Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неожиданная Киевская Русь - 2

Святослав Храбрый, Болгария, Карл Маркс и самоидентификация Украины
30 сентября, 2016 - 10:47
ХЕРСОНЕС (КОРСУНЬ) — ОДИН ИЗ НАИБОЛЬШИХ ЦЕНТРОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. ИМЕННО ЗДЕСЬ БЫЛА СОЗДАНА ПЕРВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ / ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

Окончание. Начало см. в №№ 171-172 от 23 сентября 2016 года

 Исходя из этого, новгородцы, владимиро-суздальцы и впоследствии «московские люди», безусловно, входили определенное время в состав империи Рюриковичей и имели иногда зависимое, вассальное, подчинение великокняжескому русскому Киеву (территории к северу от него назывались Новгородской, Суздальской, Владимирской, Муромской и впоследствии — Московскими землями). Но это не дает им автоматическое право, начиная с XVIII в., называть себя «великороссами», а прямых потомков и создателей империи русичей — будущих украинцев — «малороссами».

Но еще более угрожающим для официальной историографии России мог оказаться акцент Карла Маркса не только на искусственном, по его словам, посягательстве России на историческое наследие древней Руси, и даже не на нормано-скандинавском происхождении ее государственности. Главная угроза могла заключаться в определении К.Марксом «готского (не славянского) характера» этой империи.

Это уже был прямой вызов не только созданной после Петра Великого официальной истории новой империи, а всей ее внешней политике, которая исторически, начиная с Екатерины Второй, опиралась на провозглашенные исключительные права России в защиту панславянизма и православия во всем мире. История же государства Руси — Украины свидетельствует о следующем. В доисторические времена, в V тысячелетии до нашей эры, еще до зарождения больших цивилизаций в Египте и Мессопотамии, на территории современной Украины уже существовала высокоразвитая культура народа, ее творца — земледельцев, которая впоследствии получила научное название трипольской.

С I тысячелетия до нашей эры и до VІІІ века новой эры такие народности, как киммерийцы и скифы, тавры и сарматы, древние греки и римляне, готы и гунны, а впоследствии славяне и викинги, смешиваясь между собой, формировали историю на нашей земле, на которой в ІХ веке возникла империя Рюриковичей — Киевская Русь. Это государство на самом деле стало колыбелью для современной Украины, на ее развитие влияли также в последующем и такие народности, как половцы, хазары, печенеги и татары. Предшествовали же созданию этой империи времена, когда на территории современной Украины существовали еще другие государства, которые древние греки, а в дальнейшем и римляне называли последовательно в своих исторических описаниях — Скифией, Сарматией, а в ІІІ—ІV   вв. н.э. — Готией.

Германские племена готов пришли на территорию современной Украины в конце ІІ — начале ІІІ в. н.э. через территорию современной Польши и происходили, скорее всего, с южной Скандинавии (нынешняя южная Швеция и шведский остров Готланд). Начиная с 1278 до 1973 гг. в титул короля Швеции входили слова: «Мы, по благодати Божьей король шведов, готов...», а цвета национальных флагов Швеции и Украины по странному стечению обстоятельств имеют два одинаковых компонента: желтый и голубой. В течение почти двух веков (III—V вв. н.э.), частично объединив под своей властью остатки скифов, сарматов и аланов, готы жили преимущественно на землях современных Украины, Молдовы и Румынии и основали на территории нашей страны одно из первых готских государственных образований. На закате существования этого государства его имперские западные окраины достигали Болгарии, на востоке — рек Волги и Дона, а также — Уральских гор.

В течение этого времени готы осуществляли удачные походы на провинции Римской империи на Балканах и в Малой Азии (современная Турция). Особенно ощутимый след они оставили в Крыму, где до XVI столетия сохраняли свой собственный готский язык, для которого готский христианский епископ Вульфила еще в IV в. н.э. разработал готскую письменность. Только в XVIII веке крымские готы начинают окончательно исчезать среди местного населения. Именно готские священники стали первыми христианскими священниками, которые начали распространять христианскую веру в форме арианства на землях современных Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии. Эту веру готы переняли сначала от пленных христиан, которых они захватывали в римских провинциях, и особенно вера начала утверждаться после завоевания ими Крыма, куда христианство в первый раз пришло еще в I в. н.э. со Святым Клементом.

Катализатором процесса распространения христианской веры стало принятие в 330 году н.э. Восточной Римской империей — Византией — христианства как государственной религии. Саму же Византию отделяло от Крыма только Черное море. На период готского присутствия в Крыму приходится и становление в

ІІІ—IV вв. н.э. Херсонеса как одного из наибольших центров распространения христианства в северном Причерноморье.

Но первая встреча украинской земли с христианством состоялась еще до появления на ней германцев — готов. Канонизованный в последующем как IV Папа Римский (92—101     гг. н.э.) Святой Климент был римлянином по происхождению, крещен в Иудеи и рукоположен на епископа Римского еще Святым Апостолом Петром. Впоследствии он был арестован и заслан императором Траяном из Рима в Херсонес на каторжные работы в тамошние каменоломни. Находясь в ссылке в Крыму и найдя там других, осужденных ранее христиан, ученик Святых Петра и Павла — Святой Климент — создал первую организованную христианскую парафию на территории современной Украины.

Годами он проповедовал христианство в Херсонесе, крестил язычников и увеличивал количество христианских приходов. Из-за этого по приказу римского императора он был мученически казнен. Святого Клемента привязали к якорю и утопили в море.

Спасенные христианскими верующими мощи Святого Клемента были впоследствии вывезены около 861 года основоположниками славянской грамотности и литературы болгарскими святыми Кириллом и Мефодием из Херсонеса в Рим. Мощи были переданы Папе Римскому Адриану Второму и торжественно перезахоронены в римской Базилике, которую стали после этого называть его именем. А уже в начале 866 года Адриан Второй официально утвердил, право богослужения на славянском языке.

Было приказано положить переводы Святого Письма на славянский язык в римских церквях. До этого события богослужения можно было проводить только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Этим фактически была признана святость новых земель, причастных к распространению христианства.

Но вернемся к истории готского присутствия на территории современной Украины. Очередное нашествие пришло с востока. В 375 г. н.э. по нашей территории пронеслось нашествие гуннов. Готы не смогли долго противостоять гуннам, и наиболее воинственная часть из них, вместе с их вождями, была вынуждена постепенно двинуться с территории Украины на запад. Остатки же их продолжали смешиваться со старыми и новыми племенами и народностями и впоследствии растворились среди славян.

Та же наиболее воинственная часть наших прежних земляков с ІІІ—IV ст. н.э, которая двинулась на запад под именем «остготов», или «восточных готов», осуществила вскоре очередные завоевания на Балканах и на территории современной Италии. Некоторые из них, кстати, вместе с другим германским племенем — лонгобардов  — стали еще одним из последних компонентов при формировании современных итальянцев.

Восточные готы активно участвовали в освобождении Европы от гуннов и окончательном разрушении Западной Римской империи. Они захватили Рим, абсорбировали часть римской культуры и стали основателями первых феодальных королевств раннего Средневековья в Западной Европе: в Италии, Испании, Южной Франции, Австрии. Впоследствии их имя, как и имена других народов тех времен, ушло в небытие и в Западной Европе, растворившись в новых именах европейских наций... Но наиболее длительной во времени их автентичность оставалась именно на территории современной Украины. Северо-западная горная часть Крымского полуострова, между Судаком и Балаклавой, почти до середины ХІХ ст. еще имела название Готия.

Вторая волна скандинавской колонизации нашей земли, теперь уже варягами — норманами, состоялась во времена культурно-цивилизационного господства в Европе Византии. Именно в это время и родилась империя Рюриковичей со столицей в Киеве. Но остатки почти двухсотлетнего готского присутствия на территории Украины не могли не оставить свою как генетическую, так и культурную прослойку в генезисе как славянских племен, так и будущих русичей — украинцев...

Византия как первая христианская империя мира (330—1453) просуществовала дольше всех известных империй человечества и повлияла на распространение христианской веры и религии на одну пятую земной поверхности.

«Второй Рим» около тысячи лет, после гибели в 476 году Западной Римской империи, хранил достижения древнегреческой и римской культур и цивилизаций, перевел материальные знания о них из немногочисленных свидетельств — папирусов — на писаные книжки и заложил тем самым фундаменты для появления в дальнейшем эпохи Возрождения (Ренессанса) в Западной Европе.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич (935—972 г.н.э.) был внуком легендарного основателя Руси — варяга Рюрика и сыном княгини Ольги, вполне вероятно, болгарки по происхождению.

Святослав был последним нехристианским правителем Руси и, кроме того, покорил племена радимичей и вятичей (с XII века  — территория Черниговского, Ростово- Суздальского и Рязанского княжеств — предтечи появления княжества Московского), а также болгар Волги и аланов, повлек окончательный упадок Хазарского каганату и Первого болгарского царства. Его первый болгарской поход привел сначала к завоеванию Болгарии и, кроме планов перенесения столицы Руси на ее территорию, еще и до второго походу вместе с болгарами — уже на Константинополь.

Как уже отмечалось К.Марксом, эпилогом этой кампании, после нескольких побед над византийцами, было поражение от византийского императора и полководца Иоанна Цимисхия под Доростолом, вынужденный мир с Византией и коварная смерть Святослава из засады печенегов на Днепровских порогах при возвращении князя в Киев в 972 году.

Следствием двух болгарских походов Святослава стало установление между Русью и Византией особых, на современном языке, стратегических отношений. Русь гораздо меньше делала попыток непосредственных походов на ее столицу — Царьград, ограничиваясь иногда демонстрацией своей силы лишь в крымских владениях византийцев. В обмен на это она получила культурно-христианскую экспансию Византии на территорию империи Рюриковичей, почти свободную торговлю с ней на знаменитом пути из варяг в греки, а также возможность снабжения через Киев в Константинополь элитной варяжской гвардии наемников для ее императоров...

Игорь СМЕШКО, доктор технических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ