Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что ожидает нашу страну?

(ИЛИ ТЕСТ НА АНТИХРУПКОСТЬ 1)
18 августа, 2016 - 17:46
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

25-я годовщина Независимости, которую Украина будет праздновать буквально через несколько дней, побуждает многих политиков, экспертов, журналистов... задуматься над результатами пройденного пути. Чего достигла наша страна за четверть века? Своими размышлениями по этому поводу делится академик НАН Украины Владимир СЕМИНОЖЕНКО в материале «Что ожидает нашу страну? (или тест на антихрупкость)», который он прислал в редакцию «Дня». Сразу хотим подчеркнуть, что многие мысли, изложенные в тексте, не совпадают с позицией нашего издания. В частности, автор пишет, что «позиция внеблоковости и нейтралитета сегодня определяющая для Украины». Действительно, в свое время такая позиция была довольно популярной. Однако, по нашему мнению, Украина за годы независимости имела возможность пойти другим путем — были шансы положительно завершить евроатлантический путь и таким образом воспрепятствовать российской агрессии. Но возможности так и не были использованы, в том числе и из-за политики таких президентов, как Кучма и Янукович, которые играли в многовекторность и нейтралитет, оставив в результате страну ни с чем. Тем не менее, мы обращаем внимание, что подобные идеи, как видим, сих пор имеют своих сторонников. Итак, к вашему вниманию — статья Владимира Семиноженко. 

Мы предполагаем, что она может вызвать дискуссию. И мы готовы к ней, однако эта дискуссия также предполагает полемику вокруг идей, а не персонажей.


Четверть века Независимости Украины. Исходя из цифры — Юбилей. Но, исходя из реальной ситуации в стране, самоощущения украинцев, отмечать, скорее всего, мы будем просто круглую дату, которая станет поводом оглянуться на пройденный исторический путь, соотнести обретения/достижения и потери и поставить задачи на будущее. И какого бы масштаба и сложности они не были, фундаментом и консолидирующим началом всегда, как и раньше, должна быть идея независимости и суверенитета, одобренная на Всеукраинском референдуме 1991 года.

ОТЛОЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Референдум, Беловежские соглашения, признание мировыми державами — стали точками отсчета для новой Украины, впервые в истории ставшей независимой. Мы были в тот момент великой страной и были уверенны, что будем двигаться только вперед. 

И главный вопрос, который я задаю себе, как и миллионы украинцев: как могло случиться, что, получив все возможности 25 лет назад, мы пришли к нынешней ситуации, правильно ли был выбран путь, не завел ли он нас в тупик?

Действительно, как случилось, что одна из самых развитых стран Европы и мира превратилась в страну с неопределенным будущим, пребывающую в состоянии войны, с де-факто потерянным суверенитетом, беднейшим в Европе населением, с внешнеполитическими интересами которой, по большому счету, никто уже не считается  и все, кому не лень, указывают на ее незавидное место на геополитической карте мира?

В 1991 году Украина входила в пятерку самых развитых стран Европы, ее ВВП составлял 2,5% от мирового ВВП. Была страной, которая заслуженно гордилась своей наукой (особенно такими областями как физика, математика, материаловедение и микробиология), высочайшим уровнем образования, развитым человеческим капиталом, имела мощнейшую машиностроительную, микроэлектронную, радиоэлектронную, космическую, самолетостроительную промышленность. Украина была одной из пяти космических держав, одной из семи ядерных стран мира и стран, способных создавать самолеты. Кстати, Мрия, Руслан, АН-70 до сих пор не имеют аналогов в мире.

И такая страна всего за 25 лет оказалась страной, в которой 80% населения, по оценкам ООН, нищие, а минимальная зарплата в 5 раз меньше, чем в Гане или Гондурасе. Только вдумайтесь в эти цифры: только 1% считает себя обеспеченным, а 60% живет на 40$ в месяц!

По индексу развития человеческого потенциала (уровню качества жизни) Украина за это время опустилась на 60 пунктов.

В 1991 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Украина и Испания были равны, а сейчас они различаются в пять раз, не в пользу нашей страны.

Украина — единственная из постсоветских стран, ВВП которой не только не достиг показателей 1991 года, но и на 30—40% ниже, а если учесть падение ВВП в два раза за последние два года, то и получается на все 50%? В то же время другие страны удвоили или даже утроили свое благосостояние.

Одна из причин того, что экономическое развитие пошло не по той траектории — безоглядное следование навязанным моделям развития, в итоге оказалось разрушительным для страны. Возьмем хотя бы приватизацию. Глубоко ошибочный тезис о том, что частные собственники являются более эффективными, чем государство, фактически легитимизировал так называемую «прихватизацию», что привело не только к тому, что была отобрана общенародная собственность, но и создало благоприятные условия для формирования олигархического строя, положив начало отложенному конфликту. С одной стороны все больше усиливалась имущественная поляризация общества, а с другой коррупционная по своей сути приватизация создавала основу коррупционной власти на всех этапах украинской истории до сего времени.

Могу сказать, что не о такой капиталистической системе люди думали в начале 90-х годов. Армия советских инженеров, врачей, медиков, ученых оказалась фактически лишенной всего. Недра фактически перекочевали в частные руки, вопреки Конституции. А ошибочность тезиса о том, что частный собственник является эффективным собственником, опровергают результаты приватизации. Сегодня, когда частные собственники доедают, по сути, советское наследие, основные фонды изношены уже на 80—85%, хотя в начале приватизации этот показатель был около 30—40%. Какое еще требуется доказательство?

Ни одного примера успешной модернизации бывших советских предприятий нет. Наоборот, 95% значительно ухудшили свои показатели, десятки тысяч — остановлены или ликвидированы, количество занятых в промышленности уменьшилось более чем в два раза. А переход в частную собственность отраслевых институтов, когда приватизировались стены, а не интеллектуальная собственность, вообще стал ярким маркером «эффективности» идеологов приватизации. Некоторые из них сегодня, кстати, являются активными участниками украинской политики. Приведу только несколько цифр: за время независимости доля госсобственности в структуре национальной экономики уменьшилась до 10%, в то время как в США и Японии она составляет более одной трети, а в Швеции — около половины. И при этом нам продолжают настойчиво навязывать идею массовой приватизации.

С болью приходится вспоминать, о том, что был «сдан» третий ядерный арсенал мира, только потому, что некоторые ныне здравствующие политики, уверяли, что страна не справится с его обслуживанием. Уверен, наши зарубежные партнеры, хотя бы заботясь о собственной безопасности, выстроились бы буквально в очередь, чтобы помочь с техническим обслуживанием.

Аналогичная ситуация и с остановкой трех (точнее как бы двух с половиной) блоков Чернобыльской АЭС в угоду международному давлению. Я не говорю уже о ликвидации дальней авиации и разрезанных на лом ценнейших стратегических бомбардировщиках ТУ-142 и о «Бушерском контракте». Если кто не помнит, Украина отказалась от последнего под внешним давлением без каких-либо компенсаций. Если  посчитать, что за 25 лет было продано оружия на 30 млрд. долл. (сегодня в эквиваленте это было бы под 100 млрд. долл.), то денег с лихвой бы хватило (с учетом ядерного оружия, АЭС, авиации), на успешную адаптацию национальной экономики к требованиям Зоны свободной торговли с Европейским Союзом. 

Геополитические метания, а иначе охарактеризовать внешнюю политику Украины за годы независимости я не могу, привели к тому, что вместо самодостаточной суверенной страны, которая обеспечивает свои интересы и на Западе и Востоке, мы стали страной, которая с одной стороны, вынуждена бороться за суверенитет, с другой стороны, предательски его сдает.

Желание евроинтегрироваться любой ценой привело к тому, что в ЕС мы не партнеры и даже не гости (вспомним тот же голландский референдум или высказывания о том, что членство в ЕС Украине не светит еще минимум 25 лет), а что-то вроде блюда, готового для экономического поглощения.

В государственнический подход ведущих политиков страны никто из украинцев уже не верит, что проявляется в беспрецедентном недоверии ко всем институтам государственной власти (по майским опросам фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова этот показатель составляет не более 20%). А без поддержки народа, власть бессильна, она не в состоянии провести реальные реформы и обеспечить безопасность страны. Как говорят, сила дерева в корнях, а не ветках, то есть в поддержке народом компетентной власти. 

Как следствие всего вышесказанного, более трети украинцев готовы покинуть страну, но, что самое страшное, среди молодых людей в возрасте 18-30 лет думают о переезде более 80%. Главная причина — не столько низкий уровень жизни, сколько неверие в перспективу2.

И последнее, но самое важное, —  проблема территориальной целостности. Это не только внешний, но и внутренний конфликт. События, связанные с «ДНР» и «ЛНР», которые переросли в длительное вооруженное противостояние и уже унесли не менее 10 тысяч жизней. Это Крым. Это гибридная война, одной из сторон которой стала Украина. В 1991 году такого никто себе даже не мог представить, а сегодня — это наша реальность.

РЕФОРМЫ + КОНСОЛИДАЦИЯ

Является ли все вышесказанное основанием, чтобы утверждать, что украинский проект не удался и наша страна — Failed state, которое, как утверждает ряд международных, и не только российских, аналитиков, в перспективе распадется?

По моему глубокому убеждению, нет. Представить себе все прошедшие 25 лет только как путь национальной трагедии без национального реванша в будущем — это то, что не примет ни один украинец, каких бы он взглядов не придерживался. Поэтому, уверен, никогда еще за всю историю Украины не было такого сложного и ответственного периода, когда должны приниматься эпохальные исторические решения.

Если мы планируем стратегические реформы, то должны думать как минимум на поколение вперед. Сегодня стране, прежде всего, нужна консолидация. Консолидация общества, консолидация власти и общества, консолидация бизнеса (экономики), власти и общества. Только этот путь может быть основой, фундаментом для максимально консенсусного разрешения кризиса в Украине.

Обычно консолидация достигалась в истории различных стран по-разному. Самый распространенный механизм — создание образа внешнего или внутреннего врага. Особенно изобилует примерами XX век. Вспомним Европу, возрождение Третьего рейха, СССР и т.д.

В Украине подобная модель в той или иной мере также реализуется, но срабатывает не так успешно из-за неоднородности, которая раскалывает страну изнутри по стратегическим вопросам, затрудняя внутреннюю мобилизацию. Поиск внешнего врага тоже, как мы видим по соцопросам, не консолидирует страну. Для Украины поиск врагов — не только бесперспективный, но и глубоко ошибочный путь. Начинать нужно с решения проблем ВНУТРИ страны.

Поэтому для своей консолидации, движения вперед Украина должна выбирать общенациональные цели, включая геополитические. Приведу два высказывания мудрейшего Генри Киссинджера, которого трудно заподозрить в симпатиях к советскому и постсоветскому миру: «Любые попытки одной части Украины взять верх над другой — а именно это до сих пор происходило — в итоге приведут к гражданской войне или расколу» и «Ситуацию на Украине слишком часто позиционируют как решающий поединок между Востоком и Западом. Однако выживание и процветание этой страны возможно лишь в том случае, если она станет мостом между сторонами, а не аванпостом одной из них против другой».

Это еще не поздно взять на вооружение. Украина должна провозгласить свою внутреннюю цель — стать развитой по европейским критериям страной, но, не сдавая собственные интересы, а преследуя их в отношениях со всеми странами, как на Западе, так и на Востоке. Позиция внеблоковости и нейтралитета является сегодня определяющей. Кстати, многие уже, наверное, забыли, что в Декларации о государственном суверенитете 1990 года Украина однозначно заявила о намерении стать нейтральной державой, не входящей ни в какие военные блоки и придерживающейся трех неядерных принципов. Поэтому нейтральный статус — это не только залог безопасности для Украины, но и важный фактор обеспечения безопасности в целом на Европейском континенте, учитывая интересы всех, подчеркиваю, всех стран. А проблема европейской безопасности сегодня не менее актуальна, чем 25 лет назад.

МОМЕНТ ИСТИНЫ, ИЛИ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ

Возможно, для нынешних политиков 25 лет Независимости — шанс показаться на праздничных трибунах, примеривая на себя роль победителей. Но я уверен, что победителем должен быть только весь украинский народ. Поэтому 25-летие Независимости — это момент истины. Пришло время закончить самоуничтожение и саморазрушение и перейти к созиданию, от борьбы «против» к борьбе «за».

Что для этого нужно сделать? С каким домашним заданием мы должны прийти к 1 сентября 2016 года?

Позволю себе небольшое отступление. В недавнем интервью мне задали вопрос, когда для украинской науки наступит точка невозврата? Я назвал середину 2017 года, с учетом всего негативного, что сделано в отношении науки за последние два с половиной года.

Так вот, думаю, что первая половина 2017 года — это то время, когда можно будет сказать, подошла ли Украина к точке невозврата или мы, наконец-то, взялись за ум и встали не только на путь спасения страны, а и превращения ее в развитое цивилизованное государство. То есть действительно суверенное, имеющее свои собственные цели, рассчитывающее на перспективу государство.

Произойдет это или нет, зависит, в первую очередь, от действующего Президента. Будем говорить прямо, сегодня он сконцентрировал такие полномочия в парламентско-президентской стране, которых как минимум не меньше, чем в предыдущий период в президентско-парламентской.

Скажу откровенно, парламентская демократия приобрела сегодня угрожающие, дикие формы с нижайшим за все годы качеством парламента и уровнем образования депутатов. То, что сейчас происходит — это вакханалия безумства. Власть напоминает людей, которые попали в болото, но продолжают драться и барахтаться. И чем больше они суетятся, тем сильнее их затягивает.

А привлечение иностранных управленцев сомнительной квалификации на позиции вплоть до министерских, по сути, демонстрация ущербности и свидетельство национального унижения. О какой гордости за страну может идти речь.

Напомню, что исторически в политике нет ничего нового. Борьба на уничтожение политических противников велась и во времена Великой французской революции. Правда, нужно стоит вспомнить, чем все закончилось — Робеспьер тоже был казнен, правда, последним.

Итак. Первое, и главное, что нужно сделать — это протянуть руку всем — оппозиционным силам, общественным организациям, гражданским инициативам для общенациональной дискуссии о видении развития страны. Так было в Австрии, после 1945 года, таким путем шли Бельгия, Швейцария, ЮАР. Примеров множество, мы не первые, кто оказался в подобной архисложной ситуации.

Для консолидации страны должен быть обеспечен настоящий общенациональный диалог, без деления украинцев на правильных и неправильных, без преследования за идеологические взгляды и идеологические предпочтения. Маниакальное стремление унифицировать всех под одну идеологию дальше только раскалывает общество.

Результат дискуссии должен стать главной основополагающей задачей Президента, главной задачей Парламента, всей власти и залогом того, что мы не реализуем в политике игру с нулевой суммой. А для этого нужно принять единую правильную на сегодня концепцию консенсусной (консоциальной, договорной) демократии3, как основы развития страны, основы создания политических институтов, основы оформления общенациональных ценностей. Страна живет, развивается и имеет будущее, только тогда у нее есть цель.

Второе. Реализация принципа консоциальности прекратит разделение на друзей и врагов, обеспечит единство политических сил в органах власти, обеспечит пропорциональное представительство интересов всех территорий (безусловно, и через создание второй палаты парламента), сошьет страну.

Третье. Необходимо принять разумную стратегию экономического развития страны. Я не имею в виду стратегию превращения Украину в сырьевой придаток мировых рынков, что сейчас активно навязывается, как извне, так и представителями нынешней украинской власти. А что говорить об идее «аграрной сверхдержавы», подброшенной нам в качестве стратегии. Кто видел «аграрные сверхдержавы»? Или нам предлагают стать первой? Ответ очевиден.

Нам нужна Стратегия высокотехнологического инновационного развития, в которой главенствующую роль играет наука, качественное образование и ускоренное развитие человеческого капитала. Нужна альтернатива тому тупиковому сценарию, по которому идет страна.

Критерий правильности направления развития — это когда повышается спрос на умных, образованных людей, спрос на науку, образование и культуру. Когда будет понимание, что бюджетные расходы на эти сферы — это не расходы, а самые эффективные и нужные инвестиции. Нынешняя же экономика только отторгает умных и талантливых людей.

Хочу посоветовать всем, кто претендует на минимальные позиции в государственной власти, взять в руки известный бестселлер Эрика Райнерта. Не может сырьевая страна или страна, которая следует навязанным правилам, стать успешной. Выигрывает не тот, кто соблюдает правила, а тот, кто их пишет. Это золотое правило нужно было помнить, ведя переговоры перед подписанием Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС. А теперь мы играем по чужим правилам. В ущерб себе. Это самое страшное.

Четвертое. Украина сегодня является заложницей мощнейшей геополитической игры, в которой она всего лишь пешка, разменная монета для таких игроков как США, ЕС, Россия, Китай, страны Ближнего Востока.

Поэтому, прежде всего, нужно дать себе отчет в том, что за 25 лет мир изменился и нужно выйти из старой геополитической системы координат. Изменились не только внешнеполитические расклады, но и международные институты безопасности, и стратегии взаимодействия основных игроков. Безусловно, мир стал менее предсказуемым, все чаще появляются так называемые «черные лебеди», которые оказывают колоссальное воздействие на человечество, а предсказать их появление и количество практически невозможно.

Но три базовых правила внешней политики все еще никто не отменял. Первое: когда делаешь первый шаг, думай о последствиях. Второе: без учета интересов всех стран, особенно близких соседей свою безопасность не обеспечишь. И третье: на мировые процессы нельзя смотреть только через Европейский Союз. В противном случае дорого заплатят граждане страны.

Поэтому главное для нас — избавиться от иллюзий, что кто-то помогает нам себе в ущерб или за свой счет. Только четко выстроенные собственные интересы и приоритеты, только своя последовательная, понятная и предсказуемая внешняя политика!

Должно прийти понимание, что нам не нужна ни рука Кремля, ни диктат Брюсселя, ни команды Вашингтона. Да, мы должны учитывать интересы всех, но действовать только в своих собственных. Украина нужна как развитая, сильная страна только нам.

Среди всех задач эта будет самой сложной, но именно равновесие геополитических интересов, которое так или иначе достигается на определенном этапе, может дать перспективу. Только так Украина сможет пройти тест на антихрупкость и, качественно обновившись, стать сильной.


1 Ключевое свойство людей, систем (до сих пор не было определено), которое дает возможность при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше, эволюционировать, развиваться. Овладение этим свойством позволяет ориентироваться в будущем, принимать важные решения, оценивать риски. Введено Нассимом Талебом в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».

Владимир СЕМИНОЖЕНКО, академик НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ