Крестный ход, о котором трубили СМИ весь последний месяц, завершился благополучным молитвенным стоянием на Владимирской горке. Эксцессов не было, но РПЦ руками УПЦ МП после Всеправославного Собора на Крите пытается продемонстрировать, что именно она является доминантой в Украине. Хотя, с точки зрения экспертов и социологических исследований, такая доминация условна и не отвечает действительности. Но соответствующая картинка этим крестным ходом была сделана. И это главная задача, которую стремилось решить московское духовенство.
В противовес 28 июля прозвучали заявления Президента, который выступил за создание единой Поместной церкви. Но среди украинского духовенства до сих пор остается разграничение, кто старше и кто больше. Хотя те же соцопросы свидетельствуют о том, что все больше православных украинцев выступают за единую Поместную автокефальную церковь. По словам Президента Петра Порошенко, он рассчитывает на помощь Вселенского патриарха Варфоломия в создании единой Поместной украинской православной церкви.
«Мы знаем, много усилий было приложено его святейшеством для организации Всеправославного Собора, — сказал Президент на Владимирской горке в Киеве, — и я очень рад тому, что он успешно прошел и принял важные решения и документы». Порошенко уверен, что Варфоломий размышляет над тем, как помочь церкви в этом вопросе, и отметил, что «Варфоломий единственный, кто способен помочь православным украинцам объединиться и урегулировать канонический статус Украинской церкви в структуре мирового православия».
«Очень хорошо, что у нашей власти есть желание поддержать идею создания единой Поместной церкви, — комментирует «Дню» религиовед Людмила Филипович. — Но просьба Порошенко не будет основным рычагом для принятия решения Варфоломием относительно предоставления Украинской церкви автокефалии. Там действуют свои законы и свои церковные правила. Для этого нужна четкая артикуляция самих украинских верующих. Те же, кто принимал участие в крестном ходе Московского патриархата, такого объединения не хотят. Поэтому Варфоломий воздержится от таких радикальных решений. Нам нужно постоянно работать и подтверждать идею Киева как исторического, культурного и духовного центра, где, собственно, и состоялось крещение. То есть крестились киевляне, а не москвичи, вяземцы или сурожцы. Мы должны напоминать и рассказывать, что это и была Русь, а не Московия».
Процесс объединения церквей продолжается, хоть и медленно. При этом делается это «снизу» на примере конкретных церквей, которые оставляют Московский патриархат. Так, на Коломыйщине 11 религиозных общин автокефальных церквей вместе со священниками на основе протокола собраний единогласно перешли в подчинение Украинской православной церкви Киевского патриархата. Об этом сообщают местные СМИ. Эти храмы были приняты в состав Коломыйской епархии УПЦ КП и перешли под юрисдикцию владыки Юлиана (Гаталы). Автокефальная церковь, на взгляд местных верующих, является сателлитом Московского патриархата, который не объединяет, а, наоборот, разъединяет. 31 июля ожидается, что пройдут собрания общин еще в шести приходах Коломыйского района.
Как раз вчера крестный ход в честь Праздника Крещения Руси-Украины организовывала УПЦ Киевского патриархата. Событие стартовало от Владимирского собора. Утром несколько тысяч человек, прячась в тени деревьев и кафедрального собора, ждали окончания праздничной литургии, чтобы двинуться к Владимирской горке и там провести праздничный молебен. Но, в отличие от аскетизма и некоторой напряженности из-за беспрецедентных мер безопасности во время крестного хода Московского патриархата, участники вчерашней религиозной акции излучали совсем другие настроения. Люди, одетые в праздничные и белые вышиванки, радостные лица, народные религиозные песни, украинские и повстанческие флаги в руках воинов-добровольцев — разве это не атмосфера национального праздника? Все говорило о том, что украинцы понимают глубинную сущность крещения Руси-Украины 1028 лет тому назад.
«Лично для меня День Крещения Руси — это украинский праздник, потому что, начиная с Владимира, православие окончательно пришло в наше государство. Сейчас такие времена, что мы должны усиливать и подчеркивать наш украинский дух», — делится с «Днем» пани Светлана — жительница Житомира, которая вместе с подругами ежегодно приезжает на празднование. «Сегодня приятно смотреть на людей вокруг, которые пришли на этот ход, на детей, которые с улыбками на лицах и в вышиванках счастливые бегают вокруг нас, — мы по-настоящему чувствуем атмосферу праздника», — продолжила она.
Пани Светлана рассказывает, что она, как и миллионы украинских православных, ждут предоставления УПЦ автокефалии. «Украинцам нужна национальная автокефальная и независимая от Московского патриархата православная церковь, чтобы в УПЦ МП больше не эксплуатировали тезис о том, что «лишь они являются каноническими», — добавляет она.
Однако пани Светлана, как и многие другие участники праздника Крещения Руси-Украины, с которыми успел пообщаться «День», спокойно отнеслась к крестному ходу УПЦ МП, который в прошлую среду дошел до Киева: мол, все имеют право на молитву, другое дело — что на этой теме пытаются нажиться разные политические силы как внутри Украины, так и за ее пределами.
Так же спокойно к крестному ходу Московского патриархата относятся и священники из УПЦ КП. «Мы увидели, что люди прошли много километров, чтобы молиться. То, что вокруг этого спекулируют, — это политический вопрос власти и оппозиции», — говорит иерей Роман из Охтырки. Он подчеркивает, что уже в четверг вокруг Украинской православной церкви объединились многие патриоты Украины с одной целью — «помолиться за государство, за наших ребят, которые защищают ее от агрессора на передовой, и в целом объединить общество и сделать его крепче». И это, очевидно, еще одна разительная разница между Киевским и Московским патриархатом, поскольку священники и прихожане последнего боятся вслух говорить, что в отношении Украины происходит внешняя российская агрессия.
«Крестный ход — это всегда прекрасное дело, но другое дело — когда в него закладывают лозунги, которые навязывает нам агрессор, а представители «Оппоблока» говорят, что молятся «за прекращение братоубийственной войны», — делится священник Александр из церкви в Пирогово. — В Украине нет братоубийственной войны. Все люди, у которых есть голова на плечах, видят, что в действительности происходит в нашем государстве. Нужно молиться за то, чтобы враг ушел с нашей земли, тогда мы сами помиримся, объединимся и все будет хорошо».
Но проблему крестного хода Московского патриархата он рассматривает несколько шире: «Крестный ход УПЦ МП мог быть демонстрацией Константинопольскому патриархату того, что русское православие сильно в Украине, имеет много сторонников».
По его мнению, символическим и важным является то, что сегодняшнее празднование Дня Крещения Украины-Руси происходит на фоне рассмотрения Константинопольским патриархатом возможности признания УПЦ: «Более чем через 1000 лет для Украинской православной церкви предоставление ей автокефалии и признание вселенским православием означало бы снятие упреков и ярлыков, которые навешивает Московский патриархат, — «безблагодатные», «неканонические» и так далее. Да, мы до сих пор не признаны мировым православием, но дольше всего из поместных православных церквей не признавалась именно Московская церковь — более 150 лет».
«Константинополь учитывает те усилия, которые прилагает украинское православие, и то противодействие, которое оказывает ему Московский патриархат, который исторически действует в русле шовинистической российской имперской политики, — продолжает клирик. — Поэтому признание придет само, когда народ будет единодушным в этом вопросе, когда он поймет, в какой стране хочет жить, а власть будет действовать согласно желаниям народа», — завершает отец Александр.
«Нам нужна единая Поместная, независимая от Москвы церковь, — заявил во время мероприятий по случаю Дня крещения Киевской Руси-Украины Патриарх Филарет, Предстоятель УПЦ КП. — Если церковь будет зависеть от Москвы, то Украинского государства не будет. И Путин об этом знает, и потому надеется на русскую церковь в Украине, что она поможет покорить Украину России. Сейчас создаются благоприятные условия для признания независимой Украинской православной церкви, которая может войти в семью поместных православных церквей. Мы должны знать, что государство может быть сильным и непобедимым, если будут прочные духовные основы, и такими прочными духовными основами для Украины и для Киевской Руси была церковь. И потому враг наш, Россия, разделил нашу украинскую церковь на две части, зная, что если не будет единой прочной духовной основы, то и Украинского государства не будет. Но мы понимаем это, и потому пытаемся всячески объединить все украинское православие в единую церковь».