«Джой» снята по мотивам жизнеописания американской предпринимательницы Джой Мангано. Она прославилась благодаря Miracle Mop — той самой «чудо-швабре», без которой трудно представить быт современной семьи. На сегодня Джой Мангано возглавляет собственную компанию Ingenious Designs и является обладательницей более чем сотни патентов на свои изобретения.
Создатели фильма предупреждают, что сценарий Энни Мумоло все же во многом опирается на вымысел. Экранная Джой — клерк в авиакомпании. Кроме изнурительной работы, на ней еще и большая шумная семья, ведь делить дом ей приходится с матерью, отцом, бабушкой (от лица которой ведется повествование), бывшим мужем Тони и двумя маленькими детьми. Мать не интересует ничего, кроме дурацкого сериала и лежания на диване, Тони оккупировал подвал и никак не может съехать, отец — далекий от преуспеяния авторемонтник; иногда появляется сводная сестра Пегги — столь же сварливая, сколь и бестолковая. Между тем, Джой одарена с детства: умеет мастерить разные вещи, не только красивые, но и полезные. Кажется, что ее талант похоронен рутиной, но вот она создает Miracle Mop, которая быстро становится товарной сенсацией. Количество заказов идет вгору, однако и проблемы растут, как снежный ком.
Один из показательных моментов — первая попытка представить чудо-швабру на телеканале продаж. Продавец даже не дает себе труда разобраться, как работает изделие, и срывает продажу, а в следующем кадре показывают успешную торговлю блестящими декольтированными платьями: единственная перспектива, которую андроцентричный мир предлагает женщине — быть вешалкой для модной одежды, в первую очередь, ради украшения быта все тех же мужчин.
Джой берет продажи в свои руки. В дальнейшем ей не раз приходится перехватывать инициативу, идти напролом, действовать на грани фола, поскольку сопротивление ей оказывают повсюду и по любому поводу.
Увы, режиссер Дэвид О. Рассел не избежал банальных, лобовых драматургических приемов, в некоторых сценах скатываясь в примитивную мелодраму. С другой стороны, ему и Энни Мумоло хотя бы отчасти удалось передать правду обстоятельств: это не просто очередная история успеха, но история успеха женщины в преимущественно патриархальном мире.
Актерский состав здесь запоминающийся: отца — Руди Мангано — играет неизменно обаятельный Роберт Де Ниро, его строгую и комичную в этой строгости новую жену — Изабелла Росселлини, но все-таки фильм спасла 25-летняя Дженнифер Лоуренс. Она проводит героиню через самые разительные изменения — от загнанной домохозяйки до жесткой бизнес-воительницы; это убедительное перевоплощение уже отмечено «Золотым глобусом» за лучшую женскую роль и имеет неплохие шансы на «Оскар» в той же номинации.
Да, «Джой» — далеко не шедевр. Но может вдохновить даже при всех своих недостатках. Как-никак, не каждый день в прокате появляется сказка об Антизолушке.