Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как правильно защищаться

или О месте и роли сил территориальной обороны в обеспечении обороноспособности Украины
12 апреля, 2016 - 12:11

В последних числах марта в Дарницком районе города Киева прошли учения сил территориальной обороны. Следует отдать должное организаторам этого мероприятия, поскольку оно состоялось лишь благодаря их инициативе.

За ходом событий наблюдали ветераны Вооруженных Сил, участники боевых действий на востоке Украины и гости из других областей нашей страны.

Сегодня, очевидно, не стоит обращать особое внимание на тактические ошибки, допущенные участниками в ходе учений. Для того чтобы люди могли адекватно действовать в условиях, максимально приближенных к боевым, и эффективно исполнять возложенные на них обязанности, они должны иметь соответствующие знания и опыт.

Такого результата можно достичь, лишь при условии надлежащей организации учебного процесса. И этот процесс нужно организовывать на высшем государственном уровне, поскольку в соответствии с разделом III закона «Об обороне Украины» на подразделения сил территориальной обороны возлагаются важные задачи в сфере обеспечения обороноспособности нашей страны.

Согласно этому закону территориальная оборона — это система общегосударственных мероприятий, которая осуществляется с целью охраны и защиты государственной границы, а также обеспечения надлежащих условий для функционирования органов государственной власти и военного управления в период военного или чрезвычайного положения. Силы территориальной обороны также должны охранять другие важные государственные объекты и коммуникации, поддерживать режим военного положения, бороться с разведывательно-диверсионными подразделениями агрессора и незаконными вооруженными формированиями.

Законом предусмотрено, что руководство территориальной обороной осуществляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, а также председатели областных государственных администраций. Порядок проведения организационных мероприятий, связанных с решением вопросов территориальной обороны, определяется в Положении о территориальной обороне Украины, которое утверждается Президентом Украины.

Поскольку на силы территориальной обороны возлагается выполнение целого ряда важных задач в сфере обеспечения обороноспособности государства, то этим подразделениям необходимо уделять значительно больше внимания, чем это делалось до сих пор. Анализ и обобщение практики применения батальонов территориальной обороны в районе боевых действий на востоке Украины дает основания утверждать, что эти воинские формирования выполняли несвойственные им функции. На то время у высших должностных лиц государства было искаженное представление о месте и роли батальонов территориальной обороны в системе обеспечения обороноспособности страны. Ими просто затыкали дыры и использовали в качестве обычных воинских подразделений, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев в условиях реальных боевых действий бойцы сил территориальной обороны не были готовы к выполнению поставленных перед ними задач. Исключением является разве что 24 батальон территориальной обороны «Айдар», который был сформирован на территории Луганской области в начале 2014 года, но это подразделение лишь формально можно считать батальоном территориальной обороны. Практически весь личный состав батальона «Айдар» был сформирован из добровольцев, прибывших из разных регионов Украины (и не только), и многие бойцы в прошлом уже имели опыт участия в боевых действиях. Именно поэтому батальон «Айдар» с самого начала выполнял не вспомогательные функции, как это предусмотрено законом, а принимал участие в боевых действиях как обычное штурмовое подразделение регулярных Вооруженных Сил. В связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день в Украине практически отсутствует опыт организации и целевого использования сил территориальной обороны. Это является существенным недостатком в работе Министерства обороны Украины. Сегодня необходимо больше внимания уделять развитию сил территориальной обороны, поскольку с их помощью можно значительно повысить уровень обороноспособности Украины. Нам следует изучать и опыт зарубежных стран по организации и применению аналогичных воинских формирований.

Особый интерес для нас может представлять опыт США. В Соединенных Штатах уже почти 400 лет функции сил территориальной обороны довольно успешно выполняет Национальная гвардия.

В этой стране  подразделения Нацгвардии формируются на добровольной основе по территориальному принципу. Военнослужащие служат там, где живут. Национальная гвардия подчиняется президенту США и находится в оперативном управлении губернатора штата.

Подразделения Нацгвардии есть в каждом штате и могут быть задействованы губернатором для прекращения массовых беспорядков, ликвидации последствий стихийного бедствия и в других чрезвычайных ситуациях. Наиболее известными событиями последних лет, где бойцы Нацгвардии США принимали участие, является подавление массовых беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году, обеспечение охраны общественного порядка во время атаки террористов 11 сентября 2001 года, ликвидация последствий урагана «Катрин» в 2005 году.

В Соединенных Штатах Национальная гвардия является резервом Вооруженных сил и в случае войны ее подразделения переходят под командование армии. С целью обеспечения боевого слаживания военнослужащие Нацгвардии принимают участие в военных учениях вместе с регулярными частями армии США.

Боевую подготовку бойцы Нацгвардии проходят в выходные дни и на ежегодных двухнедельных сборах. Служба в Национальной гвардии совмещается с основным местом работы. Руководителям предприятий, учреждений и организаций, под угрозой уголовного наказания, запрещается препятствовать нацгвардейцам выполнять возложенные на них государством обязанности.

За службу в Национальной гвардии военнослужащие получают заработную плату, а также компенсацию при приобретении униформы и другого военного снаряжения. После 20 лет службы нацгвардейцы получают существенную надбавку к пенсии.

При cоздании сил территориальной обороны Украины в значительной степени можно использовать опыт США, но, конечно, с учетом украинских реалий.

Силы территориальной обороны должны стать резервом Вооруженных Сил Украины и находиться в постоянной боевой готовности. В связи с этим следует пересмотреть Закон «О Национальной гвардии Украины» и устранить все недостатки, которые могут вызвать конфликт интересов между Министерством обороны и Министерством внутренних дел.

Понятно, что в процессе формирования сил территориальной обороны будет возникать целый ряд трудностей, и здесь важно не допускать ошибки.

Например, такие, как в бывшей Югославии. В этой стране чрезмерная децентрализация в сфере организации сил территориальной обороны привела к образованию у каждого субъекта федерации собственных армий, что в результате привело к жесткому военному противостоянию и исчезновению СФРЮ с политической карты мира.

Для недопущения аналогичного развития событий в Украине, процесс создания сил территориальной обороны должен происходить централизованно, но с опорой на местных жителей, которые являются идейными сторонниками независимого развития Украины.

Мы должны построить четкую управленческую вертикаль, которую должны возглавить кадровые офицеры Вооруженных Сил Украины.

При правильном подходе к организации, финансовому и материально-техническому обеспечению силы территориальной обороны могут сыграть значительную роль в завершении вооруженного конфликта на востоке и недопущении возникновения аналогичных проблем в других регионах Украины.

Кроме США, для нас может быть интересным опыт организации вооруженных сил в таких странах, как Швейцария, Швеция, Польша и Литва. Уникальным и интересным для Украины также является опыт такой страны, как Израиль, вооруженные силы которого находятся в постоянной боевой готовности в связи с высоким уровнем террористической и военной угрозы.

Поскольку силы территориальной обороны принимают участие в обеспечении обороноспособности Украины, то очевидно, что они должны находиться в подчинении министра обороны и в оперативном распоряжении председателей областных государственных администраций. Лишь при условии централизованного управления эти воинские формирования смогут эффективно выполнять возложенные на них обязанности и вместе с регулярными подразделениями Вооруженных Сил дать надлежащий отпор вооруженной агрессии.

Следует обратить внимание на то, что военнослужащие сил территориальной обороны обязательно должны проходить службу по месту жительства, что позволит значительно уменьшить расходы на оборону страны.

Кроме того, бойцы подразделений сил территориальной обороны будут знать, что они защищают свою землю, свой дом, свои родных и близких от вооруженной агрессии и противоправных посягательств, и это должно стать дополнительным стимулом для добросовестного выполнения ими своих обязанностей.

На базе сил территориальной обороны можно построить и уникальную систему разведки, поскольку никто лучше местных жителей не знает свою территорию и особенности менталитета тех, кто на ней проживает.

Силы территориальной обороны также должны иметь и собственные учебные центры, где под руководством опытных офицеров и сержантов военнослужащие будут совершенствовать свое боевое мастерство.

На базе этих учебных центров можно будет проводить и мероприятия по профессиональной ориентации и предварительный кадровый отбор военнослужащих для регулярных частей Вооруженных Сил Украины. Очевидно, что должным образом этот процесс может быть организован лишь централизованно и при наличии политической воли со стороны Президента Украины как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.

Активизировать работу в этом направлении необходимо и по линии Министерства иностранных дел. Украина на регулярной основе должна наладить процесс обмена информацией и опытом с аналогичными воинскими формированиями зарубежных стран. Особенно актуально это звучит на фоне недавно совершенных террористических актов во Франции и Бельгии. Сегодня как никогда мы понимаем важность сотрудничества Украины с другими странами в сфере безопасности и обороны. Лишь в тесном сотрудничестве, и прежде всего со странами Европейского содружества, мы сможем повысить  обороноспособность Украины и обеспечить надлежащий уровень безопасности наших граждан.

Олег БЕРЕЗЮК, Украинское юридическое общество

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ