Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разбитое «сердце» Пушкинской

«День» оценил шансы на восстановление незаконно приватизированных детсада и усадьбы Михельсона в центре Киева
3 марта, 2016 - 10:35
УСАДЬБУ МИХЕЛЬСОНА ИНВЕСТОР СПРЯТАЛ ЗА ВЫСОКИЙ ЗАБОР И КОЛЮЧУЮ ПРОВОЛОКУ. СТЫДНО ЗА РАЗРУШЕНИЕ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ?

C балкона активиста Николая Жукова открывается контрастный пейзаж: кроме новых зданий в дворике на улице Пушкинской, 33, хорошо видно заброшенный памятник архитектуры          — усадьбу Михельсона, а также полуразрушенный детский сад. Памятник вместе с дошкольным заведением много лет тому назад оказался в частной собственности, и объекты должны были снести, чтобы построить многоэтажный гостинично-офисный центр. Сопротивление общественности помешало планам застройщика. Однако ни инвестор, ни город сейчас не прилагают никаких усилий, чтобы вернуть памятнику архитектуры надлежащий вид, а детсад восстановить. Мы выясняли, какие перспективы на вторую жизнь имеет двор на Пушкинской.

НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Первыми в руки инвестора попали четыре дома, которые входят в усадьбу Михельсона. В феврале 1998 года Киеврада будто бы приняла решение о передаче комплекса в собственность компании «Д. И. Б.» с последующей реконструкцией. Но, как выяснили местные жители, в действительности такого решения не существует. Об этом свидетельствует полученная из Государственного архива Киева стенограмма февральского заседания. Это послужило основной зацепкой и аргументом, чтобы отстаивать в судах то, что приватизация памятника архитектуры незаконная.

На то время памятникоохранный статус имели только два доходные дома — на фасаде одного из них есть соответствующая табличка. Громада добилась, чтобы в реестр памятников включили всю усадьбу. Николай Жуков говорит, что более ценны два дома, которые Михельсон строил для своих дочек  — над входом в один из них сохранилась буква «М», на обоих есть барельефы с девичьими лицами. Об этих сооружениях можно было бы рассказывать необыкновенную историю семьи и усадьбы, которая не единственная ли на весь Киев сохранилась как целостный комплекс. Осталась целой даже конюшня посреди двора.

«Давно живу здесь и наблюдаю, как менялось все вокруг. Раньше это были жилые дома. Есть записи правоохранительных органов, что владелец недолжным образом сохраняет памятники архитектуры. А застройщик отвечает, что мы не даем этого делать», — замечает Николай Жуков.

ВМЕСТО УСАДЬБЫ — ВЫСОТКА С ПАРКИНГОМ

Пройти на территорию имения мешает забор. Но и так видно, как памятник архитектуры разрушает время и вандалы: в прошлом году здесь был пожар, еще раньше — выбили окна. «Вот крыша изуродована, уже прогнила. Ее нужно перекрывать, но застройщик преднамеренно этого не делает», — рассказывает дальше Николай Жуков.

Обходим дома сзади — здесь мужчина показывает, как осыпаются кирпичные карнизы. Каждый карниз весит около 200 килограммов, в прошлом году один такой, падая, едва не убил прохожего. «Теперь вот лентами территорию оградили, но пока что-то не случится, никто ничего не делает», — замечает активист.

В настоящее время владельцем усадьбы является фирма «НЕСТ», которая недавно даже проводила конкурс на лучший проект восстановления памятника ХІХ века. Большинство проектов громада раскритиковала, не поддержала конкурсные идеи и комиссия по вопросам культуры, туризма и информационной политики Киеврады. «Часть проектов предусматривала наращивание этажей или же спрятать верхние этажи в крышу. Хотели строить еще паркинг на два-три этажа ниже уровня земли, но это создаст препятствия для движения подземных вод из парка Шевченко на Крещатик, что станет угрозой разрушения для других домов», — добавляет активист.

Единственный выход для спасения усадьбы — реставрация. Но «НЕСТ» не имеет для этого денег. По крайней мере, как свидетельствуют СМИ, у компании миллионные долги перед банками за прошлые строительные проекты. Другой вариант — город возвращает памятник в свою собственность, поскольку инвестор не выполняет своих обязательств. Кстати, такую практику недавно отметил мэр Киева Виталий Кличко, который поручил проверить состояние всех аварийных памятников архитектуры и выяснить, как арендаторы или владельцы придерживаются требований по их охране.

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

В каких-то нескольких десятках метрах от усадьбы стоит детский сад — боль и разочарование всей Пушкинской. Шикарная территория в полгектара, расположение в центре города, зеленая зона, три корпуса в несколько этажей, рассчитанных на 150 детей, — он был бы бесценным дошкольным заведением, но, увы, пустует.

В июне 2001 года Старокиевский райсовет будто бы передал компании «Д. И. Б» три корпуса на Пушкинской, 33 для снесения с условием строительства нового детсада №183 на улице Красноармейская, 12-Г. Активисты раздобыли в Госархиве копию стенограммы этого заседания: в действительности приняли решение передать детсад компании не в собственность, а на баланс, с тем, что заведение будет и дальше принадлежать городу. На этой неточности построена апелляционная жалоба прокуратуры Киева к застройщику, цель которой — вернуть детсад киевлянам.

Кстати, о проблеме незаконной приватизации детского учреждения одним из первых писал именно «День», еще в 2003 году. А недавно редакция получила коллективное письмо с более чем сотней подписей активистов — в нем громада просит Виталия Кличко вернуть детсад в коммунальную собственность Киева.

«САДИК ОБОРОНЯЛИ РЕБЯТА-ВОЛОНТЕРЫ»

Садик нужно не только вернуть, но и ремонтировать. Наиболее гнетущее впечатление производит первый корпус, который в 2007 году застройщик пытался снести. «В восемь утра пригнали экскаватор и начали разрушать здание. Сбежались местные, кто-то из мужчин просто стал под ковш и так остановил экскаватор. За 15 минут успели много чего натворить (одно крыло детсада разрушено практически вдребезги. — Авт.), потом начался местный «Майдан», ребята-волонтеры обороняли садик, спали в подвалах», — отмечает Николай Жуков.


ИЗ ТРЕХ КОРПУСОВ ДЕТСАДА ЭТОТ — САМЫЙ СТАРЫЙ. К СОЖАЛЕНИЮ, ОН В АВАРИЙНОМ СОСТОЯНИИ, НО ОСТАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО ВОССТАНОВИТЬ

 

Можно зайти вовнутрь разрушенного корпуса. Ни окон, ни дверей фактически нет, комнаты стоят без мебели, на одном окне стоит телевизор — это бомжи обустраивали свой быт. Обои ободраны, единственное, что осталось от садика — нарисованные на стенах картины с персонажами сказок и мультфильмов, только краска отшелушилась. Набрели с фотокорреспондентом на комнатку, где сложены игрушки, детские рисунки, заготовки для аппликаций — наверное, воспитатели заранее готовились к очередному занятию.

«Почему же такое отношение города? Есть решение Киеврады о восстановлении детсада, но никто ничего с ним не делает, земли у «НЕСТа» уже нет, мы добились расторжения с ними договора аренды», — возмущается активист. В одном из окон без стекла замечаем, что кто-то посадил на раму куклу Барби, как будто намек чиновникам и власти — действуйте, наконец.

Инна ЛИХОВИД, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ