Президент России Путин патологически не приемлет существования НАТО. Одно только упоминание о Североатлантическом оборонном альянсе действует на него, как красная тряпка на быка. И Путина начинает передергивать.
Мне посчастливилось впервые побывать в составе группы украинских журналистов в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в марте 1998 года.
Эта поездка была организована Центром информации и документации НАТО в Украине.
И первое, что бросалось в глаза, как слаженно, четко и ответственно действуют натовские военные.
Они не «служат», а работают. Поскольку защищать свою страну для них важная и почетная работа.
Потом было еще несколько поездок в штаб-квартиру НАТО. И каждый раз поражало, как четко и удобно организованы места работы и комфортное пребывание на работе военных стран НАТО.
Они знали, зачем здесь, для чего это делают, чувствовали за собой поддержку своих государств и были уверены в том, что в случае какого-то непредсказуемого события их семьи не останутся один на один со своими проблемами.
Тогда, в 1998 году, казалось, что через пять или максимум 10 лет Украина будет членом НАТО.
Но режим Кучмы фактически заблокировал такую возможность, когда в 2004-м тогдашний президент приказал изъять из Военной доктрины пункт о конечной цели Украины - вступлении в НАТО.
Теперь же Москва полностью отыгрывается на Украине за наше нечленство в Альянсе.
Несмотря на то, что Россия не может по-настоящему конкурировать с НАТО, не будучи членом Альянса, наше государство оказалось один на один с путинской имперской агрессией.
Парадоксальность этой ситуации в том, что Путин, не имея на это силы, все равно все время провоцирует государства НАТО.
Конечно, можно объяснить это тем, что лидер России до сих пор живет в вымышленном советской пропагандой мире. В котором НАТО как было самым большим врагом уже давно несуществующего государства СССР, так и до сих пор остается врагом России.
А то, что он недавно заявил, что Россия не будет вступать в гонку вооружений с НАТО, означает лишь, что она обязательно попытается это сделать.
И сотни миллиардов из и так ослабленной экономически России в результате путинской военной авантюры в Украине пойдут не на улучшение социальных стандартов жизни рядовых россиян, а на военные «нужды» Кремля, разработки новых видов вооружения и увеличение возможностей ядерного оружия на поле боя.
Россия никогда не признает истины и переворачивает все по-своему. Ведь сегодня потребности армии Путин перекрывает за счет резкого падения уровня жизни российского населения.
А большая часть нефтегазовых денег идет на военных и вторжение Российской Федерации в Украину.
Путин все время пугает НАТО симметричными ответами. Однако сильный лидер никогда не опускается до публичного запугивания, и это означает, что у него просто нет других аргументов для демонстрации своей «силы» перед теми, кого он очень боится.
В то же время Путин прекрасно понимает, что Россия в таком состоянии, в котором она сейчас находится, никакой широкомасштабной войны позволить себе не может.
А масштабный экономический кризис, который сейчас назревает, может вообще разрушить созданную за годы путинизма систему.
Что в результате способно ввести Российскую Федерацию в состояние распада, который в 2017 году вполне может стать аналогом коллапса Российской империи 1917 года.
Но пока Кремль мечтает о том, чтобы вокруг его границ снова были многочисленные маленькие страны, которые боятся России.
Но что же заставит таких натовских счастливчиков, как Польша и страны Балтии, добровольно выйти из-под натовского «зонтика»?
Ведь у всех государств, членов бывшего Варшавского договора, остались большие травмы после российского вторжения, и они, получив «страховой полис НАТО», никогда от него не откажутся.
Очевидно, что у России нет никаких оснований для того, чтобы бояться своих соседей.
Единственное, чего может бояться Путин и его окружение, что когда они рано или поздно будут вынуждены вывести свои войска из Донбасса и Крыма, то больше не будут иметь возможности внешними конфликтами отвлекать внимание общественности от проблем у себя дома.
Но если рассматривать «программу минимум» России, то она потенциально будет способна повторить в Украине то, что ей уже удалось в Молдове и Грузии.
Речь идет о создании так называемого «замороженного конфликта». Собственно, «замороженные конфликты» уже давно являются неотъемлемой частью постсоветской российской геополитической стратегии.
«Замороженный конфликт» делает страну менее привлекательной в качестве потенциального военного или экономического партнера для конкурирующих стран и международных организаций.
И, мягко говоря, Европейский Союз и НАТО не будут в восторге от своего нового члена, который не в состоянии контролировать свою территорию.
Можно сказать, что российские официальные лица никогда не были способны внятно объяснить по пунктам, почему они так боятся расширения НАТО.
А все их «аргументы» легко разбиваются о ссылки на реальные примеры по геополитике и истории.
Если гипотетически представить, что государства НАТО действительно хотели бы подчинить себе Россию, то они могли бы это сделать, не прибегая к военным средствам.
Поскольку основная слабость России - это ее экономика, которая зависит от торговли с Западом и в 15-20 раз меньше, чем экономики стран ЕС и США.
Запад может вообще отказаться от торговли с Россией, резко снижая доходы федерального бюджета РФ.
И сейчас Россия испытывает дефицит бюджета, который не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе.
Вся логика «опасения НАТО» уже очень дорого обошлась России, которой теперь неоткуда привлекать инвестиции в свою больную экономику.
Демонстративные попытки Москвы стать противовесом НАТО вызывают опасения на Западе и уменьшают желание вообще торговать с Россией.
Это умножает убытки и наносит огромный вред долгосрочной репутации России как надежного партнера.
Однако Путину невозможно объяснить, что если бы себе представить на минуту, что вдруг почти все страны мира стали членами НАТО, то у Альянса и тогда не было бы никаких намерений нападать на Россию. Зачем?
Ведь сегодня главное не размеры территорий, а доступ к современным технологиям и уровень образованности, профессиональной подготовленности и работоспособности населения.
Зачем же государствам НАТО такой балласт, как Россия?