Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Посягательство на Музей истории Киева

Заведению угрожает закрытие. Официальная версия — нарушение норм эксплуатации. Другой вариант — прихоть застройщика
15 июня, 2016 - 11:11
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Последние месяцы Музей истории Киева работает в почти экстремальных условиях: параллельно с выставками и организацией творческих мероприятий заведение отвоевывает в судах право на существование. Музею угрожает закрытие, в частности отключение от источников электропотребления, опечатывание электрощитов и входных дверей. Именно об этом говорится в решении Окружного административного суда города Киева от 17 марта 2016 года на иск столичного Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Ранее представители службы провели в музее проверку и выявили нарушения, которые касались норм пожарной безопасности и эксплуатации здания. По мнению ревизоров, обнаруженные недостатки угрожают жизни и здоровью людей, работающих в музее или посещающих его, поэтому заведение нужно закрыть. Суд такую позицию поддержал и даже не дал времени на исправление ошибок. Музей подал апелляционную жалобу и, к сожалению, проиграл.

ТРИ САНТИМЕТРА НЕДОСТАТКОВ

«День» ознакомился с решением окружного суда. Замечания к музею в нем довольно странные: отсутствует пожарно-техническая комиссия, работники не прошли обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, электрощиты и групповые электрощитки не защищены автономными системами пожаротушения, ступеньки нужно заменить, потому что некоторые выше других на... три сантиметра, а входные двери отличаются от нормы на два сантиметра.

Интересны замечания к строительным работам, которые изначально были выполнены некачественно. Теперь за работу строителей должен отвечать музей? Само здание по улице Богдана Хмельницкого, 7 строилось прежде всего как торговый центр, поэтому замечания ревизоров к входам-выходам, лестницам и т.п. не имеют почвы. Здание не проектировалось как музейное заведение, да и сейчас оно абсолютно непригодне для музейно-выставочной деятельности. Учитывая печальную историю музея, здесь обрадовались и такому варианту.

СКАНДАЛЬНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ

Напомним, что до 2004 года музей работал в Кловском дворце, откуда его выселили и не предложили альтернативного помещения. Во дворце «поселился» Верховный суд Украины. Фонды музея переместили в «Украинский дом», где практически не вели выставочную деятельность, а столица восемь лет жила без музея, ища для него новое прибежище. В 2012 году возле станции метро «Театральная» начали возводить торговый центр, но под давлением общественности строительство остановили, поскольку оно несло угрозу метрополитену. Городские власти компенсировали застройщику потери, а помещение подарили многострадальному музею.

«Много лет шла борьба против этого строительства. Помещение стоит прямо над вестибюлем метро. Кроме того, к соседнему дому, который является памятником архитектуры, не могут подъехать пожарные. Нарушены все нормы и законы. Вадим Столар и Вагиф Алиев (представители строительных компаний. — Авт.) были вынуждены подарить его городу. Теперь все это вылезает ему боком», — заметила в соцсетях активистка и журналистка Ирина Карманова.

Новое помещение оказалось для такого большого музея слишком малым. Фонды до сих пор находятся в «Украинском доме», там же работает большая часть коллектива. В идеале все должно было бы быть в одном месте. Но музей на улице Богдана Хмельницкого все-таки ожил после долгих лет «сна»: здесь проводят выставки, с этого года работает культурный хаб — своеобразное место встречи и общения киевлян.

НЕКОМПЕНСИРОВАННЫЕ АППЕТИТЫ ЗАСТРОЙЩИКА?

Поэтому разговоры о вероятном закрытии музея шокировали общество. После огласки заведение пережило еще одну проверку от Главного управления ГСЧС в Киеве. И чудо: из 39 предыдущих замечаний осталось исправить только пять пунктов, которые касаются замены входных дверей и лестницы. Почему так резко изменилась позиция ревизоров?

Администрация музея откровенно заявляет о заангажированности этих внезапных ревизий. «Внеплановая перепроверка была спокойнее, но риски остаются, поскольку до сих пор непонятно, почему сначала было такое предвзятое отношение. Большинство недостатков мы исправили. На устранение недостатков, сделанных еще строителями, нужны средства, и это дело не одного дня, — прокомментировала заместитель генерального директора музея Татьяна Костенко. — Но это не те вещи, которые мешают работе заведения и являются опасными для жизни. Сейчас мы ожидаем официального акта от госслужбы. Потом обратимся в окружной суд, откуда мы начинали, но укажем на новые обстоятельства, на то, что исправили недостатки. Также предоставим в департамент культуры сметы на следующий год, чтобы исправить строительные огрехи. Надеемся, вопрос закроют, но стопроцентной уверенности в этом нет».

Очередной иск в суд, считают в музее, как раз и покажет, что действительно происходит вокруг заведения. Если судьи станут на сторону музея — все в порядке, если будет сопротивление — значит, кому-то все-таки нужен дом в центре Киева. «Сейчас допускают, что заказчики строительства не совсем довольны компенсацией, которую получили от тогдашней власти, когда город передавал здание музею. Но я не могу говорить, что так и есть на самом деле, — добавляет Татьяна Костенко. — В ближайшие недели все станет понятно».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ