Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Могила не исправит...

Что означает законопроект о межобластном территориальном объединении Донбасс?
1 апреля, 2016 - 12:07
ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

В конце марта в Верховной Раде был зарегистрирован Проект Закона «Об особенностях управления отдельными территориями Донецкой и Луганской областей» под номером 4297. Само название документа ассоциативно отсылает нас к пресловутому Закону об «особом статусе». И несмотря на то, что Президент отрицал такое определение, в конечном итоге оно всплыло в Минских договоренностях в феврале минувшего года. Среди инициаторов нового законопроекта представители «Оппоблока», в частности Сергей Дунаев из города Лисичанска Луганской области. По мнению экспертов, последний является одной из кандидатур, которые могут быть компромиссными фигурами на Донбассе. Упомянутый Дунаев является зятем Юрия Бойко, которого вместе с Ахметовым в СМИ прочили в главы ныне оккупированных территорий.

Что предлагается в этом законопроекте? Внимание — особый правовой статус (!) для еще одной аббревиатуры из трех букв — МТО (межобластное территориальное объединение) Донбасс. То есть фактически упомянутый закон сентября 2014-го года и вероятный закон о МТО Донбасс должны быть теми отдельными правовыми актами, которые будут легализовать предвадителей бандитов на востоке Украины согласно Минску-2 вместе с «народной милицией». Нетрудно догадаться, кто должен войти в ряды последней.

На днях в стенах Верховной Рады была проведена закрытая встреча с представителями Донбасса проукраинской ориентации, где и была озвучена обеспокоенность как законопроектом «о МТО» так и вообще политикой коллаборации с врагом. Конечно, Украина, которая взяла на себя груз обязательств в Минске по проведению местных выборов на оккупированных территориях, сама влезла в ловушку, и именно поэтому слово «оккупация» и «оккупированные» в основном звучат в заявлениях и промежуточных документах, а не на уровне базового законодательства (соответствующий законопроект «об оккупированных территориях» пока так и не принят). Проведение же выборов согласно Конституции Украины на оккупированных территориях является оксюмороном. Поэтому и ищет власть формулы, как прислонить горбатого к неутешительным реалиям. Последнего могила не исправит, а вот сидение с агрессором за одним столом переговоров и потакание ему может ударить по основам украинской государственности.

К сожалению, эта путаница может иметь и уже имеет букет крайне негативных последствий. Во-первых, признание конфликта как АТО, а не как войны соответственно исключает агрессора — РФ — как сторону этого конфликта (субъектом остаются террористы). Во-вторых, многих военнопленных до сих пор официально считают заложниками или даже осужденными. Это, в частности, касается и Надежды Савченко, которую сначала похитили в РФ, а затем абсолютно незаконно приговорили к 22 годам заключения, хотя она является типичным военнопленным, а не преступником, с соответствующими правовыми последствиями. В-третьих, РФ является первопричиной войны, является агрессором, нападающим и, соответственно, должна нести не только ответственность за обеспечение оккупированных территории, но и после суда выплачивать соответствующие компенсации как потерпевшим, так и самому государству Украина.

«Донбасс — это территория Украины, и нельзя допускать там никаких искусственных образований, ведь все это будет попыткой легализовать российскую оккупацию под видом самоопределения наций или децентрализации, — считает волонтер Юрий Касьянов. — У нас нет никакой нации «донбасовцев». Нужно четко определить, что РФ оккупировала часть наших земель и из этого исходить. К сожалению, наша зачаточная буржуазия, к которой относится и Президент, зависит от России, и потому будет пытаться протолкнуть, в том числе и через своих депутатов, любые проекты для защиты своих меркантильных интересов, которые не соответствуют государственным».

Мы до сих пор после двух лет войны блуждаем в определениях, эвфемизмах и абсурдных проектах. Почему? Не секрет, что даже разрушенный Донбасс имеет незаурядный промышленный и энергетический потенциал. И если сейчас он представляет собой интерес исключительно как источник антрацита и металлолома, то это вовсе не значит, что он выпал из прицела олигархов. Формула имущественных и политических интересов Кремля и интересов украинских олигархов может сойтись на упомянутом компромиссе. Поэтому и вроде бы нет у нас войны при тысячах жертв и ежедневных обстрелах.

Понимает ли Европа, что именно творится на Донбассе? Понимает. И тому доказательство прогремевшая недавно в СМИ статья в немецком Bild с доказательствами российского ручного управления Донбассом, на которую так и не было никакой реакции руководства Украины. Как будто для него публикация в СМИ мирового уровня, которая разоблачает преступления Кремля, это пустяк. Может, украинская власть вовсе не заинтересована называть вещи своими именами? Признать официально прямое правление Кремля на оккупированных территориях означает для кое-кого признать отказ от своих активов. Иначе за словом «оккупация» должен звучать вопрос о последующем освобождении. Поэтому и звучит часто термин «реинтеграция», будто Донбасс сам «отпал» без посторонней помощи.

Поэтому и придумана была такая формула: на оккупированные земли назначаются олигархические наместники, которые формально заявляют, что является представителями украинской власти, а фактически является промежуточным механизмом между Кремлем и им же захваченными территориями. Подчеркнем — без признания РФ агрессором и с соответствующим снятием с нее санкций. Поэтому и вбрасываются подобные законопроекты о МТО Донбасс для прощупывания почвы возможности таких уродливых формул компромиссов, которые в конечном итоге ставят под сомнение саму государственность Украины. Последний аспект самый важный, ведь Путину действительно нужен прецедент. Прецедент образования особых правовых режимов в самой Украине как факт признания официальным Киевом мутации из унитарной страны даже не в федеральное государство, а в формальность на международно-правовом уровне с фактическим правлением кланов и кремлевских вассалов на «отдельных территориях».

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ