Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выборы в России приближаются

Силовики призываются во власть
2 августа, 2016 - 10:08
ФОТО РЕЙТЕР

Пока президент России Владимир Путин доходчиво объяснял механизаторам агрофирмы в Тульской области, что из клюквы нужно делать йогурт, а не водку, и не покупать ее в Италии, а выращивать свою, иначе, какое это импортозамещение, разорвалась информационная и кадровая бомба.

Четыре губернатора, четыре полпреда в федеральных округах, два руководителя федеральных ведомств отправлены в отставку, ликвидирован Крымский федеральный округ, уволен посол в Украине. Таких значительных перестановок в российских эшелонах власти не было уже давно. При этом все отметили характерную деталь. Практически все назначенцы на освободившиеся должности носят или недавно носили погоны.

Первый и вполне естественный вопрос: почему вдруг принято пакетное решение? Раньше кадровые перестановки носили точечный характер.

Объяснений достаточно много, но все они не носят исчерпывающего характера. Скорее всего здесь действует комплекс причин. Выделим среди них, как представляется, основные.

Во-первых. С Кировской областью все понятно. После ареста бывшего руководителя региона Никиты Белых, нужен был срочно человек на замену.

В Ярославской области губернатор Сергей Ястребов подошел к предельному возрасту в 65 лет и все равно его должны были заменить. К тому же у федерального центра собралось к нему много претензий. Область отличалась тем, что на выборах партия «Единая Россия» стабильно показывала худший результат по стране. Именно в Ярославле Борис Немцов был избран депутатом областной думы и постоянно разоблачал коррупцию местных и федеральных чиновников.

В Калининграде проблемы не только в конфликте губернатора Николая Цуканова с местными группами влияния, но и геополитический аспект. Область со всех сторон окружена странами НАТО, связь с большой землей затруднительна. Для поднятия экономики Цуканов активно привлекал германский и польский капитал. Теперь это признано нецелесообразным в условиях все обостряющихся отношений с Западом.

В Севастополе давно пора было погасить конфликт губернатора Сергея Меняйло и бывшего главы Законодательного собрания города Алексея Чалого. В августе 2015 года было собрано более 22 тыс. подписей жителей о плохой ситуации в городе, которая была передана в администрацию президента. 

Во-вторых. Кроме ярославского Ястребова и кировского Белых, все уволенные губернаторы получили новые посты полпредов в федеральных округах. Вроде бы всех пристроили, но обозреватели и эксперты отмечают неуклонное падение аппаратного веса глав федеральных округов. Уже давно идут разговоры об их ликвидации. В этом смысле назначение отставленных губернаторов на федеральные округа является явным понижением.

В-третьих. Косвенным подтверждением предыдущего можно считать упразднение Крымского федерального округа и его переход в Южный федеральный округ. Объяснение, что таким образом обозначается завершение переходного периода после аннексии, можно принять частично.

Скорее всего, Москве смертельно надоело неэффективное управление Крымом, бесконечные споры и элитные войны. Как результат, сложное и постоянно ухудшающееся экономическое положение, и необходимость дополнительных ресурсных вливаний, которым не видно конца.

Не последнюю роль играл и международный аспект. Москва дает понять, что крымский вопрос закрыт и никто даже пяди российской земли не отдаст.

Надо сказать, что приход силовиков и военных во власть происходил и раньше. Генерал Александр Лебедь стал губернатором Красноярского края, генерал Владимир Шаманов возглавил Ульяновскую область. Ничем особо выдающимся их правление не отмечено. Как раз наоборот, о том периоде вспоминают с явным негативом.

Следует учесть психологический аспект, имеющий управленческий выход. С военными и силовиками на постах в регионах Путину работать привычно и поэтому удобнее. Люди в погонах не склонны задавать слишком много вопросов, разворачиваются через левое плечо в прямом и переносном смысле и выполняют приказ. Поставлена задача обеспечить заданный из Москвы процент партии «Единая Россия», значит, он будет получен. Кто бы и что не говорил.

Второе удобство. Военные люди часто меняют место службы и жительства. Корней у них нет, и они их не заводят. Сегодня здесь, завтра дан приказ на запад или в другую сторону. Команды свои подбирают по принципу личной преданности из бывших сослуживцев или хороших знакомых. Профессиональные навыки в управления для них играют не главную и, даже, не второстепенную роль. Об этом вообще как-то не вспоминают. Для выполнения директив из Москвы искусство управления вообще говоря, не нужно. Важны упорство и достижение цели любой ценой.

Не удивительно, что послом в Украине Кремль намеревается назначить Михаила Бабича. Он начинал, как военный. В 1990-м окончил Рязанское высшее военное командное училище связи. С 2003-го по 2011 год был депутатом Государственной думы от «Единой России». На должность полпреда в Приволжском федеральном округе Бабич был назначен 15 декабря 2011 года.

В той или иной мере личность посла отражает политику в отношении страны пребывания. Уволенный посол Зурабов был лично знаком с президентом Порошенко. Преувеличивать этот фактор не стоит, но и совсем не следует им пренебрегать.

Очевидно, что перед запрашиванием агремана в Киеве, кандидатура посла обсуждалась и в устной форме согласие Украины было получено. В данный момент для Москвы важно показать, что у нее нет возможности и, самое главное, желания вести с Киевом хоть какой-то диалог. Значит, представлять Россию на берегах Днепра может кто угодно, любая бесцветная фигура. Москва дает понять, что об Украине она предпочтет договариваться с Вашингтоном, Берлином и Брюсселем. Для этого вообще посол в Киеве не нужен. Однако, форму следует соблюдать, вот и запросили агреман. Выводы напрашиваются весьма неутешительные для Донбасса.

В условиях роста социальной напряженности назначение силовиков в регионы означает начало новой волны кадровых перестановок, а возможно, и чисток после выборов президента в марте 2018 года, если Путин решит баллотироваться на очередной срок.

Нельзя исключить и подготовку транзита власти. Медведев испытание не прошел. Теперь будут искать силовика на пост начальника государства российского.


«РОССИЯ ТОЧНО НЕ ЧЕРЕЗ ПОСЛА ХОЧЕТ, ЕСЛИ ВООБЩЕ ХОЧЕТ, НОРМАЛИЗОВЫВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С УКРАИНОЙ»

Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:

— Во-первых, здесь важно учитывать, что непросто увеличивается количество силовиков среди губернаторов, их и раньше было много, а то, что в данном случае назначаются люди, которые фактически связаны с личной охраной президента и непосредственно из ФСБ, а не с другими силовыми ведомствами. Такое ощущение, что Путин все меньше и меньше начинает доверять даже ближайшему окружению и фактически делает ставку на то, чтобы ФСБ стало главным силовым ведомством в России.  

Во-вторых, следует обратить внимание на упразднение Крымского федерального округа. Формально считается, что это попытка так или иначе спрятать Крым глубже в состав России. По моему мнению, в большей степени фактически этим решением признается, что Крым перестает быть пропагандистским флагманом российской власти для внутреннего употребления. Теперь это будет что-то вроде обычного южного региона.

Что касается возможного назначения Михаила Бабича послом в Украину. Он известен журналистам тем, что в начале 2000 года всего четыре месяца был премьер-министром Чечни. Фактически он стал последним премьер-министром, который пытался управлять деньгами с Федерального центра.

С одной стороны, Бабич не имеет никакого дипломатического опыта ни существенного политического веса. Если бы Россия придавала фундаментальное значение именно посольскому каналу отношения с Украиной, тогда был бы назначен человек с большим дипломатическим опытом или хотя бы с большей известностью в мире.

С другой стороны этот человек не был замечен в публичных оголтелых антиукраинских пропагандистских пиар кампаниях. В данном случае он куда менее известная фигура внутри России, чем Зурабов. Это говорит о том, что Россия не делает ставку на должность посла как человека, который будет заниматься серьезно российско-украинскими отношениями. Украина должна сама решать давать ему агреман или не давать. Это верный признак того, что Россия точно не через посла хочет, если вообще хочет, нормализовывать отношения с Украиной.

Подготовил Мыкола СИРУК, «День»

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ