Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И «Укртрансгаз», и «Нафтогаз» вывели из подчинения МЭРТ

Теперь ими будет рулить непосредственно Кабмин
21 сентября, 2016 - 10:32
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Конфликт, а вернее не только внутриукраинский, но и международный скандал вокруг «Укртрансгаза» (см. «День» за 20 сентября), вроде бы улажен. «Миротворцем» выступил Президент Украины Петр Порошенко. Именно он лично, как сообщают некоторые СМИ, дал команду разобраться и как можно скорее найти решение ситуации.

Напомним, Министерство экономического развития и торговли переподчинило УТГ себе и вывело из-под контроля НАК «Нафтогаз Украины» его закупки. По информации пресс-службы НАК, такое изменение устава поставила под угрозу заключение «Нафтогазом» кредитного соглашения с привлечением Всемирного банка на сумму 500   млн долл. и является нарушением условий по кредитному соглашению с ЕБРР и потенциальным дефолтом по задолженности, гарантированной государством. Действия МЭРТ вызвали также беспокойство Европейского банка реконструкции и развития. 19 сентября на заседании согласительного совета министр экономики Степан Кубив заявил, что решение об изменении устава «Нафтогаза» приостановлено.

В тот же день пресс-служба Кабмина сообщила, что Министерство экономического развития и торговли отменило внесенные на прошлой неделе изменения в устав НАК «Нафтогаз Украины», которыми оно перебрало на себя функции по управлению ПАО «Укртрансгаз». Участники совещания, которое проводилось в понедельник под руководством премьера Владимира Гройсмана, говорится в сообщении, приняли совместное решение о создании рабочей группы, возглавить которую поручено вице-премьеру Владимиру Кистиону. «Стороны договорились, что рабочая группа безотлагательно начнет наработки конкретных шагов по реструктуризации «Нафтогаза» и повышению эффективности управления НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укртрансгаз», — сообщает пресс-служба. Она также отмечает, что будет проведен анализ и оценка ключевых решений ПАО «Укртрансгаз», принятых в последнее время..

Участники рабочей группы также поддержали инициативу первого вице-премьер-министра — министра экономического развития и торговли Степана Кубива передать управление «Нафтогазом» от Министерства экономического развития и торговли Кабинету Министров как коллективному органу. Представляющий, по-видимому, в рабочей группе доноров Украины управляющий директор ЕБРР Фрэнсис Малиж заявил: «Мы очень довольны, что в этой ситуации удалось достичь консенсуса относительно общей цели в трансформации корпоративного управления «Нафтогазом» и по ускорению шагов, необходимых для подготовки его анбандлинга (добровольного оперативного саморазукрупнения монолитных промышленных групп на более компактные). «Это одна из самых важных реформ в Украине и краеугольный камень стратегии ЕБРР», — сказал управляющий директор.

В общем и целом победителем в этом конфликте пока что стал «Нафтогаз», а вернее его глава Андрей Коболев. Выложенные им аргументы показались весомее. Переподчинение «Укртрансгаза» останавливает процесс по «транзиту», потому что в результате, «Нафтогаз» теряет статус стороны в этом деле и не может выступать в качестве истца, заявил Коболев «Экономической правде». По его словам, такое решение может сыграть против Украины в ходе судебного разбирательства в Стокгольмском арбитраже с «Газпромом», где есть два дела. «Первое — по контракту купли-продажи. В его рамках русские требуют от нас под 40 миллиардов долларов за невыполнение take or pay. Мы от них требуем за переплату, считая установленную цену несправедливой», — утверждает глава НАКа.

Правда, переподчинение «Укртрансгаза» этого спора никак не касается. «Второе дело в Стокгольме — так называемое «транзитное», — рассказывает Коболев, — В нем мы требуем компенсации 12 миллиардов долларов, разрешения проблемы виртуального реверса, гарантий объемов транзита и права перевести контакт на нового оператора. В рамках этого дела «Газпром» с нас требует символические 6 млн долларов. То есть, «Газпром» в этом вопросе все устраивает. Все что они хотят в этом «транзитном» арбитраже — сохранить статус-кво». Глава НАК прогнозирует: если в случае первого дела у «Газпрома» есть потенциал к выигрышу, то во втором деле  «Газпром» либо ничего не выиграет, либо проиграет.

Поэтому, уверен Коболев, для «Газпрома» идеальная ситуация состоит в том, чтобы остановить этот процесс.»Переподчинение «Укртрансгаза» как раз останавливает этот процесс, потому что в результате переподчинения мы, «Нафтогаз», теряем статус стороны в этом деле — мы уже не можем выступать в качестве истца», констатирует глава НАК и делает вывод о российском следе в деле переподчинения УТГ. «Если в 20 числах сентября позиция «Газпрома» по «транзитному» спору не будет изменена, значит, они имеют отношение к событиям, развернувшимся вокруг «Укртрансгаза» и «Нафтогаза». Я не буду бросаться такими фразами, но то, что русские давно умеют вслепую играть наших — мы хорошо знаем», — подчеркивает Коболев.

Итак, в ворота Кубива влетело одновременно два мяча: один от Коболева, другой от международных спонсоров в лице ЕБРР. Но выиграна ли эта битва окончательно? Напомним, что в эти дни ни разу не заявил о своей позиции глава Минэнегоугля Игорь Насалик. Вспоминается китайская легенда об обезьяне, которая сидит на высоком холме и ждет, пока по реке проплывет труп ее врага. Эту мысль косвенно подтверждает  в своей колонке в одном из СМИ экс-глава департамента стратегического планирования и европейской интеграции Михаил Бно-Айриян. Решение Минэкономразвития весьма странное, явно неожиданное и идущее, в принципе, вразрез с теми планами реформирования компании, которые согласовались и обсуждались в правительстве, признает он. Как минимум, пишет эксперт, полученная конфигурация взаимовлияний в НАК не соответствует европейскому законодательству. Но и нынешняя форма НАК, которая останется таковой до решения в Стокгольмском арбитраже, также полностью противоречит Третьему энергопакету, его главной сути.

Де-факто решение МЭРТ, делает свой вывод экс-директор департамента, больше тяготеет к духу анбандлинга, чем нынешний status quo. «Мы действительно можем проиграть в Стокгольме, такой риск существует, но не из-за того, что Коболев больше не будет назначать главу правления «Укртрансгаза», — предполагает Бно-Айриян и подводит итог скандала: — Это, конечно же, не катастрофа. Проблема в другом — в абсолютном недоверии всех участников конфликта к друг другу... Коболев и его команда пытаются всеми силами показать, что без их ведома подобные решения в компании, которой они руководят, приниматься не могут. То есть, наемные менеджеры компании говорят ее единоличному владельцу, чтобы тот согласовывал все свои действия с ними. В любой нормальной стране это, мягко говоря, незаурядная ситуация». Бно-Айриян вспоминает: «Однажды во время дискуссии с Андреем Коболевым на его тезис по поводу того, что наконец НАК вышел из-под влияния, по его мнению, ангажированного Минэнерго, перейдя под управления МЭРТ, я спросил, что будет, когда «любовь» между ними закончится?»

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ