Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киев — Анкара — Стамбул: исторический бекграунд

10 марта, 2016 - 10:11
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Для того чтобы в полной мере понять соотношение сил в сложной политической, военной и дипломатической игре на Среднем Востоке, в регионе Черного и Средиземного морей, на Балканах и Кавказе, свидетелями которой мы являемся сейчас — необходимо вспомнить уроки истории. Один из этих уроков: партнерство, взаимодействие, в случае необходимости — сотрудничество Турции (в прошлых формах Османской империи или в современной — светской Турецкой Республики, созданной Мустафой Кемалем Ататюрком) и Украины (в прошлых формах — казацкого государства времен Богдана Хмельницкого или Петра Дорошенко или в современной — независимого Украинского государства) является весомым, надежным залогом отпора обнаглевшему московскому империализму. Конечно, при условии надлежащего уважения к суверенитету обеих наших стран.

Именно понимая это, гетман Хмельницкий стремился выстраивать качественно новые отношения с султанским правительством в Стамбуле в 1654—1657 годах, когда ясно увидел, к чему ведет «тяжелая государственная рука» царя московского и его покровительство. Именно осознавая это, гетман Петр Дорошенко в 1668—1672 годах заключил серию соглашений (по сути, конфедеративных или даже межгосударственных) с тем же правительством в Стамбуле с целью защитить украинские земли от экспансии «северного соседа». До сих пор историки спорят, как могли бы развиваться события в регионе Южной и Восточной Европы, если бы замыслу гетмана Дорошенко не помешали наши проклятые внутриукраинские междоусобицы, печально известная «борьба за булаву» и не менее печально известная «гибкость шеи» перед старшим братом в Москве (по крайней мере, султан Мехмед гарантировал людям Гетманщины свободу веры и свою персональную защиту. Вспомните и слова Ивана Богуна о том, что лучше присягнуть султану, потому что «там народ к военному делу сызмальства приучен», чем деспотичному царю Алексею Михайловичу). И, наконец, понимая неотложную необходимость союза с Турцией, лидеры УНР стремились еще в 1918 году наладить и развивать отношения с этим государством. О «классических», известных вещах, таких как жизнь Насти Лисовской — Роксоланы, сейчас за нехваткой места вспоминать не будем. Советуем почитать обо всем этом в нашей книге «Повернення в Царгород» (Київ-2015 р., видавництво «Українська прес-група»).

Что в этом контексте украинцам стоит помнить именно сегодня? Значение взаимопонимания и сотрудничества с Турецкой Республикой сейчас таково, что эта страна без преувеличения может рассматриваться как один из самых важных соседей Украины. «Турецкий фактор», особенно учитывая ту откровенную ненависть, которую путинский режим демонстрирует к руководству этого государства, стал уже фактором геополитическим. Украине следует это непременно принимать во внимание, особенно с точки зрения того, что Турция является членом НАТО уже 64 года. И, вполне вероятно, Анкара — именно та столица, всячески укрепляя контакты с которой мы на самом деле, а не только на словах (как это в какой-то степени, к сожалению, есть сейчас) сделаем как можно более глубокой ту дипломатическую изоляцию Кремля, о которой сегодня много (не всегда обоснованно) говорят.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ