«Теракты будут идти по всей Европе. И нам это выгодно. Пускай подыхают!» — заявил, выступая по телевидению после взрывов в Брюсселе, депутат Госдумы России и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Глава Службы безопасности Украины Владимир Грицак так прокомментировал его слова: «На мой взгляд, Жириновский — политик, который отображает все то, что происходит в российском политикуме. Его устами говорит правда. То, о чем боятся сказать другие, Жириновский взял и высказал». Иными словами, что у умного на уме, то у дурака на языке. Но молчащий «умный», которому ни к чему раскрывать свои карты, конечно, во сто крат опасней. Об этом, в частности, шла речь на международной конференции «Невоенное измерение войн нового поколения. Энергетический компонент», организаторами которой выступили Национальный институт стратегических исследований и Центр передового опыта НАТО по вопросам энергетической безопасности.
«Гибрессия Путина» — так для себя переформатировал тему конференции президент Центра глобалистики «ХХІ век» Михаил Гончар и обнародовал фрагменты исследования, проведенного Центром в рамках проекта «Антарес» (тот, кто против Ареса — Марса — божества войны в античном пантеоне). В нем кратко показана картина зарождения и появления на планете Земля идеологии войн нового поколения, ярким примером которых стала экспансия, а затем и гибридная агрессия России против Украины.
В исследовании приведен логический ряд знаковых событий, связанных с энергетикой, которые предшествовали гибрессии. Он начинается с межгосударственного соглашения, подписанного в апреле 2003 года между Россией и Туркменистаном. В соответствии с этим документом Россия законтрактовала все объемы газа Туркменистана на 25 лет. Этим были подорваны прямые отношения в газовой сфере между Туркменистаном и Украиной. РФ устранила таким образом своего конкурента с украинского газового рынка и стала на нем единоличным монополистом. А через шесть месяцев, в сентябре —октябре того же года возник российско-украинский кризис вокруг косы Тузла в Керченском проливе. Он, как считает Гончар, стал индикатором агрессивных намерений РФ в отношении Украины и позволил ей протестировать реакцию на это опасное обострение отношений, как в самой Украине, так и на Западе.
А через год, в июле 2004 года в Ялте прошла встреча президентов двух стран, на которой была одобрена 25-летняя схема торговли и транзита газа в Европу с помощью компании «Росукрэнерго», зарегистрированной в Швейцарии. В результате, по мнению Гончара, усилилась газовая зависимость Украины от России, а президент Леонид Кучма был вынужден снять с повестки дня Украины вступление страны в НАТО.
Январь 2006 года запомнился прекращением поставок российского газа в Украину. Гончар квалифицирует это неординарное событие как месть нашей стране за помаранчевую революцию. А в октябре 2007 года была установлена важная веха на подходе к нынешней агрессии против Украины: РФ, Казахстан и Беларусь подписали договор о формировании Таможенного союза. Исследователи оценивают его как перезапуск проекта экономической реинтеграции ядра постсоветского пространства под эгидой России.
В феврале 2008 года, под занавес событий в бывшей Югославии была провозглашена независимость Косово, на что последовала негативная реакция России. Первый вице-премер РФ Сергей Иванов тогда заявил: «Провозглашение независимости Косово разрушает всю систему международного права и вызовет цепную реакцию». В исследовании эта ситуация расценивается как «западный подарок Кремлю» и приводится прогноз американского политолога, основателя частной разведывательно-аналитической организации «Стретфор» Джорджа Фридмана, который тогда писал: «Россия может объявить о планах захвата благоприятных сепаратистских регионов на ее границах — особенно грузинских областей Абхазии и Южной Осетии, а возможно даже восточной Украины и Крыма.... Россия, таким образом, сможет утверждать, что независимость Косово открывает дверь для России, чтобы изменить и свои границы». Подтверждая прогноз Фридмана, в августе 2008 года происходит агрессия России против Грузии, в результате которой от нее откололась Южная Осетия.
Январь 2009 года стал ареной очередной газовой войны. Тогда Украине пришлось 20 дней жить без российских энергоресурсов. Целью этой акции была не столько новая, повышенная цена газа для Украины, сколько демонстрация и Украине, и ЕС зависимости нашей страны от российского газа. А уже в ноябре этого года патриарх Кирилл выступил со своей знаменитой речью о «русском мире». «...независимые государства, существующие на пространстве исторической Руси и осознающие свою общую цивилизационную принадлежность, могли бы продолжить вместе созидать «русский мир» и рассматривать его как свой общий национальный проект». И что это, как не усиление геополитического курса на «собирание земель», идеологическая подложка для будущей гибрессии?
Газовый кризис 2009 года, отмечается в исследовании, имел далеко идущие цели. Он должен был сыграть роль детонатора в провоцировании политического конфликта в Украине по линии Восток — Запад. Замысел состоял в том, чтобы в случае полного прекращения поставок газа (как для внутреннего потребления, так и для транзита в ЕС) власть не сможет обеспечить подачу газа из расположенных на западе страны основных подземных хранилищ на восток, в основные промышленные центры. И они останутся без тепла. По замыслу российских стратегов это должно было спровоцировать социальный взрыв на востоке и юге Украины.
Российский фонд стратегической культуры именно в 2009 году разработал так называемый полужесткий сценарий, предусматривавший экстренную переброску в Украину воинских контингентов и одновременно динамичное развертывание местных органов управления на оккупированных территориях при опоре на заранее подготовленные «силы поддержки», создание «независимых» квазигосударственных образований. Но газовый детонатор не сработал. Газотранспортная система Украины была «развернута в реверс». В результате центральные, восточные и южные регионы Украины стали получать газ из подземных хранилищ, расположенных на западе страны.
А завершило фазу подготовки к расширению зоны русского мира подписанное в апреле 2013 года Харьковское соглашение, пролонгировавшее, в обмен на газовую скидку, пребывание Черноморского флота РФ в Украине до 2042 года. Исследователи убеждены, что таким образом было закреплено долгосрочное пребывание войск РФ на территории страны-жертвы для облегчения выполнения задач, намеченных на ближайшее будущее. Как мы теперь знаем, эти задачи должны были выполнять «зеленые человечки» в Крыму и «отпускники» на Донбассе...