежегодно из Украины нелегально выводится в среднем 11,676 млрд долларов. Авторы отмечают, что за 10 лет из Украины нелегально вывели 116,762 млрд долларов. Учитывая ситуацию в стране, за 2014—2015 гг. вряд ли в этом плане что-то изменилось. Вспомнить хотя бы публичные заявления бывшего руководителя СБУ Валентина Наливайченко о выведении миллионов долларов из страны на оффшорные счета.
Прислушаются ли украинские политики к американскому гостю, мы узнаем в ближайшее время. 11 декабря — годовщина назначения правительства. После его отчета парламент должен определиться с оценкой работы министров и решить, отправлять Кабмин в отставку или нет. По последней информации, на пятницу традиционно запланирован «Час вопросов к правительству», но отчет Кабмина откладывается. «Сначала нужно принять бюджет, а затем — слушать КМУ», — сообщила вчера заместитель спикера Оксана Сироид. Позднее несколько депутатов из разных фракций подтвердили «Дню», что действительно отчет переносится на следующую неделю (предварительно — на четверг планируется внеочередное заседание Рады).
Однозначно визит Байдена и его месседжи будут услышаны, но, похоже, это не снимает с повестки дня противостояние «групп влияния» во власти. Кампания за отставку Яценюка началась еще в ноябре — об этом открыто говорили и лидер президентской парламентской фракции «БПП Солидарность» Юрий Луценко, и глава Одесской облгосадминистрации Михеил Саакашвили, и даже столичные ситилайты с надписью «Беги, кролик, беги!». В ответ действующий премьер заявил, что примет любое решение парламентариев. Однако намекнул: если правительство возглавит не он, «Народный фронт» покинет коалицию.
10 ДЕКАБРЯ 2015 г. ВЕРХОВНАЯ РАДА. НАКАНУНЕ ГОДОВЩИНЫ НАЗНАЧЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
По словам внефракционного народного депутата Игоря Луценко, сейчас идут торги за состав правительства, Президент и премьер договариваются. Интересно, что вопрос по смене премьера звучит так: Арсений Яценюк остается, зато «тасуют» отдельных министров. По информации «Дня», претенденты те же: аграрный министр (кандидатуры — Иван Мирошниченко, Тарас Кутовой), министр энергетики (рассматривают — Юрия Продана и Александра Домбровского), министр здравоохранения, министр экологии.
Почему передумали менять премьера, ведь в разных фракциях недовольных его работой много? «Под постановлением о полной смене состава КМУ подписались 40 нардепов из БПП и «Батьківщина», — говорит «Дню» ее автор, народный депутат от БПП Олег Барна. В принципе готов был голосовать «за» и «Оппозиционный блок», и это подтвердил «Дню» Вадим Рабинович. «Неопределенной» остается только «Радикальная партия». Очень осторожна в высказываниях «Самопоміч».
Итак, первое: Байден четко высказался, что АП и КМУ должны быть не от одной политической силы. «Не должно быть сосредоточения власти в одних руках, кандидатуры его не интересуют», — объяснил собеседник «Дня» в БПП. По его словам, к этой рекомендации должны прислушаться, поскольку стране нужен кредит МВФ и поддержка США. Во-вторых, отставка Яценюка — это переформатирование коалиции, а в новом формате претенденты на замену слишком одиозны. В-третьих, нужно принимать изменения к Налоговому кодексу и на их базе — бюджет 2016 года. Если сейчас отправить Яценюка — этот процесс может оказаться под угрозой.
9 ИЗ 11 ЧЛЕНОВ ВСК ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕВЫБОРОВ В КРИВОМ РОГЕ (27 МАРТА 2016 Г.). А ВЧЕРА В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ, ПОД КОТОРЫМ ПОДПИСАЛИСЬ ПРЕДСЕДАТЕЛИ ФРАКЦИЙ КОАЛИЦИИ. ОДНАКО НИ ОДИН ЧЛЕН «БПП» НЕ ЗАХОТЕЛ СТАНОВИТЬСЯ ЕГО СОАВТОРОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
В действительности главная причина нынешней ситуации заключается в том, что проблемы, которые были заложены еще в 90-х, до сих пор паразитируют государственный организм. Два Майдана, особенно второй, лишь покачнули «систему Кучмы», но не сломали ее. И потому сегодня, даже когда Украина находится в очень сложной ситуации в результате российской агрессии и экономического кризиса, на первом месте стоят не национальные интересы, а узкокорпоративные выгоды отдельных бизнесменов и политиков. По большому счету, стоит вопрос: сохранится ли государство? В это время как никогда нужны лучшие — пусть это будет технократическое правительство, мы называем — «национальная сборная». Зато наблюдается противостояние кланов, когда страна фактически стала заложником политических «разборок». Останется правительство Яценюка или не останется — вопрос, конечно, важный, но главное другое — менять нужно не просто людей, а подходы и отношение к Украине.
«СЕГОДНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ СПОСОБНЫ ОТВЕЧАТЬ НА ВЫЗОВЫ»
Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий НИСД:
— Накануне пятничного заседания Рады ситуация была следующей: планировалось рассмотрение изменений в Налоговый кодекс и Бюджет, а затем — вопрос ответственности правительства. Мол, правительственный кризис может затянуться, а нерешение таких принципиальных вопросов может сорвать сотрудничество с МВФ и повергнуть страну в хаос. Поэтому решение судьбы правительства — скорее вопрос не ближайших дней.
Что же касается сложной ситуации, которая сегодня складывается в украинском правительстве и Раде, то следует рассмотреть реальные варианты выхода из нее. Мы не видим никаких предпосылок, чтобы произошла замена политической элиты в ключевых звеньях. Сегодня государственной политикой занимаются люди, которые в силу многих факторов — личных интересов, предыдущих практик, психологии, компетентности, — не способны отвечать на вызовы, стоящие перед Украиной. В этой связи, об очередной замене можно говорить в том случае, если это существенно не подрывает жизнеспособность страны. Ротация элит нужна, но, чтобы подхватить страну и вывести ее из возможного финансового и социально-экономического пике, нужна качественная альтернатива.
Для масштабного парламентско-правительственного кризиса, который приведет к новым выборам, нет «коалиции заинтересованных сил» — в этом не заинтересованы на Западе, не заинтересованы ведущие политсилы в Украине, поскольку волна критики в их адрес лишь растет. Поэтому этот кризис будут решать локальными заменами. Однако тяжело спрогнозировать, как это отразится на судьбе премьера Яценюка, ведь это не очень принципиально. А принцип формирования органов власти и качество политической элиты на ближайший избирательный цикл останутся прежними. Поэтому эта проблема будет решаться постепенно в полуаварийном режиме. Очевидно, именно в этом контексте происходили переговоры руководителей Украины с зарубежными партнерами, и был достигнут компромисс, чтобы эта перезагрузка происходила поэтапно и со многими мерами предосторожности.
Конечно, в Украине есть люди, которые могли бы взять ответственность за страну, — в государственной власти, в гражданском обществе. Некоторых из них искусственно отсеяли или «люстрировали», потому что они не представляют собой какую-то организованную группу. А политическая борьба в стране мешает самоорганизации людей с принципиально другими взглядами, подходами и уровнем компетентности. Потому что всякий раз разыгрываются какие-то «призы» — властные ресурсы, и формируются команды, на эти ресурсы претендующие. А по другим мотивам — всеобщего блага, профессионализма, дискуссионного, но согласованного представления будущего страны — консолидации политических элит в стране не наблюдается. Кризисы, которые у нас периодически происходят, побуждают скорее к распылению и включению этих профессионалов в нежизнеспособные мародерские структуры, которые используют с целью обретения публичности.
Общество же является заложником ситуации, потому что может влиять на процесс лишь имеющимися институционными средствами — выборами. Установление демократии — это длительная инсталляция соответствующих правил, институций, культуры. Важно, чтобы это происходило поступательно, а не с шагами назад в виде «контрреволюций». Для этого нужно понимать процесс и этапы, по которым он осуществляется. Такой трезвый взгляд на установление демократии, как социальные инновации, как новый образ жизни общественного организма, должен постепенно овладевать политическим классом и экспертной средой. А реванш и контрреволюция — принципиальный отказ от демократических ценностей, лозунгов и программных принципов Революции Достоинства.
«ЭТО БЫЛИ ПОСЛЕДНИЕ «УГОВОРЫ» СО СТОРОНЫ США»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— Хотелось бы напомнить, что половина членов правительства — люди Президента, поэтому он тоже несет ответственность за действия КМУ. Сегодняшний Кабмин — результат компромисса между разными политическими силами, и это общая ответственность, а не только Яценюка.
Что же касается самого Арсения Петровича, то он образованный человек, но не очень хороший премьер, потому что не имеет стратегического видения, необходимого для политика такого уровня. И это главная из причин происходящего в стране. К тому же он является человеком, сформированным в старой системе координат: начинал карьеру во времена Кучмы, частично связан с его кланом — это налагает отпечаток на его политику и на правила, которыми он руководствуется. К сожалению, это не те правила, которые бы хотело видеть гражданское общество. И в этом большая проблема, поскольку он не заинтересован и не способен существенно изменить систему, чего желает как гражданское общество, так и Запад. Поэтому он остается переходным премьером в трудные времена, на нем большая ответственность, с которой он не справляется. Однако и сменить его нельзя, поскольку это приведет к монополизации власти в руках Президента.
Рациональная логика Запада заключается как раз в том, что замены правительству и Яценюку нет, поскольку это приведет к переформатированию большинства в Раде в очень неустойчивую коалицию с непонятными взглядами, к фактическому распаду «Народного фронта» и, как следствие, увеличению контроля Президента над Кабмином. А это ни к чему, кроме «третьего Майдана», не приведет, потому что Петр Порошенко — тоже человек из старой системы, тяготеющий к узурпации власти. Конечно, западные страны не могут этого позволить, поэтому Джо Байден во время визита подчеркнул, что необходимо сохранить статус-кво. Он фактически взывал к совести Президента и премьера, чтобы они начали реформы. Я не уверена, что они способны это услышать, потому что имеют совсем другое мировоззрение. Они не являются демократическими лидерами по своей сути, потому что формировались как постсоветские политики, а это мышление от призывов и майданов не меняется.
Это были последние «уговоры» со стороны США. Нынешнее состояние власти является переходным, и долго оно не продлится. Дальше Запад вообще может начать игнорировать Украину, если наши элиты не станут что-нибудь делать. Поэтому скорее будут проводиться косметические изменения, которые нельзя не делать под давлением.
Досрочные парламентские выборы если и будут, то приведут лишь к частичной ротации элит. В Раде появятся партии типа «Укропа», которые наращивают свою поддержку. Но этого мало, потому что хотелось бы увидеть полностью новое поколение, которое пока не имеет политической основы.
Перспективу я вижу лишь в том, чтобы очень интенсивно формировалась новая политическая элита. Это возможно лишь через создание общественно-политического движения или начало настоящего конституционного процесса, благодаря которому сформировались бы разные общественные группы влияния, из которых бы вышли политические лидеры. Только реальные проекты и действия делают людей настоящими лидерами — они будут учиться делать что-то полезное для Украины на разных уровнях.
Конечно, блокирование децентрализации происходит из-за того, что действующая элита не хочет делиться властью и иметь конкурентов. Но она очень необходима и должна идти интенсивными темпами, поскольку это тоже средство формирования новых политических лидеров.
К сожалению, местные выборы показали, что хоть и есть тренд на формирование новых политиков, на юге и востоке страны не было сделано ничего, чтобы они победили. Единственное исключение — Днепропетровск и Николаев. Фактически действующая власть пошла на компромисс с бывшими регионалами, не воспользовавшись шансом на обновление региональных элит.
Но если в стране не будут проводиться реформы, то возрастут радикальные настроения. Радикализация общества вместе с реваншем бывших регионалов усилит раскол страны, а это мечта Путина — руками украинцев уничтожить Украину. А ответственность за все это лежит на Президенте, премьере и правительстве, которые должны осознавать эти риски.
«ТАКИЕ ЛЮДИ ЕСТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ...»
Александр САВЧЕНКО, экономист:
— Украине необходимо технократическое правительство, которому нужно дать два года на осуществление реформ (первый год) и их закрепление (второй). После этого этот Кабмин можно отправить в отставку.
Я бы пошел еще дальше — и запретил бы всем членам такого правительства после отставки на протяжении трех-пяти лет заниматься политикой: избираться в парламент, местные советы разных уровней и тому подобное.
Если Арсений Яценюк не хочет уходить, угрожая развалом коалиции, можно назначить вице-премьера со всеми соответствующими полномочиями.
Страна еще одно партийно-кумовское правительство выдержит, но какой ценой? Мы и так уже самая бедная страна в Европе. Уровень жизни наших граждан отвечает среднеафриканскому. Мы — мононация, разваливаться нам — в отличие от России — не на что, но вот скатиться ниже того «дна», к которому нас уже опустили, мы можем: молодежь будет еще более быстрыми темпами выезжать, а пенсионеры — вымирать...
Если мы хотим себе другое будущее, нам следует искать опытных технократов, у которых нет шансов скатиться к популизму, и просить их идти и поднимать экономику в Украине. Мы с коллегами насчитали, что у нас есть 6—7 таких макроэкономистов. Я не буду пока еще называть их фамилии. Но такие люди есть в нашей стране, и они доказали свою эффективность на наивысших руководящих должностях в государстве. Чтобы убедиться в этом, следует сесть и посмотреть на то, какие позитивные изменения и в чем были в нашей стране за 24 года нашей независимости, найти людей которые это сделали, и слепить из них базу для нового правительства.
«СЕЙЧАС МЫ РАССМАТРИВАЕМ СМЕНУ ПРЕМЬЕРА ЯЦЕНЮКА КАК ОДНУ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОПЦИЙ»
Олег БЕРЕЗЮК, лидер фракции «Самопоміч»:
— Вопрос отставки КМУ не определен, но мы точно знаем, что это правительство должно смениться. В какой форме? Нужно дискутировать. В правительстве есть успешные министры технократы — Алексей Павленко, Андрей Пивоварский, но он, говорят, написал заявление. Премьер — человек интеллигентный и разбирается во многих макроэкономических вопросах, но, к сожалению, публичного управленческого процесса в этом КМУ нет. Если качественно поработаем с коалицией над заменой ключевых фигур этого правительства, которые бы взяли на себя, в первую очередь, задачу выстраивать прозрачный процесс, тогда у любого правительства есть будущее.
Сейчас мы рассматриваем смену премьера Яценюка как одну из возможных опций.
«ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК С КРЕДИТОМ ДОВЕРИЯ ОТ ОБЩЕСТВА»
Александр БАКУМЕНКО, народный депутат от БПП:
— Это не правительство технократов. Много людей в нем «случайных». Технократ — профессионал, который знает, как работать, прошел определенный путь, понимает, как живут «внизу», разработает правильную стратегию и имеет менеджерские способности ее воплотить, подобрать команду единомышленников. Может ли появиться такая команда? Может. Другого пути нет. Самое главное — провести правильную реформу экономики, которая бы дала бизнесу нормально работать. Такое технократическое правительство во главе с Яценюком не возможно. Должен быть человек с кредитом доверия от общества, с программой понятной, доступной, где прописаны все этапы реформ. Нужно его искать как внутри Украины, так и за пределами, например, это может быть бывший польский премьер Бальцерович.
«В ЭКОНОМИКЕ — ПОЛНЫЙ КРАХ»
Виктор ЧУМАК, народный депутат (беспартийный), заместитель главы комитета ВРУ по вопросам предотвращения и противодействия коррупции:
— Сначала должен быть отчет правительства, а затем, хотя бы две недели работать над Налоговым кодексом и бюджетом, а только после — выносить вердикт КМУ. Оценка работы правительства противоречива. В экономике — полный крах. Но есть отдельные сферы государственной политики, которые удовлетворительны.
Я буду голосовать за отставку этого правительства. Но никто не говорит, что потом, после отставки, Яценюк не может вернуться. Если будет смена правительства, и люди из этого КМУ поймут, почему «провалились», то все может быть. Если нет, то нет. Нет коммуникации с заинтересованными сторонами. «Технократ» — это условное понятие, потому что они все равно попадают под определенные влияния. Вы думаете, что бюрократия не влияет? Если найдется человек, который сделает бюрократов в своем министерстве союзниками, то тогда выиграет.
«ПРЕДСТАВЬТЕ НОРМАЛЬНЫЙ СОСТАВ КМУ, И ЗА НЕГО ПРОГОЛОСУЮТ»
Виктор БОНДАР, сопредседатель депутатской группы «Відродження»:
— Я не вижу будущего у нынешнего КМУ. Положите нормальный состав КМУ, и за него проголосуют. Но проблема в том, что его не могут сформировать. Почему? Боятся подавать сильных, потому что имеют партийную принадлежность и могут оказаться неконтролируемыми. Следовательно, у нас опять появляются полуграмотные, но послушные.