Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Дирижер – это связующее звено между автором произведения и слушателями»

Ялчин Адигезалов (Азербайджан) впервые выступил во Львове
8 июля, 2016 - 12:14
ФОТО С САЙТА 1NEWS.AZ

Ценители оперного и симфонического дирижирования с интересом ожидали приезда во Львов известного маэстро современности, народного артиста Азербайджана, профессора Ялчина Адигезалова. Он во Львовской опере дирижировал «Богемой» Дж.Пуччини. Спектакль приобрел новые музыкальные оттенки и очень понравился меломанам.

«ЛЬВОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР — ПРОСТО СКАЗОЧНЫЙ!»

— Я склоняю голову перед Пуччини. Считаю, что без него мировая опера обеднела бы. Это настоящее счастье, что композитор создал оперные шедевры, которые украшают репертуар многих стран мира, — подчеркнул Я. Адигезалов. — Я счастлив, что впервые выступил во Львове. Лет пять тому назад несколько раз выступал в Киеве в Филармонии, а в Национальной опере Украины дирижировал «Тоской» и «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини. Я предан этому выдающемуся маэстро. Можно сказать,  что  судьба так мной  руководит. Дирижер — это связующее звено между автором произведения и слушателями, которые прислушиваются к  композиторскому «слову». Дирижерской палочки недостаточно, чтобы встать за пульт и повести за собой оркестр. Дирижер — это профессия, требующая долгих лет кропотливой работы над собой.

Вы впервые во Львове, какие впечатления от города и  Оперного театра?

— С Львовом у меня  связана целая история. По окончании  факультета оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории у профессора Ильи Мусина (перед тем был фортепианный факультет Азербайджанской консерватории им. У. Гаджибекова в классе профессора Рауфа Атакишиева) в начале 1990-х я стажировался в Вене. Интересовался историей Австро-Венгерской империи, многократно наталкивался в книгах на Львов — как город высокой культуры. И каждый раз задумывался, читая о нем. В разные времена мои друзья, побывавшие во Львове, очень расхваливали ваш   город. Будто подогревали мое любопытство. Так сложилось, что я два раза отдыхал в Трускавце. Знакомые настаивали поехать во Львов, а я отказывался, потому что не хотел эпизодичности и будничности. Почему-то был уверен, что приеду во Львов с творческой миссией и поздороваюсь торжественно с этим городом. Такая мысль сопровождала  меня почти два десятилетия!

Сейчас приехал в город Льва из Кишинева, где выступал в филармонии. Молдова — это сады, виноградники. Я боялся, что Львов будет менее цветущим, а здесь — зелень изобилует, архитектура — завораживает! Мое восхищение дополнил Львовский оперный театр — просто сказочный! Знаете, я  выступал в десятках самых прекрасных театров мира — от Лондона и США до Мексики, Бразилии, Южной Африки (столицу Бразилии, например, украшает чудо-театр), но львовский не блекнет перед ними. Вашему генеральному директору Тадею Эдеру, который влюблен в музыку, в театр, я благодарен за то, что пригласил меня, и я наконец  осуществил свою  мечту, а во Львов просто влюбился.

«МОЯ  МИССИЯ — ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ СТРАНУ АЗЕРБАЙДЖАН МИРУ»

— Вы представитель династии музыкантов. Расскажите о своих семейных творческих корнях?

— Мой дед был известным народным исполнителем — ханенде. Он исполнял мугами, которые являются одним из основных жанров азербайджанской традиционной музыки. Мугам, возникший еще где-то в XI веке, — это вокально-инструментальное произведение, состоящее из многих частей. Певец может исполнять его полностью или фрагментами в сопровождении двух или более инструментов. Можем сказать, что мугам принадлежат к азербайджанскому  профессиональному фольклору: в этом жанре  все подчинено строгому порядку.  И на нем вырастала сугубо профессиональная музыка моей страны. (ЮНЕСКО назвало мугам  одним из шедевров устного невещественного культурного наследия человечества. — Л.Т.). Также был музыкантом и мой дядя. Он окончил Московскую консерваторию как скрипач и вокалист. Отдельно хочу сказать о моем отце.  Именно ему  благодарен за то, что имею прекрасную и любимую профессию. Мой отец Васиф Адигизалов — выдающийся  композитор ХХ в., народный артист Азербайджана, известный  общественный деятель, также он  был первым секретарем Союза композиторов Азербайджана. Он учился у Абульфаза Кара-Караева, а тот, в свою очередь, был учеником Дмитрия Шостаковича. Папа написал две оперы, четыре симфонии, шесть инструментальных концертов, четыре больших оратории, музыку к спектаклям и кинофильмам, свыше 100 песен, которые до сих пор любит наш народ. Его оперы «Мертвецы» и «Натаван — правительница Карабаха» исполняются на сцене (вторая — очень часто). Отец — представитель созвездия композиторов, которые в середине прошлого века стали основоположниками ренессанса азербайджанской музыки. Это  Абульфаз Кара-Караев, Фикрет Амиров, Ниази (имя и фамилия в одном слове) и другие, которые дали миру настоящие шедевры. В частности, балеты «Семь красавиц», «Тропинкой грома», «Лейла и Меджнун» Кара-Караева, «Тысяча и одна ночь» Амирова. Маэстро Ниази почти полвека руководил симфоническим оркестром Филармонии в Баку.

Азербайджанская музыка стала широко известна еще в 1930-х.  А основу профессиональной азербайджанской музыки заложил Узиир Гаджибеков.

— Это не тот композитор, который создал первую оперу на востоке?

— Да, в 1908 году. Все женские партии, разумеется, тогда исполняли мужчины. В конце 1920-х на сцену начали выходить женщины, Окончательно утвердила это Фатма Мехралиева, меццо-сопрано. Красивая и смелая певица. Например, в опере «Самсон и Далила» (пела по-французски) она вышла на сцену полуобнаженной. Зрители были возмущены и актрису даже хотели зарезать. Но впоследствии публику успокоили — это же образ из спектакля...

Вы во многих странах мира пропагандируете азербайджанскую музыку.

— Я и другие наши музыканты. Большинство популяризирует мугами.

Они вызывают безумный интерес и восторг. Добавлю, что наши современные композиторы с середины прошлого века начали писать симфомугами. Эти произведения мы демонстрировали  в 25 странах. Кстати, выдающийся дирижер Л.Стоковский в начале 1950-х годов исполнил с симфоническим оркестром в Бостоне симфомугам Амирова и завоевал огромный успех, а наша музыка — мировую славу.

Последние 15 лет я тесно сотрудничаю с ведущими  филармоническими оркестрами и оперными театрами. Моя география — Турция, Италия, Россия, Англия, Испания, США,  Австрия, Бельгия, Люксембург, Румыния, Венгрия. Был  постановщиком опер, выступал  с выдающимися солистами, среди которых М.Ростропович, М.Петров, С.Стадлер,  Б.Березовский, Х.Шахам и др. Мое постоянное место работы — в Бакинской музыкальной академии и Азербайджанской государственной консерватории, а также — в Азербайджанском академическом театре оперы и балета. Моя  миссия — представить мою страну Азербайджан миру.

Как вам работалось во Львовской опере?

— Прекрасно. У вас чудесный оркестр, хороший хор, отличные солисты. Среди них  есть редкие голоса. Я предполагаю, что ваша молодежь имеет блестящее будущее. Голоса свежие, воздушные, с красивым тембром. Я хотел бы видеть некоторых из вокалистов с ответным выступлением у нас. Буду предлагать руководству вашего театра и Министру культуры  Азербайджана сотрудничество.

Надежда ТРУШ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ