Летняя пора – одна из самых долгожданных для отдыха, оздоровления, путешествий, но в то же время это возможность для представителей туристической индустрии заявить о себе новыми качественными услугами, маршрутами, новациями и тому подобное. Начало нынешнего лета для отечественной туристической индустрии оказалось знаковым и вселяющим надежду на «разрубывание гордиевого узла», из которого никак не может «выпутаться» украинский туризм.
В сотрудничестве со специализированным агентством ООН по туризму Всемирной туристической организацией ЮНВТО (UNWTO – United Nations World Tourism Organization) Департамент туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины провели конференцию «Брендинг дестинаций: залог построения успешной репутации», участие в которой приняли Генеральный секретарь ЮНВТО – Талеб Рифаи, международные и отечественные эксперты по маркетингу и брендингу территорий, работники министерств, местных государственных администраций, местных советов туристических городов и регионов, городских и региональных туристических ассоциаций, научные работники, представители ведущих глобальных компаний Google, Tripadvisor, Amadeus, Acrobator, Postmen, Minube.
Это мероприятие засвидетельствовало консолидацию усилий государства, местных объединений, туристического бизнеса, общественных организаций вокруг идеи развития туризма в Украине как перспективной отрасли, задекларировал поддержку международных туристических организаций процесса реформ туристической индустрии в Украине и очертил ориентиры для отрасли на ближайшую перспективу.
ГЛАВНЫЕ МЕССЕДЖИ ОТ UNWTO, ИЛИ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ СВОЮ СТРАНУ
Для ЮНВТО – Украина – чрезвычайно перспективное государство, имеющее свое уникальное туристическое лицо, которое стоит открывать и показывать всему миру с искренней улыбкой (признаком туристического бренда Украины). Поэтому нынешнее время стоит использовать для обновления, адаптации к новым мировым трендам как шанс изменить страну к лучшему.
Как этого достичь? Самое главное, государство должно осознать значение этих преобразований и проявлять инициативность; прикладывать максимум усилий для туристической промоции страны в целом и отдельных туристических регионов, привлекать к активному сотрудничеству туристический бизнес и общественность, использовать самые современные возможности ІТ-технологий; жить туризмом, любить свое родное, быть амбассадорами страны и превратить туризм в отрасль надежды, инвестиционное преимущество будущего.
Международный опыт знает множество примеров, когда во времена самых драматических исторических событий туризм использовали в качестве средства выведения страны из кризиса. В таких условиях особенно актуализируется роль государственной регуляции отраслью. В Украине, начиная с апреля 2014 г. – момента ликвидации Государственного агентства Украины по туризму и курортам – эти процессы осуществлялись только на местных уровнях, ответственность за формирование и реализацию государственной политики в сфере туризма и курортов с сентября 2015 г. была возложена на Министерство экономического развития и торговли Украины, в составе которого заработал отдел, а впоследствии департамент туризма и курортов. С тех пор центральные органы исполнительной власти начали активно возобновлять связи с отечественными и международными туристическими организациями, которые заинтересованы в развитии туризма в Украине как государства с многовекторным туристическим потенциалом; сотрудничать с региональными институтами; разрабатывать новые идеи для реформирования отрасли.
ТУРИЗМ – ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ, ИЛИ 10 ШАГОВ НА ПУТИ К УСПЕХУ
Важный месседж, прозвучавший на конференции со стороны правительственных учреждений, – выделение туризма как приоритетной отрасли экономики и реальная поддержка государством реформ в туристической индустрии. Среди них:
-
Необходимость утверждения проекта Стратегии развития туризма и курортов в Украине на 2016-2020 гг. (дальше – Стратегия), что позволит определить и реализовать ключевые направления развития туризма в стране на ближайшие четыре года. Для этого нужно провести мировоззренческие и общественно-экономические изменения среди местных органов власти, обществ и бизнеса. При условиях принятия документа в 2017 г. есть надежда, что туризм получит около 32 млн грн на реализацию Стратегии.
-
Разработка и утверждение местных программ развития туризма, наполнение их средствами местных бюджетов, благотворительных и спонсорских взносов. Такой опыт хотя и не везде, однако уже используется в Украине, а потому нуждается в распространении и популяризации.
-
Реализация правового механизма государственной регуляции туризма на основе приведения его в соответствие с международными правовыми нормами, стандартами, трендами. В этом контексте важными являются законотворческие инициативы, которые реализуются подкомитетом по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности Верховной Рады Украины, особенно после проведения парламентских слушаний от 6 апреля 2016 г., посвященных вопросам развития отрасли.
-
Внедрение практики бюджетного финансирования отечественной туристической индустрии через реализацию общегосударственных и местных программ развития туризма. Привлечение к формированию этих бюджетов всех возможных игроков и участников туристического рынка. Тесное межотраслевое и межсекторное сотрудничество.
-
Активная государственная поддержка промоции Украины как туристического государства среди иностранных туристов и продвижения бренд-меседжей «Украина – страна привлекательная и безопасная для туризма». Популяризация среди соотечественников патриотических мировоззренческих позиций необходимости путешествий по родной стране.
-
Создание сети региональных туристических брендов как одного из основных идентификаторов туристической промоции территории. Использование общественного мнения для привлечения к процессу продвижения брендов специалистов с использованием лучшего международного опыта.
-
Либерализация визового режима для иностранных туристов как индикатор роста туристических потоков в Украину, которые будут способствовать формированию позитивного туристического имиджа страны, росту валютных поступлений в бюджет.
-
Осуществление систематической работы относительно сбора релевантной туристической информации о туристических ресурсах Украины, заведениях, которые формируют и реализуют комплексную туристическую услугу, партнеров туристического бизнеса; продуцирование базы данных о въездных, выездных и внутренних туристических потоках, выявлениях факторов, которые влияют/мешают распространению туристической информации об Украине.
-
Создание эффективной модели публично-частного партнерства в туризме с привлечением ведущих игроков туристического бизнеса, местных громад, государственных институтов, научных сообществ и тому подобное.
-
Создание Национальной туристической организации как структуры, которая будет объединять юридические лица публичного и частного права и функционировать на принципах государственно-частного партнерства; постоянное расширение сети и круга ее участников.
ТУРИЗМ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА
Туризм для Украины в настоящее время должен стать ценностью, к формированию которой должно меняться отношение во всех общественных институтах, а органы государственной власти, образовательные заведения должны культивировать его преимущества как социально значимого и высокоэкономичного ресурса развития страны. В профессиональном обновлении нуждается кадровый потенциал органов местного управления, музейных заведений, других учреждений, касающихся туризма. Государственная поддержка туристической промоции Украины на внутреннем и международном рынках, в условиях жесткой конкуренции, должна стать не просто систематической, а целостной информационной стратегией страны.
За последние годы в государстве заметно начали формироваться тенденции туристического брендинга, которые четко выделяют в сознании потребителя туристической услуги уникальную изюминку территории. Поэтому каждый регион, оценивая свои конкурентные преимущества, заботится об основных средствах эмоционального «притягивания» туриста через визуальные символы и информацию. К сожалению, официальную статистку о брендах отечественных туристических дестинаций (мест туристического назначения с определенным набором ресурсов и услуг) очень сложно найти. Из разрозненных информационных источников следует, что официально туристические бренды среди областей, областных центров Украины и г. Киева используют: из областей лишь одна шестая, из областных центров – больше половины, отдельных туристических дестинаций – одна девятая.
Поэтому, воплощая в жизнь идею туристического брендинга, важно принимать все маркетинговые и информационные меры для ее промоции.
ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
Кульминационной точкой работы форума стало подписание Меморандума о взаимопонимании в сфере туризма и курортов между региональными ассоциациями ведущих туристических регионов и городов Украины как платформа для создания Национальной туристической организации (далее – НТО).
Среди подписантов меморандума представители общественных организаций городов: Киева, Львова, Одессы, Ровно Харькова, Херсона и Ивано-Франковщины, Закарпатья, Запорожья, Тернопольщины. Документ является открытой декларацией о намерениях туристических ассоциаций украинских регионов и городов на принципах публично-частного партнерства активно содействовать развитию туризма в Украине ради правовой, финансовой, маркетинговой, институционной, образовательной поддержки отечественной туристической индустрии.
Организационной формой НТО является общественная организация, объединяющая юридические лица публичного и частного права, которое создается и функционирует на принципах государственно-частного партнерства. Среди возможных участников: государство в лице государственных предприятий и учреждений, органами управления которых являются центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в сфере туризма и курортов (Минэкономразвития), другие заинтересованные структуры (Минкульт, Минприроды, Мининфраструктуры и тому подобное); коммунальные предприятия и учреждения, которые подчиняются органам местного управления; туроператоры, турагенты, учреждения средств размещения, заведения питания, компании-перевозчики, экскурсионные бюро; выставочные, рекламные, ивент-компании и тому подобное.
В соответствии с принципами создания и деятельности НТО источниками финансирования должны стать как бюджетные средства (государственного и местных бюджетов), к примеру, за счет поступлений от туристического сбора, так и средства частных участников; добровольные взносы и пожертвования; средства международной технической помощи.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Украине нужна политическая воля относительно признания туризма драйвером национальной экономики и объединения вокруг идеи продвижения туристических ресурсов внутри страны и за ее пределами при условии консолидации усилий власти, бизнеса и общественности. Стратегическую миссию туризма как ценности должно признать все общество и формировать культуру внутренних путешествий по стране.
Принимая участие в работе конференции, неоднократно чувствовала импульсы надежды на перспективность развития индустрии туризма в Украине и реальные шансы воплощения задекларированных месседжей. В качестве доказательства этому, сплоченная коллективная деятельность самоотверженной и креативной команды Департамента туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины во главе с Иваном Липтугой, которая демонстрирует современные подходы к воплощению стратегических заданий в развитии отечественной туристической индустрии и вселяет надежду на то, что туризм в Украине станет отраслью национальной гордости, которая сможет привлекать мир к себе! Начало положено. Есть продолжение. Ожидаем результатов.