Чрезвычайно сильный выпуск газеты «День» вышел под номером 29—30 от 19—20 февраля этого года. Фактически каждую вторую статью нужно читать с карандашом. Бросились в глаза две статьи Сергея Грабовского «София Русова: Украина как крест и призвание» и «Расстрел науки». Какой контраст! Какой между ними контраст!
В первой статье речь идет о подвижнической жизни Софии Русовой. Рожденная в 1856 году в семье шведа и француженки, она всю свою жизнь положила на алтарь служения украинскому народу на педагогической образовательной ниве, понимая, что образование — это единственный возможный путь украинцев в семью передовых, развитых народов, к благополучию во всех его измерениях.
И вторая статья о нашем времени, о судьбе науки, а опосредованно и образования в Украине в наши дни. Ведь наука, ее состояние — это одно из высших проявлений образования и культуры общества. И заглавие статьи абсолютно адекватно — «Расстрел науки». И говорится в ней об уничтожении науки в Украинском государстве «не во времена правления Януковича — Азарова — Табачника», а в период властвования «европейцев» Порошенко — Яценюка — Гройсмана». Почему так происходит? Почему это делают вроде бы образованные люди, декларирующие движение в Европу?
Ведь все всем известно. Наука — двигатель общественного и технического развития. Все достижения человеческой цивилизации обеспечены развитием науки. Наука — как система знаний на базе экспериментального опыта с развитыми теоретическими обобщениями — это, прежде всего, достижения европейской истории. И потому Европа стала примером для мира, мировым лидером. А мы тоже декларируем движение в Европу.
Что же наше государство делает с наукой? Уничтожает. Меня поразила одна фраза высокопоставленного чиновника: «Академия начнет реформироваться только тогда, когда потеряет недвижимость в центре Киева». Что это? Наверно, хищник, хищник-рейдер, вышедший на охоту.
Проблемы науки периодически обсуждаются в прессе, в том числе и в газете «День». Но как-то так случилось, что в основном внимание уделяется гуманитарной сфере. А как живут институты естественных, естественно-технических наук? Позитивом является уже то, что есть понимание, что критерии оценки условий работы, результатов деятельности гуманитарных и естественных институтов разные. И, вероятно, они и кризис переживают по-разному...
Когда на заре независимости Украины наступили трудные времена, руководство Академии наук Украины поступило абсолютно верно, направив свои усилия на сохранение кадров и инфраструктуры. Были очень тяжелые времена, месяцами не платили зарплату, не было электричества, отопления. Однако институты, хоть и с потерями, но выстояли. Постепенно заработала экономика (на новых, частных принципах). Появилась надежда, что наука заработает на полную силу. Появилась небольшая, но постоянная зарплата. Однако с полноценным финансированием науки не сложилось.
В институтах естественных наук основные расходы шли всегда не на зарплату, а на материально-техническое обеспечение. В последние 20—25 лет на эти цели практически не выделялось средств. Это значит, что в исследовательские институты не поступали новые приборы, реактивы, расходные и комплектующие материалы. Все постепенно стареет и выходит из строя. Это касается и учебных лабораторий в вузах...
Конечно, научные работники делают все, чтобы сохранить оборудование. Среди них есть много тех, кто хочет сделать что-то новое, существенное, чтобы их имя осталось в истории науки. Многие едут за границу не только за большей зарплатой, но и чтобы работать в лучших условиях на новом, усовершенствованном оборудовании. Нужно понимать, что за 25 лет в Украине не введена в эксплуатацию ни одна крупная новая научно-техническая установка, а те, которое все еще есть, работают в сложных условиях тотального дефицита. Мы все более отстаем.
Что касается заработной платы. В статье «Расстрел науки» отмечается, что ставка старшего научного сотрудника, а это кандидат наук, в два с лишним раза меньше средней зарплаты по Киеву. Но нужно иметь в виду, что старшие научные сотрудники относятся к высокооплачиваемым сотрудникам в системе Академии. Значительно ниже зарплаты у инженеров, которые обслуживают уникальные установки, электронную аппаратуру и тому подобное. Представьте себе комплекс уникального астрономического оборудования Крымской астрофизической обсерватории, или наибольший в свое время в Европе линейный ускоритель электронов на энергию больше одного гигаэлектронвольта (1 ГэВ) в Харьковском физико-техническом институте. Это все обслуживали инженеры наивысшего уровня с очень маленькими зарплатами на сегодняшний день. А кто говорит о зарплате высококвалифицированных рабочих, которые трудились в экспериментальных мастерских при институтах? Никто. И мы не говорим. Потому что эти мастерские просто исчезли. Очень долго продолжается кризис.
Конечно, очень хотелось бы знать, какое содержание, какой смысл вкладывают наши высокопоставленные чиновники, руководители государства в термин «реформа науки». Для многих ли из них этот термин созвучен с утверждением «развитие науки, подъем науки, финансирование науки». В конце концов, есть ли понимание сути европейского пути развития в этом контексте. Потому что у нас есть кадры, готовые свести реформу науки к потере Академией своей недвижимости в центре Киева...
С уважением, Надежда ПОДОЛЯ, Ужгород