Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Эффект Василишина»

«Последние задержания, в частности заместителя министра здравоохранения, показывают, что медицина является чистым бизнесом», — эксперт
13 июля, 2016 - 13:05

Всего четыре дня понадобилось Роману Василишину, чтобы найти 2,8 миллиона гривен для внесения залога. Напомним, 8 июля СБУ и прокуратура города Киева задержали заместителя министра здравоохранения во время получения взятки, на момент обыска и ареста у него изъяли 50 тысяч долларов и 320 тысяч гривен. Как заявил генпрокурор Юрий Луценко, чиновник вместе с руководителем урологического центра Александровской больницы Юрием Серняком создали схему поборов с практикующих врачей, требуя с них часть денег за проведенные операции (до назначения в Минздрав Василишин был главным врачом клиники).

В день задержания Днепровский районный суд Киева избрал для Василишина меру пресечения — два месяца содержания под стражей с возможностью внесения залога. Его размер сначала составлял пять миллионов гривен, впоследствии снизился почти до трех. В понедельник, 11 июля, необходимую сумму нашли, заместитель министра свободен, во время следствия должен носить электронный браслет.

ПОЙМАЛИ ЗА «ПРОЗРАЧНЫЕ ЗАКУПКИ»

Теперь Романа Василишина отстранили от работы в правительстве. Подозреваемый считает свой арест политическим делом — мол, кому-то очень не понравилось, как он наладил «прозрачную схему закупки лекарств для онкобольных». В Генпрокуратуре же называют это началом борьбы с должностной коррупцией.

Громкое задержание должно повлечь за собой не менее громкие расследования, разоблачения и выводы. Арест Василишина стал приговором всей медицинской системе. Ведь как можно проводить реформы в здравоохранении, внедрять новые принципы финансирования и одновременно «покрывать» коррупционные схемы?

«Последние задержания в медицинской сфере, как и того же главного санэпидемврача (Святослава Протаса. — Авт.), у которого нашлась богатая мама и внесла залог на более чем 400 тысяч гривен, показывают, что система здравоохранения является чистым бизнесом, когда о пациенте вообще речь не идет. Это зарабатывание денег людьми, которые здесь работают», — отмечает член правления общественной организации «Центр противодействия коррупции» Александра Устинова.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРЕДУПРЕЖДАЛА...

После увольнения Александра Квиташвили новым министром здравоохранения вполне мог стать Роман Василишин. Тогда общественность предупреждала, что этого категорически нельзя допускать. В первую очередь, ему приписывали причастность к похищению активистов из Александровской больницы во время Майдана, в частности нынешнего народного депутата Игоря Луценко и героя Небесной Сотни Юрия Вербицкого.

«Когда его назначили в аппарат министерства во времена Квиташвили, у многих был шок. Он стал пятым или четвертым заместителем, сделали это тихонько по какому-то внутреннему приказу, потом он стал главой аппарата и, как стало понятно, был неким надсмотрщиком, — продолжает Александра Устинова. — Ранее был скандал, что он купил служебную машину за государственные деньги. Последняя идея-фикс Василишина касалась программы по онкологии, чтобы финансирование было на уровне регионов — это просто уничтожило бы идею международных закупок! Второе, чем он проникался, это закупки мамографов украинского производства. Эта лоббистская и дискредитационная норма была продвинута в бюджет, но украинский производитель должен конкурировать с иностранными по качеству и цене».

Доказательств для расследования хватает. Но общественность настораживает, почему арестом Василишина не занялась Специализированная антикоррупционная прокуратура. Генпрокуратура в свою очередь уверяет: эти процессуальные нарушения не станут препятствием, дело должностного лица доведут до суда.

МЭРИЯ ИЩЕТ МАХИНАЦИИ

Вместе с Василишиным на скамье подсудимых общественность хочет видеть его сообщника — Юрия Серняка, профессора Донецкого национального медицинского университета, который переехал в Киев два года назад. Так, в Национальном медицинском университете имени А. А. Богомольца сложилась непростая история отношений, то ли сотрудничества, с директором урологического центра, который начал руководить им в прошлом году в июле. Профессор также устроился преподавателем в НМУ и установил на кафедре свои порядки: сотрудники должны платить ему «дань» за каждую проведенную операцию. Проверять эти факты взялась городская власть после соответствующего обращения университета. Комиссия выяснила еще одну деталь: в Киев профессор переехал со своим оборудованием, которое было в употреблении, не имело сертификатов и технической документации. На нем лечили пациентов Александровской больницы. Акт проверки до сих пор не обнародовали, хотя руководство медицинского вуза неоднократно этого требовало.

«Кроме громкой темы взяточничества и нарушения прав академического сообщества НМУ, вырисовывается картинка игнорирования рядом руководителей муниципальной системы здравоохранения факта использования в лечебно-диагностическом процессе медицинского оборудования неизвестного происхождения. Вопрос о гарантировании прав пациентов является риторическим. Вероятно, именно за это пан Василишин продолжал получать деньги от профессора Серняка на должности заместителя министра, — комментирует ректор НМУ Екатерина Амосова. — Что касается прогноза — максимум, на что могут надеяться медицинское сообщество и общественность, что оба фигуранта не вернутся на свои должности».

И как минимум — что не найдутся любители продолжить их дело.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ