Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Меняйте и меняйтесь, господа! Все равно придется...

Чем запомнился нынешний театральный сезон
22 июля, 2016 - 14:21

«Умные стали умнее, дураки — глупее, а тысячи других ни в чем не изменились», — это высказывание Георга Лихтенберга в первую очередь приходит в голову, когда думаешь о театральном сезоне, который только что завершился.

В 2013—2014-ом ощутимо и резко появился водораздел между старым и новым, отжившим и перспективным, теми, кто ментально застрял в «совке», и теми, кто живет в современном мире и действуют согласно его вызовам и рискам (причем это не зависит от паспортного возраста конкретного деятеля). Со временем эта трещина лишь углубляется, но окончательного разрыва с прошлым не происходит. То, что движется вперед, — продвигается, то, что окопалось в собственном болоте, — гниет дальше.

Если прибегнуть к формальной ревизии, то все театры — на местах, даже с «пополнением»: возобновил свою деятельность на подконтрольной Украине территории Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр, а в Киеве нишу главного нарушителя спокойствия занимает независимый «Дикий театр».

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА

Прошли и все регулярные театральные фестивали, и драматургические конкурсы.

Подтверждает свое реноме «Мельпомена Таврии» — самое масштабное театральное мероприятие в Украине: уже 18 лет подряд Херсон «утирает нос» столице, которая теперь так и не смогла организовать у себя что-то подобное. Нынешний херсонский триумф Черниговского областного театра им. Т.Шевченко с «Комедией ошибок» (вот что значит театр начал много ездить — тонус просто безумный!) и успех других, достаточно эпатажных, как на традиционные вкусы, постановок свидетельствуют о том, что фестиваль не «закисает» в формате дружественного «междусобойчика», а шагает в ногу со временами, подавая палитру отечественного театра в широком спектре, со всеми достижениями и проблемами.

ПРОГНОЗ: «РИЧАРД ІІІ» (УКРАИНСКО-ГРУЗИНСКИЙ АРТ-ПРОЕКТ, РЕЖИССЕР АВТАНДИЛ ВАРСИМАШВИЛИ) НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА им. И. ФРАНКО МОЖЕТ СТАТЬ ЛУЧШИМ ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЕМ 2016 ГОДА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Держится — невзирая на трудности — «системоформирующий» Фестиваль молодой режиссуры. Это русло даже расширилось — благодаря основанным в Украине конкурсам-лабораториям для молодых режиссеров. В сентябре прошлого года первый из них прошел в Одессе, а этой осенью нас ожидает «двойной» формат: конкурс в жанрах оперетты/мюзикла/оперы-буф/ в Национальной оперетте, конкурс малой формы — в Театральном центре им. И. Козловского (совместно с театром «Золотые ворота»).

Более активным становится международное сотрудничество. Только завершаются предыдущие проекты Британского Совета — начинаются следующие; режиссеры Александра Синчук, Станислав Жирков, Максим Голенко поставили пьесы наших же драматургов Татьяны Киценко, Натальи Ворожбит и Павла Арье в Магдебурге, с немецкими актерами.

Не могу также не обратиться со словами благодарности к тому же Британскому Совету за проект «Британской театр в кино». Сейчас, к сожалению, еще не все города Украины имеют возможность видеть это на большом экране, но Киеву, Днепру, Херсону, Чернигову и Харькову повезло даже приобщиться к прямым трансляциям «Гамлета: Камбербетча», «Ромео и Джульетты», «Ричарда ІІІ». Мои личные фавориты здесь — шекспировские «Кориолан» с Томом Хидлстоном (Театр «Донмар», постановка Джози Рурк) и «Как вам это понравится» Королевского Национального театра в режиссуре Полли Финдли. После таких спектаклей возвращаться к нашим «домашним радостям», откровенно говоря, бывает сложно.

Относительно отечественных репертуарных новинок, пора уже, наверное, проводить отдельный фестиваль драматургии Павла Арье — настолько уверенно шагают по Украине его бабы Приси (к Киеву и Львову присоединился Харьков, Днепропетровск, Полтава, Белая Церковь), а в конкуренцию Центра и Запада между теми же Киевом (в кооперации с Ивано-Франковском) и Львовом относительно «Славы героям!» вмешался восток: в Мариуполе этот спектакль стал первой украиноязычной постановкой после того, как тамошний Донецкий областной театр официально перестал быть «русским» и «Ордена Почета».

...Все это так. Но не покидает ощущение, что разворачивается наступление по флангам — а в «центре» продолжается стагнация, и из тамошних «окопов» чаще всего лишь «отстреливаются».

ТЕАТРАЛЬНЫЙ «ТРОМБОЗ»

«Линия огня» пролегает по территории контрактной системы, которая именно в этом сезоне приобрела конкретные очертания и фактически стартовала.

Не буду лезть в юридические дебри — много уже по этому поводу сказано, не одно копье сломано. Скажу лишь, что кадровое «разблокирование» сцементированных трупп — вещь необходимая, но при отсутствии плановой и непременной ротации художественного руководства, при недоработках системы соответствующих механизмов и предохранителей наши театры, особенно вне столицы, рискуют сохраниться как феодальные вотчины, поэтому театральная «кровь» и в дальнейшем будет застаиваться, а не свободно циркулировать.

Шанс на преодоление этого «тромбоза» в кровеносной системе отечественной сцены — конкурсы на замещение должностей руководителей театров, которые уже объявлены повсюду, а в Киеве один даже успел состояться. Эти конкурсы — реальная лакмусовая бумажка относительно наличия или отсутствия политической воли к изменениям: ведь достаточно «правильно» сформировать конкурсные комиссии — и все (и там, где нужно, и там, где ситуация, наоборот, требует изменений) останется как было, и все те же люди будут управлять дальше, потому что получают очередную индульгенцию, как говорит персонаж того же Арье, «за совокупность героических боевых подвигов» в войнах, которые уже давно — в прошлом.

Теперь кажется — по крайней мере, по итогам первого конкурса — что будет превалировать, к сожалению, вторая тенденция. Невзирая на то, что претендентов было много и разных (причем и Максим Голенко, и Вячеслав Жила, и Игорь Белиц — это не «зеленые» дебютанты, а достаточно известные в Украине люди с серьезным постановочным и менеджерским опытом), малозаметный на карте Киева небольшой театр, «осколок» студийного бума рубежа 90-х, который с тех времен ни разу не стал нарушителем спокойствия и балует своими спектаклями крайне редко, «неожиданно» возглавило предыдущее руководство.

На следующих конкурсах, хочется надеяться, в состав комиссий войдут представители общественных организаций (как и предусмотрено законодательством) — по крайней мере, больше людей будут пробовать что-то изменить.

Ведь надолго законсервировать ситуацию все равно на удастся. Пример — оба киевских театра кукол, относительно которых в прошлом году были применены половинчатые кадровые шаги: сугубо естественные, физиологичные причины побуждают в настоящее время заново вернуться к решению этих проблем.

Остается надеяться, что сама жизнь не позволит тем, кто принимает решения в государстве (если шире посмотреть на вещи), долго думать по формуле М. Салтыкова-Щедрина: «Они сидели и думали, как бы из их убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в нем не меняя».

Меняйте и меняйтесь, господа! Все равно придется — рано или поздно, так или иначе.

P.S.: Поскольку я не планирую больше принимать участие в работе экспертной группы «Киевской Пекторали» (по крайней мере, пока не появится давно анонсированное, но пока не реализованное ее реальное переформатирование и нормальное организационно финансовое обеспечение), позволю себе назвать здесь своих фаворитов среди столичных премьер первой половины 2016-го: лучший драматический спеткакль — «Ричард ІІІ» Национального театра им. И. Франко, лучший спектакль камерной сцены — «Слава героям!» (копродукция «Золотых ворот» и Ивано-Франковского областного театра), лучший спектакль для детей -»Удивительные игры на крыше» тех же «Золотых ворот». Но, бесспорно — продолжение следует!

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ