Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как защититься от... чиновников-клептократов

На Лондонском саммите правительство взяло на себя новые обязательства относительно борьбы с коррупцией
26 мая, 2016 - 10:49
ФОТО РЕЙТЕР

На Всемирном антикоррупционном саммите в Лондоне Украина взяла не себя новые обязанности полноправного партнера в глобальной борьбе с коррупцией. В первую очередь они касаются реформ государственного управления и государственных предприятий.

Украинское правительство отчиталось перед международными донорами и МВФ, что добилось значительного прогресса в борьбе с коррупцией. Речь идет о создании Реестра бенефициарных владельцев, новых антикоррупционных органов, а также шагов в сфере публичных закупок и государственных бюджетов.

Украинская сторона заявляет, что частично уже начала воплощать взятые на саммите обязательства, поскольку они содержатся в международных соглашениях, которые страна подписывала ранее.

РАЗЫСКИВАЕТСЯ КОНЕЧНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ

До июня 2017 года Украина обязалась создать механизмы проверки информации о конечных владельцах компаний, а также подписать ряд соглашений со странами об обмене этой информацией между правоохранительными органами. Это — в определенной степени инструмент противодействия уклонению от уплаты налогов через использование оффшорных зон.

Еще 14 октября 2014 года в пакете антикоррупционных законов Рада приняла Закон о бенефициарных владельцах, а в мае прошлого года Верховная Рада внесла дополнение в данный закон.

Впрочем, настоящим толчком для антиоффшорной кампании стал «панамский скандал», в котором оказался замешанным действующий Президент Петр Порошенко. И, несмотря на объяснения о «единственном возможном способе продать «Рошен», скандал обратил внимание общественности на вопрос оффшоров, а антикоррупционные органы активнее взялись за расследование дел, связанных с отмыванием средств. И не зря — сейчас Национальное антикоррупционное бюро «накопало» информацию о причастности чиновников Министерства экологии к австрийской оффшорной компании, у которой государство осуществляло закупки на 49,3 млн грн. Сейчас НАБУ просит Австрию раскрыть конечных владельцев этой компании, которыми, скорее всего, окажутся украинские чиновники.

По мнению антикоррупционной общественной организации Transparency International Украина, механизм раскрытия бенефициарных владельцев следует усовершенствовать, усилив ответственность. В настоящее время наказание за нарушение закона предусматривает штраф от 5100 до 8500 грн, что, бесспорно, выглядит смешно на фоне многомиллионных сделок, к которым прибегают отечественные коррупционеры.

Среди прочих обязательств в части разоблачения коррупции является защита от неправомерного использования государственных средств путем продолжения открытого проведения публичных закупок через онлайн-платформы. Этот пункт — один из немногих, которыми Украина может похвастаться. На сегодняшний день в стране внедряется Единая система электронных публичных закупок ProZorro. Разработка этой системы на базе программного обеспечения с открытым кодом была осуществлена в партнерстве власти, бизнеса и общественности, а администрировалась она TI Украина.

В конце 2015 года система успешно прошла пилотные тестирования и была передана в собственность государству. С 1 апреля этого года на госзакупки через ProZorro перешли все министерства, ведомства и крупнейшие госкомпании. А с 1 августа с помощью системы будут осуществляться все закупки из государственных бюджетов.

КОРРУПЦИОНЕРОВ — ЗА РЕШЕТКУ

Следующим из перечня взятых Украиной обязательств является наказание коррупционеров и поддержка пострадавших от коррупции.

Речь идет о независимости, дееспособности Национального агентства по противодействию коррупции, Национального антикоррупционного бюро, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Государственного бюро расследований и их взаимодействии со всеми ветвями власти.

С наказанием коррупционеров в Украине дела идут крайне плохо. Согласно исследованиям ТI Украина, только пятая часть коррупционеров, осужденных за взяточничество, находится за решеткой. 9% оправданы, хотя в целом в Украине оправдательных приговоров менее 1%. Остальных коррупционеров штрафуют или присуждают им испытательный срок.

Что касается ТОП-коррупции, тут ситуация вообще критическая. Яркий пример — отсутствие наказания людей из ближайшего окружения экс-президента-коррупционера Виктора Януковича, который сбежал в Россию. Мало того, с имущества высокопоставленных должностных лиц, которые своими коррупционными преступлениями нанесли огромный вред стране, были сняты аресты. Периодически появляются публикации о приостановке розыска Януковича и приближенных к нему лиц со стороны украинского бюро Интерпола.

Для выполнения взятых Украиной обязанностей, по мнению ТI Украина, правительство должно безотлагательно обеспечить полноценное функционирование Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, в частности, завершить прозрачный конкурс по назначению членов и безотлагательный отбор работников Агентства, обеспечить надлежащее финансирование антикоррупционных органов. Задача для парламента — создать специальный механизм судебного рассмотрения дел о высокодолжностной коррупции, которая расследуется Национальным антикоррупционным бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратурой, а также предоставить НАБУ полномочия по снятию информации из транспортных телекоммуникационных сетей.

ЖИЗНЬ БЕЗ ВЗЯТОК

Третий блок обязательств касается искоренения культуры коррупции из жизни украинцев. В первую очередь для этого нужно реформировать Генпрокуратуру, включая избрание надежного прокурора, а также составить План действий для будущей широкомасштабной программы судебной реформы. Преобразование этих госструктур на сегодняшний день двигаются с большим скрипом. Старая власть упирается любым изменениям. На всех критиков старого режима, от общественности до самих прокуроров, которые идут против системы, оказывается давление, они терпят нападки и преследования. Недавно Генпрокуратуру возглавил Юрий Луценко. Готов ли он будет к кардинальным переменам внутри правоохранительного органа?

Что касается судов, то, согласно опросу фонда «Демократические инициативы им. Кучерива», им не доверяет 80% украинцев. А опрос TNS показал, что 60% украинцев считают суды «очень коррумпированными». Это наивысший показатель по сравнению с другими государственными структурами. Не исправил ситуацию процесс переаттестации судей. Вместо очищения системы Высшая квалификационная комиссия судей назначила на пожизненный срок служителей Фемиды, которые выносили решения в пользу режима Януковича, а также тех, кто не смог объяснить происхождение своих доходов и дорогостоящих покупок, несопоставимых с их зарплатой. Украина стоит лишь в начале сложного пути реформирования судов.

Еще одним важным пунктом из перечня является увеличение прозрачности благодаря запуску Реестра деклараций государственных чиновников в августе 2016 года.

Вокруг введения электронного декларирования в Украине развернулась целая война. Только благодаря невероятному давлению со стороны общественности в марте был принят соответствующий закон, который обязывает чиновников и их родственников честно и прозрачно отчитываться о своих доходах. Впрочем, антикоррупционной реформе продолжают препятствовать. 48 парламентариев, которые ранее пребывали в партии Януковича, а сейчас принадлежат к фракции «Оппозиционный блок», добиваются обжалования закона о декларировании в Конституционном Суде. Народные избранники просят суд упразднить необходимость декларировать их недостройки, наличные средства, кредиты, ссуды, расходы. Однако ведущие антикоррупционные организации заявили о жестком требовании от НАПК запустить электронную систему декларирования не позднее 1 июля 2016 года, как это предусмотрено в законе. Итак, бои продолжаются.

Последним в перечне обязательств является сотрудничество Украины с другими странами, международными организациями и гражданским обществом относительно противодействия коррупции и взяточничеству. Украина гарантирует, что включит все обязательства и конкретные шаги, обсужденные на этом саммите, в реализацию новой Антикоррупционной стратегии и Плана действий, которые будут приняты в 2017 году.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»; Ирина РЫБАКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ