Конечно, измерений творчества Ивана Гончара немало. Но на выставке, которая на днях открылась в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара», организаторы сделали именно пять акцентов: большая скульптура, мелкая пластика, реалистическая и декоративная живопись, этнографические исследования.
«В ВОСТОРГЕ ОТ ЭТОЙ ЧИСТОТЫ ЦВЕТА!»
В настоящее время, когда снег и слякоть, особенно радуют меланхоличные пейзажи Ивана Гончара. Околицы Киева, Прикарпатье, Винничина, Подолье — мастер создал живописную мозаику Украины. «Когда смотрю на эти пейзажи — завидую мастерству и умению отца. Хотя это, скорее, не зависть, а искренний восторг, — улыбается Петр Гончар, генеральный директор «Музея Ивана Гончара», сын мастера. — Иван Гончар учился живописи разве что в школе. А здесь столько чистоты цвета! Этого трудно добиться, даже если учишься в институте». Некоторые пейзажи в настоящее время можно увидеть только на картинах мастера или на старых фотографиях: часть сел, которые рисовал Гончар, потом затопили ради создания искусственных водоемов.
На выставке «Иван Гончар: творчество» собрана почти сотня работ мастера периода 1950—1980-х. Поэтому можно отследить эволюцию Гончара-художника.
— Иван Макарович начинал как художник-реалист, также он профессиональный скульптор, потому со временем полностью изменил творческую манеру, — рассказывает Лидия ДУБЫКИВСКАЯ-КАЛЬНЕНКО, заведующая отделом архивных материалов «Музея Ивана Гончара». — От реализма с заметными импрессионистическими влияниями он перешел к изображению народных типажей. Это декоративно — плоскостная живопись, скульптура в стиле народной игрушки.
КАРТИНЫ КАК НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Отдельная страница (скорее, целый фолиант) наработки Ивана Гончара — историко-этнографический художественный альбом «Україна й українці». На выставке представили некоторые листы из этого альбома. В целом мастер создал 18 томов «Україна й українці», в настоящее время издано четыре из них. По словам Петра Гончара, в настоящее время на выходе тома о Черкасчине и Подолье.
Сами картины Ивана Гончара рассказывают много интересного об украинских традициях. Вот, «Парубоцька рада на колодах» — три парня в яркой одежде о чем-то переговариваются. Робота иллюстрирует осенний обряд посвящения молодежи. С холодами уже нельзя было гулять на улице, и парни, и девушки создавали свои громады, выбирали лидеров, нанимали хаты и там проводили вечерницы.
— Студенткой я ходила к Ивану Макаровичу домой — это было необходимо для научной работы. Расспрашивала, почему он перешел к декоративной живописи, — вспоминает Татьяна ПОШИВАЙЛО, заместитель генерального директора «Музея Ивана Гончара». — Объяснял, что преднамеренно выбрал такую манеру, чтобы показать, какая одежда и как именно носили. Потому что все исчезает, традиции забываются. И уже через 10—20 лет обращаемся к этим картинам как к научному материалу.
«СПАСЛА ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ»
«Молодой Тарас Шевченко». Эта статуя — авторская гипсовая копия с оригинала 1949 года — одна из центральных работ в экспозиции. Иван Гончар первым создал образ молодого и элегантного поэта — как раз по окончании Петербургской академии искусств. Оригинал из белого мрамора в настоящее время хранится в фондах Третьяковской галереи в Москве. В 1950—1951 гг. там проходила большая выставка, в которой принимал участие Иван Гончар. На выставке был представлен «Молодой Тарас Шевченко», и тогда же Третьяковка закупила скульптуру.
Большие обломки бюста Максима Зализняка, которые также есть на выставке, — напоминание о преследовании художника в 1970-х. Советская власть заставляла Ивана Гончара отдать свою коллекцию государственным музеям, художника исключили из компартии, сожгли мастерскую, неизвестные разбили его скульптуры, которые стояли во дворе возле дома, — среди них и бюст Зализняка.
«Бывало, приходили и говорили, что сейчас запустят бульдозер и сравняют музей с землей. Иван Макарович отвечал: «Приходите, равняйте вместе со мной». Человек мобилизовал все свои внутренние резервы, чтобы отстоять коллекцию, — рассказывает Лидия Дубыкивская-Кальненко. — Ивана Гончара просто изолировали. До конца 1960-х годов он был известным человеком, давал множество интервью, о нем много писали. Он был амбициозным, знал себе цену. И с 1972 года — нет ничего. И так где-то до середины 1980-х годов. Было трудно. Но он уединился и много работал. Не опустил руки. Ему помогла большая любовь к своему делу. И, хоть это звучит как пафос, любовь к Украине».
Выставка «Иван Гончар: творчество» открыта до 29 февраля.