Эта история о борьбе. Но борьбе не плохих и хороших. А о борьбе «за»... ресурсы, которых в стране становится все меньше... Четко видно: правительство Яценюка толкают к роспуску, и страну — все живое, что проявилось в ней во время Майдана-2 и после — втягивают в борьбу за то, кто следующий сядет в кресло премьера.
Мы не будем говорить здесь, что Яценюк — хороший премьер. И не будем писать — правы, или нет, те, кто говорит, что его министры — крадут. Оставим эти вопросы соответствующим правоохранительным органам. Предлагаем поговорить о форумах — как инструменте борьбы.
Ведь глава Одесской ОГА — Михаил Саакашвили, который покинул свое рабочее место, активно и много времени проводит в столице, похоже, хочет нас убедить, что Форумы — это действенный способ борьбы с коррупцией во власти. На прошлой неделе он — точнее его — советник — Александр Боровик — собрал в дорогом столичном ресторане представителей молодых политических сил, экспертов и общественных деятелей. Встреча имела два результата. Первый — громкий скандал, потому что «ужин» был полутайным и в дорогом столичном ресторане, где цены в меню преимущественно — с тремя нулями. И второй — более практический — объявлено, что 23 декабря в Киеве пройдет масштабный Антикоррупционный форум, на котором будет представлен действенный план борьбы с этим позорным явлением в Украине.
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.
Тема борьбы с коррупцией для украинцев не нова. Бороться с клептократами во властных кабинетах обещали все, пока были в оппозиции, и имитировали борьбу, когда становились властью. Однако, по сути своей никаких сдвигов по крупному в стране не происходило. За исключением, краткосрочных пауз в две-три недели после глубоких политических кризисов. Когда бизнес не нес сумок с деньгами, выжидая: а может действительно, что-то поменялось. А затем приходил новый «Министр/директор департамента/глава» и говорил: ставки знаете, работаем, и машина работала дальше. Только вот после этих пауз ставки откатов росли в разы.
Поэтому в обществе, несмотря на то, что тема борьбы с коррупцией на слуху, по крупному воспринимается как элемент продолжения внутривидовой борьбы. А если быть точнее — ширма. Как в свое время — была тема люстрации. С высоты сегодняшнего дня, абсолютно провальная история. Которая была использована представителями одного «клана» для того, чтобы отсечь нежелательных конкурентов.
ФОТО С «ФЕЙСБУК»-СТРАНИЦЫ АЛЕКСАНДРА БОРОВИКА
Так же сейчас внезапная активизация Саакашвили в борьбе с коррупцией правительства Арсения Яценюка, после того как мы неоднократно в публичном пространстве становились свидетелями клинча политических команд Премьера и Президента, по меньшей мере вызывает вопрос. Ведь до конца не понятны обстоятельства появления здесь грузинского подряда: с каким карт-бланшем, под какие гарантии они были приглашены сюда в таком количестве. Все эти ответы имели значения, потому что они имеют последствия в будущем. Уже после того как разгорелся скандал «Саакашвили-Аваков-стакан», Порошенко объяснил: Я — пригласил, и я не сожалею. Что, по факту, значит, что если бы мы не хотели верить, что Саакашвили и его люди независимые, они — из обоймы Президента.
Собственно, это стало причиной, почему отдельные эксперты, народные депутаты и просто почтенные люди до сих пор не сформировали для себя окончательного решения: как относиться к Форуму и идти ли на него. «Я бы не хотел, чтобы меня использовали для того, чтобы раскрутить чей-то новый политический проект. Форум — это все же инструмент политической борьбы, а не борьбы с коррупцией», — объяснил в комментарии «Дню» народный депутат Виктор Кривенко.
ТЕСТ-УЧАСТНИК
Мы попросили представителя организаторов прояснить читателям — то все же что это — создание новой партии, новая общественная инициатива, движение. В комментарии «Дню» Александр Солонтай — глава политсовета молодой политической партии Сила Людей — сказал, что Форум будет требовать отставки правительства и формирования его на принципиально других убеждениях: технократический, а не квотный. Солонтай также объяснил свой интерес в этом форуме: «Во-первых, среди общественных активистов и экспертов, которые принимают участие в Форуме, есть очень много людей, которых мы бы хотели видеть в более близких отношениях с Силой Людей: чтобы они приобщились к созданию и перестройке партии. Во-вторых, мы, понимая, что на данный момент наша партия является все еще слабой, видим среди людей, которые инициировали Форум, партнеров в разных сферах деятельности, для достижения еще больших результатов: мы растем, но события требуют от нас еще большей силы, чем мы можем дать. И, в-третьих, если случится так, что Президент к нам не прислушивается, в БПП будет раскол, и в Украине будут стартовать внеочередные парламентские выборы, то этот оргкомитет Антикоррупционного форума — этот круг участников — это те силы, с которыми мы можем скоординироваться на выборах: например, согласовать округа».
Солонтай заверил, что Сила Людей станет также определенным тестом на порядочность инициативы Антикоррупционный форум. Он сказал, что как только увидят, что Форум использован в качестве инструмента замены неугодного Яценюка на лояльного Саакашвили (без изменения подходов к формированию правительства, а по факту без готовности ломать и изменять систему), Сила Людей выйдет из процесса.
ЧТО ДЛЯ УКРАИНЫ ЗНАЧИТ СЛОВО «КОРРУПЦИЯ»?
На встрече с представителями украинской общины в Торонто Главный редактор «Дня» Лариса Ившина сказала: «В Украине в общепринятом контексте коррупции... нет. Для того чтобы была коррупция, должна быть норма. Чтобы можно было сказать: вот коррупция, а вот — норма. Где в Украине норма? Где она живет? То, что происходит в Украине, это — принудительно накинутый (и мы знаем когда и кем) образ жизни, который превратился в устойчивые отношения между властью, обществом и бизнесом».
В комментарии «Дню» народный депутат Виктор Кривенко объяснил этот процесс так: путем низкой оплаты труда государственного служащего была построена в стране определенная «тирания»: монтировался своего рода «пылесос», который проникал во все поры общества, высасывал деньги и ресурсы, и поднимал их наверх. А вокруг этого образовались круги людей, которые должны были быть связаны этой круговой порукой, и все это потом спускалось на нижние уровни. Вопрос в том, что вся эта система пошла на очень большие мутации ради того, чтобы оградить себя от наказания. И вряд ли так просто сдастся — не под давлением Форумов, уж точно.
Именно поэтому, как сказал экс-министр экономики Владимир Лановой нужен полный демонтаж с укреплением инструментария государства. А для этого нужна максимальная прозрачность и четкость в процедуре. Не может быть так, что элемент исполнительной ветви власти является одновременно оппозицией к этой власти. Не согласен губернатор с тем, что происходит во власти, подает в отставку, создает партию, и ведет политическую борьбу. А пока все, что происходит, напоминает какую-то партизанскую войну с элементами «революции розГ».
И напоследок. Активное участие в организации форума принимают «Новое Время» и «Украинская правда». Если принять во внимание, что СМИ — это четвертая власть, а Саакашвили — исполнительная власть. Разве уже сам такой симбиоз не является признаком политической коррупции? Разве СМИ не должно быть на расстоянии? Вы не можете быть в одной компании? А кто тогда будет контролировать Саакашвили?
О борьбе с коррупцией,
...конкурсных комиссиях и о том, что скрывается за кулисами всех этих политико-правовых сценариев
Владимир СУЩЕНКО, доцент Национального университета «Киево-Могилянская академия», член конкурсной комиссии по отбору членов Национального агентства по предотвращению коррупции
Опять писать... или не писать о «борьбе» с коррупцией в Украине...?
Уже двое суток меня мучает этот вопрос...
Писать...?! Понимаю, что это напрасно тратить собственное время и интеллектуальные силы, поскольку ничего своими заметками изменить не смогу.
Не писать...?! Буду предавать самого себя, свои жизненные принципы, превращаясь в молчаливого наблюдателя того, что не устраивает меня как гражданина и человека, да еще и буду таким образом потакать тем, кто, по моему мнению, не имеет (или же давно продал) собственной совести, чести и достоинства... А это уже слишком! Не так много времени моей земной жизни остается, чтобы пренебрегать своими принципами на руку тем, кто предал Небесную Сотню и тысячи жертв (убитых, инвалидов, обездоленных) в Крыму и на Донбассе...
Эти заметки мотивируются моим участием в деятельности Конкурсной комиссии по избранию членов Национального агентства по предотвращению коррупции в Украине. Не буду утомлять вас, читатели, пересказыванием законов и процедурами создания государственных антикоррупционных органов. Кто интересуется этими проблемами, тот следит за новостями в этой области. Сосредоточусь на выводах, к которым пришел, анализируя разные источники информации, а также опираясь на собственный опыт.
• Во-первых, вся «борьба» нынешних власть предержащих с коррупцией, которая началась в стране в прошлом году и вроде бы набирает оборотов сегодня... является, с одной стороны, их вынужденным откликом на требования Майдана 2013-2014, на крови которого подавляющее большинство из них пришло во властные кабинеты, а с другой — жестким требованием наших основных партнеров (ЕС, США и Канады) по мировой коалиции в противостоянии агрессии РФ относительно Украины.
• Во-вторых, политический бомонд (за незначительным исключением одиночных «майданутых» мечтателей-идеалистов...) занят внутренними «разборками», конкуренцией за должности в органах всех трех ветвей государственной власти, сохранением своего «статус-кво» и очковтирательством как в глазах собственного народа, так и зарубежных партнеров и доноров с единственной целью — получить новые финансовые займы, «разделить» их между своими «любими друзями», бросить косточки со своего обеденного стола народу и продолжить «царствовать» дальше... Именно для этого продолжается «минский процесс», «люстрируются» судьи, прокуроры, чиновники, «реформируется» Конституция, создаются новые законы, которые как не выполнялись до «них», так и не выполняются... при «них»!
• В-третьих, наиболее активная часть нашего общества, которая желает преодолеть коррупцию на всех уровнях государственного управления и самоуправления, составляет, по моим наблюдениям и анализу, не больше 1% от всего взрослого населения (избирателей) страны. Приблизительно еще 3—4% сочувствуют основной части и готовы их поддержать. Около 5—10% являются однозначными сторонниками такой борьбы с коррупцией. Еще 10% населения готовы реально противостоять коррупции, но... только в той части, которая не задевает их собственных интересов. 80% просто наблюдают: чем это все закончится (в какую сторону повеет «ветер» политических и правовых перемен...), и тогда они будут принимать решение «на чью сторону присоединяться» в этом противостоянии...
Наиболее активная часть населения выражает безумное желание увидеть, почувствовать «кровь» наиболее упорных коррупционеров: «посадить за решетку», судебные процессы, реальные сроки лишения свободы, надеясь, что эти мероприятия мгновенно уменьшат уровень коррупции в государстве. По моему мнению, это самообман. Наказания, даже назначенные судами, только на определенный, непродолжительный срок испугают тех, кто «не попался на горячем» или же «откупился» от возможного наказания, а со временем — все вернется на «круги своя»...
Нужно выстроить абсолютно новую систему государственного управления, которая бы максимально исключала все коррупционные риски в этой сфере.
• В-четвертых, «четвертая власть» — СМИ вообще ведет свою игру: а) изо всех сил критикует действующих нардепов, чиновников, судей и прокуроров как персоналий, практически не затрагивая глубоко саму систему государственного управления; б) защищая (прямо или завуалировано) своих владельцев и доноров и пытаясь морально и психологически уничтожить их оппонентов; в) продуцируя, как правило, всевозможные развлечения, включая политические и светские ток-шоу, и реально не занимаясь просветительством и воспитанием у своих слушателей и зрителей политической и правовой культуры, да и общей культуры в целом.
Исключения из этого перечня, безусловно, есть, но они, к сожалению, абсолютно незначительные и не влияют на негативное состояние интересов и ценностей общества в целом.
СМИ во многом подыгрывают радикально настроенным слоям населения в жажде «мести» и «крови» по отношению к «заигравшимся» коррупционерам и практически не уделяют внимания ежедневной кропотливой работе по воспитанию нового правового сознания и правовой культуры каждого и общества в целом. Одними журналистскими разоблачениями эту «раковую опухоль» не побороть, я в этом убежден!
• В-пятых, на фоне вышеизложенного переход к конкурсному отбору руководства и сотрудников новых антикоррупционных государственных структур (НАБУ, Антикоррупционной прокуратуры, НАПК), а также полиции, ГБР и с мая 2016 года всех госслужащих является, безусловно, новаторским и отвечает запросам ЕС и значительной части нашего общества.
Но... Как показывает практика деятельности первых конкурсных комиссий, при их создании допущена, на мой взгляд, серьезная ошибка. Она заключается в том, что эти комиссии формируются по «квотному принципу» и при непосредственном участии тех органов, которые де-юре назначают отобранных (прошедших конкурс) людей на соответствующие должности. Это привело к тому, что: во-первых, в состав конкурсных комиссий включаются по назначению те лица-госслужащие, которые готовы любым способом (включая обман, мошенничество и злокозненность...) выполнять заказы своих «боссов» и заинтересованных лиц; во-вторых, действующие власть имущие отыскивают таких представителей общественности, которые по формальным процедурам включения в состав комиссий являются независимыми от власти, а реально готовы подыгрывать (становиться на сторону) властям в отборе «необходимых» кандидатур, прикрываясь своей принадлежностью к определенным — иногда фейковым — общественным организациям.
Интересно, что во время формирования конкурсной комиссии, членом которой я являюсь, я узнал, что в Украине зарегистрировано более 50 общественных антикоррупционных организаций, реальное количество активных членов которых, как правило, достигает 5—15 человек в Киеве и по несколько человек в отдельных регионах Украины. Нужно ли в Украине такое количество антикоррупционных организаций, и какова эффективность их деятельности? Никто не знает! Мне показалось, что часть из них создана при участии наших государственных силовых структур и вовсе не с целью реальной борьбы с коррупцией...
Кстати, наши зарубежные партнеры и доноры, опираясь на позитивный опыт собственных стран, оказывают существенную техническую (финансовую) помощь этим общественным организациям, надеясь, что они реально влияют на состояние борьбы с коррупцией в стране. Наивные друзья! В действительности лишь две-три организации действительно реально занимаются этой проблематикой. Органы государственной власти знают об этом, дают им возможность в некоторой степени влиять (чаще — выпускать пар недовольства) на процессы противостояния коррупции, но... в то же время делают все, чтобы нивелировать их участие и роль в своих политико-правовых сценариях такой борьбы...
Мой вывод относительно противодействия коррупции в стране пока что неутешительный: власть, все ее ветви и структуры демонстрируют видимость активной деятельности, уверяя общество и зарубежных партнеров и друзей, что бескомпромиссная борьба вот-вот начнется. В действительности, на мой взгляд, продолжается только лишь игра в такую борьбу...
Ее первые «жертвы» будут только демонстративными примерами, а не реальными делами в уничтожении старой, прогнившей коррумпированной системы государственного управления страной.
В этих своих предположениях очень хочу ошибаться!
Время вскоре покажет, кто был прав.
ГОЛОС С «ФЕЙСБУКА»
Сергей ТАРАН, политолог:
— Пока группа бизнесменов-олигархов, собранных Тарутой, беспощадно критикует власть за «обнищание населения», «бесконечный конфликт на Донбассе» и обещает на этой неделе доработать какое-то заявление о спасении страны, считаю, что наш гражданский долг помочь им с тезисами к этому заявлению. Итак:
1) Мы, представители крупного бизнеса, ОСОЗНАЕМ свою часть ответственности за создание порочных отношений между бизнесом и политиками, которые создавались при всех предыдущих властях и благодаря которым были накоплены наши состояния, но не создана устойчивая конкурентная украинская экономика... Мы больше так не будем! Бизнес-интересы нельзя ставить выше интересов страны!
2) Мы отныне будем платить все налоги, НЕ БУДЕМ ВЫВОДИТЬ деньги за границу и будем инвестировать в отечественную экономику. Только так мы докажем, что искренне верим в будущее нашей страны!
3) Мы готовы к ПРОЗРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ с политиками и готовы из олигархов превратиться в обычных представителей крупного бизнеса, которые будут работать в условиях честной конкуренции.
Наша цель — создать в Украине социально ответственный бизнес, который возьмет на себя вместе с государством солидарную ответственность за развитие страны. Наша задача — преодолеть разрыв между богатыми и бедными, создать условия создания среднего класса — залог социальной стабильности в стране.
Мы осознаем, что ТОЛЬКО ТАК мы сможем сохранить свой бизнес, гарантировать будущее себе и своей стране!»
Ну, Тарута, Ахметов, Пинчук и Ко должны поддержать. Правда?