Вероятно, кое-кто уже видел в сети Интернет видео, где учителя самопровозглашенных республик Донбасса учат детей героизму и патриотизму на историях... боевиков Гиви и Моторолы. Повлиять непосредственно на темы уроков «днр-лнр» Министерство образования и правительство не может, и контрпропаганда на подобные факты должна быть. Какая именно? Как воспитывать детей и молодежь в патриотическом духе, как уберечь подрастающее поколение от задурманивания мозгов и сконцентрировать их на любви к Украине? Ответы на эти вопросы искали вместе ректоры 40 вузов со всей Украины в стенах Национального педагогического университета им. Драгоманова во время заседания Ассоциации ректоров педагогических университетов. Поводом для разговора стал указ президента о разработке государственной стратегии национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы.
«День» уже много лет ведет своеобразную очистку общества от информационного мусора и грязи, предлагая аудитории самые ценные мысли и взгляды на историю, ее переосмысление и связочные цепочки с настоящим. А в этой среде формируется неподдельный патриотизм. Поэтому неслучайно на заседание ректоров был приглашен и «День».
БРОНЕБОЙНО-ПОДРЫВНОЙ МИКС
Первыми полистать книги «Дня» принялись «местные» — преподаватели НПУ им. Драгоманова. Профессор кафедры украинской литературы Ирина Савченко создала такой себе микс, избрав по несколько книг из серии «Бронебійна публіцистика» и «Підривна література»: «Уже имею книгу «Україна Incognitа», использую ее как источник информации на лекциях. Иногда это альтернативное мнение к официальной научной позиции. В русле патриотического воспитания эти книги чрезвычайно важны. Потому что это научная достоверность материалов и доступная форма подачи, которая может быть воспринята человеком на уровне своей политической, социальной и интеллектуальной заинтересованности».
Книжки «Дня» заинтересовали не только гуманитариев, Василий Швец, профессор, заведующий кафедрой математики, взял на проработку «Повернення в Царгород». По его словам, давно интересуется историческими сведениями об Украине, или находит их на колонках «Дня», или в редакционной библиотеке. Своеобразным открытиям наши издания стали для Неженского педагогического университета. Его преподаватель Антонина Конончук отметила, что провинциальные вузы хотят интеллектуального общения с изданиями такого уровня как «День», потому будут рады видеть редакционный десант в своих стенах.
ДРУЗЬЯ ДЖЕЙМСА МЕЙСА
Открытием же для нас стало знакомство с Владимиром Савельевым, директором Института магистратуры, аспирантуры и докторантуры НПУ им. Драгоманова, которого интересовали книги Джеймса Мейса. Его публицистику он читал и раньше, а одно время был лично знаком с публицистом и автором «Дня»!
«Познакомились с Джеймсом в начале 90-х годов, я работал тогда в Институте политологии и национальных отношений им. Ивана Кураса, а Курас тогда был директором. Как-то я зашел к Ивану Федоровичу, а у него был Мейс, он тоже немного работал у нас. На то время я имел доступ к архивам о продовольственной политике советских времен, и много рассказывал, чего и Джеймс не знал, потому что в основном он диаспорные документы изучал, — вспоминает Владимир Савельев. — У меня сын тогда учился в школе, я пригласил его прочитать лекцию учителям. Он читал дважды, его даже не отпускали. Но сегодня общество не готово воспринимать труды Мейса, в дни памяти через свое окно я вижу лишь две-три свечи (традицию зажигать свечу в окне в День памяти жертв Голодомора начал именно Джеймс Мейс. — Авт.)».
СТУДЕНЧЕСКО-КАЗАЦКОЕ «ВОЙСКО»
«Патриотическое воспитание не сводится только к тому, что кто-то кому-то сказал и пожелал, нужно что-то детям и учителям дать в руки, — комментирует в продолжение мысли, как уберечь молодежь от инерционности, ректор НПУ им. Драгоманова Виктор Андрущенко. — И здесь газета «День» делает очень важную работу: освещает тему Голодомора, развенчивает мифы, осуждает репрессии, рассказывает о выдающихся личностях Украины, потому выставка и наша конференция — это не случайность, а согласованная политика газеты и Ассоциации ректоров вместе с Президиумом Национальной академии педагогических наук, потому что мы делаем общее дело».
Почти четыре часа диалога ректоров вылились в общую резолюцию, своеобразные наброски, что нужно брать за основу концепции национально-патриотического воспитания. Так, Иван Прокопенко, ректор Харьковского национального педагогического университета им. Г. Сковороды, поделился своим опытом: в университете создали такой себе Центр казачества, где свыше пяти тысяч студентов — это условное войско, все посвящаются в казаки, проводятся уроки казацкой славы, международные конференции, последняя была посвящена 420-летию со дня рождения Богдана Хмельницкого.
ИНИЦИАТИВА ДОЛЖНА ИДТИ... СНИЗУ
Среди основных тезисов из докладов ректоров звучали мнения, что общество и система образования должны работать в комплексе, нужно привлекать детей к спортивным, воспитательным и волонтерским проектам; должна быть сеть тренеров, которые будут учить патриотизму и детей, и взрослых. Следует пересмотреть смысловое наполнение учебных предметов; активизировать взаимодействие вузов с молодежными и детскими организациями. Вместе с практическими советами обсуждали, где у нас наибольшие пробелы, без латания которых тяжело формировать патриотические чувства. По мнению Василия Кременя, президента НАПН, у нас не сформирована адекватная платформа украинства, которая должна стоять на собственной трактовке истории. «Библиотека «Дня» — вероятно, один из кирпичиков этого фундамента: когда приказов сверху не ожидают.
Слушая спикеров, вспомнилась учительница из Бучи Наталья Самийленко, которая тоже действует на опережение, проявляя инициативу снизу: вместе с детьми ездит в госпиталь к раненным бойцам, продают сладости на школьных ярмарках, собирая средства на потребности военных (между прочим, в прошлом году вместе с учениками была гостем редакции). Разве не на подобных инициативах должны расти будущие патриоты?