Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Е-декларации: «лазейки» для чиновников

Эксперты «Публичного аудита» не разделяют «эйфорию» от принятия последнего закона по «безвизовому» пакету с поправками Президента
24 марта, 2016 - 10:59
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей подачи служебными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году», который вступил в силу 18 марта этого года, после правок Президента стал «мягче». К такому выводу пришли эксперты общественной организации «Публичный аудит», проанализировав текст документа.

Так, действующая редакция статьи 366-1 УК предполагает ответственность за представление в декларации заведомо недостоверных сведений или неподачи ее вообще — за это предусмотрено лишение свободы сроком до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Новая редакция закона смягчает ответственность за это, поскольку к статье добавлено еще два вида возможных наказаний. Теперь такие действия «караются штрафом от 2500 до 3000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, либо же лишением свободы сроком до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет».

Еще одним важным изменением, которое предложил Президент Украины к указанной статье Уголовного кодекса, является дополнение примечания статьи абзацем: «Ответственность по этой статье за подачу субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации относительно имущества или другого объекта декларирования, имеющего стоимость, наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 размеров минимальной заработной платы».

Как объясняют в «Публичном аудите», такая формулировка создаст много трудностей на этапе доказательства вины. Следователь должен будет установить достоверные сведения об имуществе, а также о его стоимости. Для этого необходима его оценка, которая, в зависимости от использованного метода исследования, может давать достаточно разные результаты, — ключевым из них будет сам вопрос девальвации национальной денежной единицы.

«Например, декларант забыл или сознательно не указал в декларации транспортное средство родственника стоимостью $ 40 тыс., приобретенное в 2013 году. Является ли это нарушением? Да. Наступит ли за это ответственность по Уголовному кодексу? Вероятно, нет. В ценах до 2013 года авто стоило 320 тыс. грн. По новому, добавленному Президентом Украины абзацу к примечанию статьи 366-1 УК Украины, ответственность наступает, если сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 размеров минимальной заработной платы. Соответственно, на сегодняшний день 344,5 тыс. грн», — комментирует изменения заместитель руководителя «Публичного аудита» Андрей Вигиринский.

Изменена также минимальная предельная стоимость имущества, которое подлежит декларированию. Если раньше это было «ценное движимое имущество, стоимость которого превышает 50 минимальных заработных плат (68,9 тыс. грн), установленных на 1 января отчетного года», то теперь это «ценное движимое имущество, стоимость которого превышает 100 минимальных заработных плат (137,8 тыс. грн)».

В административную ответственность Президент также внес свои предложения. На сегодняшний день статья 172-6 КУоАП устанавливает ответственность в виде штрафа от 50 до 100 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан за несвоевременную подачу чиновниками своих деклараций.

Внесенные изменения смягчили и эту формулировку. Так, абзац первый части первой после слов «несвоевременная подача» дополнен словами «без уважительных причин».

«Здесь нужно мыслить с точки зрения формальной логики: любой чиновник знакомится и подписывает документ о том, что он обязан декларировать собственные доходы. Поэтому какие причины могут ему помешать подать декларацию о доходах в течение месяцев, отведенных для этого? На практике справки о пребывании на лечении формально будет достаточно, чтобы избежать и административной ответственности», — комментирует Вигиринский.

Вместе с тем добавлен еще один состав административного правонарушения, ответственность за которое раньше не предусматривалась в КУоАП. Теперь человек, подавший в декларации заведомо недостоверные сведения, будет платить штраф от 1000 до 2500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В то же время, как и в случае с Уголовным кодексом Украины, примечания к статье дополнены абзацем такого содержания: «Ответственность за подачу заведомо недостоверных сведений в декларации относительно имущества или другого объекта декларирования, имеющего стоимость, наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 размеров минимальной заработной платы».

В обоих случаях — как в примечании к Уголовному кодексу, так и к Кодексу Украины об административных правонарушениях, используется оборот «объект декларирования, имеющий стоимость».

«Публичный аудит» акцентирует на этом внимание, поскольку декларация предусматривает подачу сведений об имуществе, доходах и расходах имущественного характера, и каждая из этих составляющих имеет оценочную денежную характеристику. Более того, любое имущество имеет стоимость.

«Сейчас прогнозировать сложно, как будет использоваться такая формулировка. Но уже сейчас можно сказать, что на вопрос: «Почему вы не задекларировали то или иное имущество?» ответ будет банально прост: «А оно ничего не стоит». Это субъективная сторона правонарушения, которая свидетельствует об отсутствии умысла, а как следствие — и ответственности», — указывает Вигиринский.

Уголовная ответственность за подачу недостоверных сведений наступает, если они отличаются от достоверных на сумму более 250 размеров минимальной заработной платы; административная ответственность — в случае разницы в диапазоне от 100 до 250 МЗП, то есть от 137,8 тыс. до 344,5 тыс. грн.

«Это тоже своеобразное смягчение ответственности, а также дополнительные проблемы при доказательстве вины чиновника, подавшего декларацию. В сухом остатке — он не будет нести ответственность, если не отобразит в декларации информацию об имуществе стоимостью от 137 800 грн. По-видимому, это незначительная сумма, о которой государству можно и забыть, даже несмотря на то, что она превышает годовой должностной оклад председателя Государственной фискальной службы», — обращают внимание юристы «Публичного аудита».

Важны и уточнения к статье о декларировании ценного движимого имущества, права на которое приобретены до подачи чиновником первой декларации. При заполнении декларации обязательно необходимо указать, что имущество приобретено до прихода на должность или в такой период. При этом можно и не указывать, какая стоимость этого имущества и когда именно оно было приобретено в собственность.

И в завершение — тот пункт, относительно которого поднялась шумиха во время предварительного голосования, а именно: пункт с отсрочкой. Особенную эйфорию относительно того, что ситуация исправлена, «Публичный аудит» не разделяет.

Так, предыдущая версия имела такой вид: «О начале работы системы подачи и обнародования согласно данному Закону деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, принимается решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, но не ранее 1 января 2017 года».

То есть были условные временные рамки запуска системы. В проголосованных изменениях указание «но не ранее 1 января 2017 года» исчезло. Соответственно, остается только решение Нацагентства — органа, который на сегодняшний день не функционирует. «И если раньше Закон ограничивал крайний срок определенной датой, теперь он ограничен решением, которое вовремя могут и не принять — в силу разных причин, благо, с фантазией у политических технологов все в порядке», — убежден руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.

По его словам, в целом после правок закон сделали достаточно декларативным — норму можно считать полумертвой. Возможность свободного путешествия в страны ЕС для украинцев до сих пор под вопросом — перед нами будут закрытые границы, пока не заработает единый информационный ресурс электронного декларирования, не будет укомплектовано Нацагентство и не будет принято решение о начале декларирования.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ