«Мне пришла бумажка из ФМС РФ (Федеральная миграционная служба РФ. — Авт.), что я гражданин России... Но я не сдаюсь и все равно буду бороться до конца. Ведь я несломленный. Я — Афанасьев», — такое письмо от сына, украинского политзаключенного в России, получила на прошлой неделе Ольга Афанасьева. Письмо датировано 4 апреля. И это на фоне оптимистичных заявлений, что украинское Министерство юстиции начало переговоры с российскими правоохранительными структурами относительно передачи Украине Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко.
Попытки признать Афанасьева гражданином России без его согласия были и раньше. В конце марта политзаключенный даже записал с помощью правозащитников видеообращение, где утверждает, что является гражданином Украины. Кроме того, украинский консул передал российским правоохранителям загранпаспорт гражданина Украины Геннадия Афанасьева, документ прикрепили к делу заключенного. Так что же может означать заявление миграционной службы?
«Каких-то деталей об извещении мне не известно. Но суть не в этой бумажке, а в том, что российские власти целенаправленно делают все, чтобы считать Афанасьева гражданином РФ, — подчеркивает Александр Попков, адвокат Геннадия. — Сам документ не может как-то повлиять на передачу Гены Украине. Все зависит от позиции РФ, причем на федеральном уровне».
С адвокатом согласен российский правозащитник Эрнест Мезак: «Если Путин захочет выдать Афанасьева Украине, его выдадут, не захочет — не выдадут. А факт признания Геннадия гражданином России со стороны органов миграционной службы сам по себе на процесс передачи не влияет».
18 апреля около представительства Евросоюза в Украине собрались активисты и друзья Геннадия Афанасьева. На плакатах — призывы освободить Гену, а также Сенцова и Кольченко, свидетелем по делу которых проходил парень.
«Сегодня в этом здании проходит встреча по правам человека. Здесь присутствуют делегации стран ЕС. Поэтому хотим привлечь внимание к «делу Афанасьева». О Сенцове, Кольченко, Савченко говорят много, а об Афанасьеве часто забывают, — объясняет организатор акции Эвелина Ганская. — Письмо от миграционной службы РФ означает, что к Гене могут не пустить украинского консула, ему могут отказать в экстрадиции».
Алим Якубов, друг Геннадия Афанасьева, общается с заключенным письмами. «В Микуни, где сейчас находится Гена, режим строгий. Заключенные по сути просто сидят. Раз в день — прогулка длительностью час. Гена читает книги — есть какая-то слабенькая библиотека, — рассказывает Алим Якубов. — В феврале были подозрения, что у Гены сепсис. Но в конечном итоге допустили врача, несколько раз кололи антибиотики, сейчас ему как будто лучше».
На взгляд Алима, помогут освободить Гену новые санкции мира против России. А вообще, поддержать заключенного может любой: Афанасьев очень рад письмам. Главное — писать на русском языке и не о политике. Делать это можно через онлайн-ресурс «РосУзник» или писать лично по адресу: ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, 169060, Усть-Вымский район, г. Микунь, ул. Восточная, Афанасьеву Геннадию Сергеевичу, 1990 г.р.
А «День» будет следить за развитием ситуации.