Налоговая милиция, прокуратура и СБУ раскрыли в Киевской области незаконную схему реализации неучтенных объемов леса и уклонения от уплаты налогов. Как сообщил первый заместитель главы ГФС Украины Сергей Билан, «два предприятия, учредителем которых является один и тот же человек, организовали противоправную схему по реализации через указанные предприятия неучтенных объемов леса, которая сопровождалась подлогом документов про лесоматериалы без соответствующего отображения в учете». Организатор схемы уклонился от уплаты 3,1 миллиона гривен налогов.
«В результате 18 обысков в Киеве и Киевской области было обнаружено и изъято почти 120 тысяч гривен наличными, 10 печатей, бухгалтерскую документацию, а также документы о хранении и реализации леса. Следственные действия продолжаются», — намекнул на возможность новых разоблачений Билан. Среди вопросов, на которые налоговик, очевидно, еще не знал ответа, были и такие: куда поставлялся лес и не нарушался ли при этом закон Украины, принятый в 2015 году и установивший десятилетний запрет на экспорт необработанной древесины.
Между тем в Украине развернулось вокруг этого решения настоящая, но, к счастью, словесная битва. Глава парламентского комитета промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк пришел на слушания по этому вопросу с шахматной доской, на которой в полной боевой готовности выстроились резные фигуры от пешек до короля. «Будем доигрывать?— спросил несколько озадаченный «День». «Да, будем сражаться с правительством», — ответил председатель комитета.
И свое выступление он начал с шахматным войском в руках. Эта доска и фигуры изготовлены в Польше из украинского кругляка, сказал он. Стоимость использованной древесины — буквально копейки. А вот изделие из нее продается за полноценные евро. И наши соседи, получая добавочную стоимость на обработке, богатеют и в разы опережают Украину по объему валового внутреннего продукта.
Галасюк подчеркнул, что результаты, полученные за неполный год после введения моратория на экспорт необработанной древесины (кроме сосны, для которой мораторий войдет в силу с 1 января 2017 года), свидетельствуют о необходимости сохранения моратория и недопустимости предложений правительства о его отмене. Если объем реализации промышленной продукции за первое полугодие 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в долларах США сократился на 6%, то деревообрабатывающая промышленность дала прирост 15%, а мебельная — 12%. Экспорт обработанных лесоматериалов вырос на 12%, пополнив торговый баланс страны на $22 миллиона.
Среди положительных последствий моратория рост налоговых поступлений в госбюджет. Предприятия деревообрабатывающей и мебельной промышленности увеличили их за первое полугодие в долларах США на 18% против первого полугодия прошлого года, когда мораторий не действовал. Кроме того, за время действия моратория в 3,5 раза вырост объем импорта деревообрабатывающего оборудования. И это, подчеркивает Галасюк, свидетельствует о том, что инвестор поверил Украине.
Вместе с тем, как считает глава комитета, из-за бездеятельности правительства за этот период выросла контрабанда древесины. Если экспорт леса-кругляка сократился на 400 тысяч тонн, то экспорт «дров» удивительным образом вырос на 200 тысяч тонн. Это демонстрирует возможный масштаб контрабанды леса-кругляка. Глава комитета напомнил, что введенный с целью преодоления экологической катастрофы и дефицита сырья на внутреннем рынке временный мораторий в полной мере согласуется с положениями ГАТТ/ВТО, а также со ст.17 закона о внешнеэкономической деятельности Украины. Он рассказал, что перед тем, как мораторий вступил в силу, Украина по его инициативе провела процедуры уведомления, проинформировав о своем решении зарубежных партнеров.
«Сегодня, когда против Украины развернута военная агрессия, у нас есть не только легитимные правовые, дипломатические и экономические, но и все моральные основания внедрять такие временные меры, которые позволяют нам спасти наши леса, занятость и остатки промышленности», — настаивал Галасюк. Он убежден, что мораторий необходимо сохранить, а кроме того, провести либерализация внутреннего рынка древесины, поставить преграду ее контрабанде, провести комплексную реформу лесного хозяйства и принять меры для стимулирования развития отечественной деревообработки и мебельной промышленности.
Несколько странную позицию заняла заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Микольская. Она заявила, что МЭРТ поддерживает стремление к прекращению уничтожения лесов и повышения доли переработки древесины в нашей стране. Вместе с тем она считает, что использованный для этого законный механизм нужно как-то изменить, учитывая заявления торговых партнеров о том, что мораторий не соответствует правилам ВТО и обязательствам в рамках соглашения об ассоциации с ЕС. Аргументируя свою позицию, она также сослалась на риск прекращения международного кредитования и применения ЕС антисубсидиарных пошлин.
Заявление Микольской не было воспринято ни народными депутатами, ни представителями ассоциаций лесного кластера. Заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко подчеркнул, что в случае отмены моратория Украина сделает шаг в направлении превращения в сырьевой придаток Европы. Он обосновал это тем, что наш экспорт в основном представлен сырьем, следовательно, находится в полной зависимости от конъюнктуры цен на мировом рынке. По словам народного депутата, стремление к увеличению добавленной стоимости за счет переработки должно объединить всех граждан страны, поскольку производство готовой продукции обеспечивает и высокий уровень занятости, и наполнение бюджета, и достойный уровень жизни.
Председатель подкомитета по вопросам промышленной и инвестиционной политики Александр Дубинин отметил, что один только мораторий не может обеспечить существенного роста добавленной стоимости в украинской деревообработке. Он уверен, что отечественные производители смогут обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции только в том случае, если получат возможность ввоза нового оборудования по нулевой ставке НДС и без ввозной пошлины, как это предусмотрено законопроектами 2617 и 2618, находящимися в парламенте.
«Мир возвращается к задачам, которые реализуются политикой экономического национализма и протекционизма, — отметил заместитель председателя Комитета Верховной Рады по иностранным делам Виктор Вовк, — Тот маленький шаг, который мы сделали приняв мораторий, — полностью вписывается в новые тренды и тендеции. Это то, куда двигались и будут двигаться США, независимо от того, кто станет президентом. То же происходит и в Европе». Глава этого комитета Анна Гопко проинформировала, что комитет планирует работать над экономизацией внешней политики Украины и выступает за наращивание доли добавленной стоимости в украинском экспорте.
Глава Ассоциации деревообрабатывающих и лесозаготовительных предприятий Западной Украины Игорь Соболевский подчеркивает, что отмена моратория на экспорт необработанной древесины абсолютно неприемлема. По его словам, 15% предприятий, занимавшихся первичной деревообработкой за полгода действия моратория перешли к глубинной переработке, инвестировав в это собственные средства. «Мы готовы изготавливать и шахматы и любую другую продукцию и имеем для этого все. Но чтобы это произошло — должны быть созданы соответствующие условия и предоставлены гарантии», — заявил он. «Мы за то, чтобы сохранить наши леса, развить деревообработку и оставить нам и нашим детям и внукам и природу, и перспективу промышленного развития, — настаивает глава Ассоциации и обращается к тем, кто вынашивает идею отмены моратория: — Никто вам не даст этого сделать! Сегодня уровень общественной температуры настолько высок, что как только на Запад пойдут вагоны с кругляком — остановится и переработка, и экспорт».