Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Триумф Джамалы: новый шанс

17 мая, 2016 - 11:18
ФОТО РЕЙТЕР

Нынешнее Евровидение выявило ряд важных для осознания аспектов. Первое — Европа действительно сочувствует Украине и осознает существующую угрозу, исходящую от России. Она понимает, что история агрессии сейчас повторяется с новой силой и трагедия крымских татар — это напоминание о том, что зло ходит по кругу. Ведь и в настоящее время крымчаки, которые с конца 1980-х начали возвращаться в свои дома в Крыму, переживают очередную волну оккупации и вынуждены в очередной раз покидать свои жилища. И страшнее всего, что трагедия крымских татар является лишь эпизодом в неизученных и не вынесенных уроках прошлого — голодомор в Украине, репрессии, откровенный геноцид и этноцид тех народов, которые пытались оказывать сопротивление кремлевской орде. Украина победила песней и болью, в то время как РФ играет смертями и «плясками». А это уже читается интуитивно на уровне подсознания, которое обмануть сложно.

Второе — Россия осознает свой грех. Но не хочет его признавать. От того и истерика, и циничные заявления российских комментаторов, что песня Джамалы о том, что татары «искали лучшую долю» в Казахстане.

Третье — Украина, к сожалению, доказала, что находится в параллельных мирах. С одной стороны, мы имеем народ, который своим талантом способен выиграть конкурс, привлечь внимание мира к трагедии и, по словам Рефата Чубарова, в лице одного человека сделать то, что не способны сделать тысячи... С другой стороны, оказывается, что нашей же победы совсем не ждало государство. То есть априори не готовилось к этому, почему и оказалось, что, переключая телеканалы, украинцы так и не нашли ни одного более или менее полноценного освещения этого исключительного события. А следовательно, проявилась, возможно, главная проблема в нашей в данном случае гуманитарной обороне — неспособность к стратегическому планированию. Благодаря Джамале Европа видит, что Крым — это не просто Россия. Крым — это жертва России. Она сломала коварные медийные планы российских спецслужб, которые скупают западных журналистов и европейских политиков.

Именно поэтому сейчас стоит вопрос того, насколько системно и качественно подойдет Украина к использованию шанса победы — проведению Евровидения в следующем году. И вопрос здесь не только в выделении средств, сумма которых значительно меньше сделок олигархов (по мнению советника министра инфраструктуры Яники Мерило, эта сумма может колебаться от 8 до 15 млн. евро). Вопрос -способны ли мы спланировать все возможные способы привлечения внимания мирового сообщества к катастрофе, которую развернула Россия.  

ОБ ЭФФЕКТЕ ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ

Андрей СЕНЧЕНКО, народный депутат V, VI, VII созывов, экс-вице-премьер Автономной Республики Крым:

— Наибольший внутренний эффект от победы Джамалы заключается в том, что украинский народ получил еще один стимул для мобилизации. Это надежда для граждан, которые остались в оккупации или вынуждены были покинуть свои дома, на то, что мы вернем Крым. И мы его обязательно вернем! Но, кроме того, есть большой эффект и за рубежом. Реакция европейских избирателей на Джамалу привлекла внимание к проблеме Крыма. Безусловно, за рядовыми избирателями в Европе в сторону Крыма повернутся и европейские политики. Ведь в отличие от наших политиков, они чутко реагируют на мнение избирателей.

Наша власть фактически ничего не делает для возвращения Крыма и вообще восстановления территориальной целостности нашей страны. На сегодняшний день в результате деятельности и бездеятельности, прежде всего, Порошенко и Яценюка во времена его премьерства, разрушены механизмы государственного управления. Это может негативно отразиться также на организации конкурса Евровидение-2017. Власть умеет заниматься пиаром и грабительством, но, по сути, она импотентна. Считаю, что оздоровление украинской власти и, соответственно, появление определенных гарантий того, что страна не опозорится в следующем году, являются досрочные выборы.

На общественных началах вопрос организации такого мощного действа не решить. Здесь именно государство должно выполнить свои функции. В данном случае конкурс Евровидение-2017 является лишь примером и очередным экзаменом для него. Но таких примеров множество — от программ в медицине до образования, от социального обеспечения до ЖКХ. Мы находимся в состоянии всеобщего развала.  И здесь проблема не в войне и не в экономическом кризисе, а в том, что приоритеты власти совсем не государственнические. Надежда лишь на наше общество, которое должно власть подгонять и требовать от нее. Тогда Украину будут уважать не только потому, что у нее есть Джамала, волонтеры и добровольцы, но и потому, что этот народ способен делегировать качественную власть с соответствующей поддержкой общества. Негативное же впечатление от Украины на Западе не от действий украинского общества, а от действий украинской власти.

Что касается заявлений о возможности проведения Евровиденья-2017 в Крыму, то считаю, что есть возможности до этого времени освободить Крым от оккупанта, но провести там конкурс физически мы не успеем. Освободить полуостров в 2017-м году можно при условии последовательных действий нашей власти.

О СТРАНЕ И ТВ

Зураб АЛАСАНИЯ, генеральный директор Национальной телекомпании Украины:

— Что касается того, насколько мы можем использовать победу Джамалы идеологически, то я напомню, что об этой победе мы узнали только вчера. То есть нам еще нужно это осмыслить. Первый шаг — необходимо собрать рабочую группу и подумать о стратегии внутри Национальной телекомпании Украины. Мы должны осознать, что у нас есть, что мы хотим и что мы можем получить. После того с этим аудитом промониторить страну. Меня греет идея провести Евровидение-2017 не в одном городе. Ведь, кроме самого Евровидения, есть еще и национальный отбор. Это огромный шанс и для канала, и для страны. На пути превращения из государственного телеканала в общественное телевидение считаю, что этот конкурс поможет подтолкнуть даже нашу безобразную систему. Городами для проведения конкурса могут быть от Харькова до Львова. У нас есть уже построенная инфраструктура для Евро-2012. Кроме инфраструктуры, есть еще и прекрасный опыт проведения широкомасштабных международных мероприятий.

Что касается вашего вопроса об опыте «распиловки» государственных средств, то хочу сказать, что я не собираюсь ничего красть и никому это не позволю. Бюджет для освещения этого мероприятия мы будем знать после консультаций с Европейским вещательный союзом, который является владельцем Евровидения. Откровенно скажу, я не собираюсь повторять ошибки, которые были допущены в 2005-м году, когда Украина уже принимала Евровидение. Государство не имеет никакого отношения к этому конкурсу.

О ПЛАНИРОВАНИИ И КАЧЕСТВЕ

Виталий ПАСТУХ, продюсер:

— Что касается технической подготовки к конкурсу, то думаю, что с этим не должно быть проблем, потому что Украина уже имеет опыт проведения и Евровидения, и футбольного чемпионата Евро-2012. Считаю, что государство способно найти соответствующие средства на проведение этого конкурса, чтобы достойно представить Украину. Ориентировочная сумма для этого равняется приблизительно сумме новых зарплат депутатов, которую им насчитывают в год. Хотя я убежден, что бюджет Евровидения и в этот раз «распилят». Но меня радует то, что мы можем даже в критической ситуации сделать из ничего конфетку. А красть они будут и дальше, пока не изменится вся страна.

Честно говоря, я не ожидал, что Джамала выиграет. Не ожидал потому, что Европа вообще-то пытается быть подальше от проблем, от войны, а в Украине продолжается война. А здесь оказалось, что, наоборот, Европа проявила чуткость к нашей беде. Возможно, мы не все знаем, что происходит в головах европейцев, и они действительно пришли к этапу переосмысления и истории, и происходящего.

То, что мы выиграли, — это еще один шанс, который нам предоставили простые европейцы. И мы должны показать Европе качество. Со стороны Европы, возможно, произойдет большее давление, чтобы война наконец окончилась.

У меня есть большие нарекания на освещение Евровидения. Фактически после конкурса сразу все внимание перешло в интернет, а телевидение совсем было не готово к обсуждениям, к поддержке всеобщей радости от победы. «UA: Перший» и другие украинские телеканалы спали. После эфира Евровидения началось что-то удивительное — мы переключали каналы, но никакого постформатного шоу не было. Это было очень странно. С другой стороны, я убежден, что РФ готовилась к победе за год и предварительно подготовили и поздравления Лазареву с победой, и соответствующие шоу. Россия очень серьезно к этому относится, планируя все заранее. Многие говорят, что сейчас Украиной руководят казнокрады и Facebook. Все позитивное исходит от общественности, когда общество фактически подталкивает и тыкает носом власть в конкретные проблемы и задачи.

Валентин ТОРБА, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ