Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За рамками компромисса

«День» разбирался, почему Минфин и ГФС не поддерживают законопроект о выведенном капитале, предлагаемый бизнесом
5 октября, 2016 - 11:06
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День». ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Министр финансов Украины Александр Данилюк  в минувшую пятницу утвердил ключевые показатели эффективности (Key performance indicators, KPI) в реформе Государственной фискальной службы (ГФС), разработанные в партнерстве с Институтом налоговых реформ, сообщает веб-сайте Минфина. Одним из показателей KPI является регулярная оценка удовлетворенности налогоплательщиков работой ГФС, отмечается на сайте. «Глава ГФС должен ежемесячно отчитываться о выполнении этих KPI и обнародовать эти отчеты на сайте ГФС... Это даст возможность абсолютно каждому контролировать ГФС в проведении реформы», — указывается в сообщении. В Минфине рассчитывают, что такой шаг значительно уменьшит коррупцию в ГФС, улучшит управляемость ее системы, уменьшит уровень необоснованных проверок и доначислений, повысит эффективность апелляционных обжалований, уменьшит уровень налогового долга.

На следующий день после появления этого сообщения заместитель главы Минфина Евгений Капинус рассказывал на встрече в УСПП представителям бизнеса о рабочей версии проекта закона о внесении изменений в Налоговый кодекс под названием «Усовершенствование налоговой системы».  Интересно, что из инфографики к  презентации  законопроекта  №3357 можно было понять, что в законопроекте учтены предложения бизнес-ассоциаций, общественных экспертов, профильного комитета Верховной Рады и депутатского корпуса, проведено больше 20 рабочих встреч и, главное, снято большинство спорных вопросов. К тому же из инфографики следует, что достигнут компромисс всех заинтересованных сторон относительно того, что следствием одобренных изменений будет прозрачность и качество администрирования налогов, упрощение налоговой системы, уменьшение коррупции и давления на бизнес, улучшение инвестиционного климата. Естественно, авторы презентации призвали максимально оперативно принять законопроект в Верховной Раде.

«Основной упор в нем мы сделали на администрирование, — отметил заместитель министра, — мы предложили существенно расширить функции электронного кабинета (налогоплательщика), предложили забрать у ГФС ресурсы, которыми злоупотребляют, и упростить администрирование всех этих процедур». «Следующий вопрос — это налог на прибыль», — продолжал Капинус. Он согласен, что предлагаемый бизнесом налог на вывезенный капитал открывает довольно широкую перспективу для легализации налога на прибыль. «По этому направлению у нас была чрезвычайная, долговременная дискуссия, которая в основном сводилась к одному вопросу: следует ли принимать концепцию выведенного капитала, — рассказывает замминистра. — К этому мы подходили, исходя из таких критериев, как возможность упрощения администрирования, сокращения контроля, увеличение доходной части бюджета и легализации (бизнеса)».

По администрированию было, по его словам, много дискуссий. Но, исходя из подхода ГФС, которая непосредственно контролирует администрирование и осуществляет контрольные функции,  существенного уменьшения давления на бизнес (после введения налога на выведенный капитал) не будет. А самым главным вопросом для Минфина тут были возможные существенные потери поступлений в бюджет, говорит Капинус. «По нашим расчетам, если брать базу 2015—2016 годов, — указывает он, — потери бюджета могут достигнуть 30—40 миллиардов гривен».

Поэтому на данном этапе было предложено оставить вопрос выведенного капитала за рамками законопроекта, как можно  мягче определил суть принятого в Минфине решения Капинус и заверил, что в министерстве будут стараться найти компромиссный вариант, который даст возможность урегулировать этот вопрос. Что же на самом деле произошло? Похоже, ГФС просто не устраивает налог, который не надо будет администрировать, и который выведет прибыль украинского бизнеса из оффшоров и позволит вкладывать ее в развитие производственных мощностей в нашей стране. Налоговикам не надо будет и не о чем будет «договариваться» с бизнсом? Не это ли больше всего волнует ГФС, когда речь заходит о налоге на выведенный капитал?

И тут самое время вспомнить о месте и роли внедряемых в нашем ГФС ключевых показателей эффективности (KPI). Едва ли не главным среди них является регулярная оценка удовлетворенности работой ГФС со стороны  налогоплательщиков. Между тем такая оценка по результатам обсуждения «Усовершенствования налоговой системы» бизнесом уже высказана. В адрес редакции несколько дней тому назад поступил соответствующий документ. Это резолюция общественных советов при Государственной фискальной службе и Министерстве финансов.

Они однозначно высказались в поддержку законопроекта о налоге на выведенный капитал, а следовательно, дали неудовлетворительную оценку и ДФС и самому Минфину. В нем, в частности, отмечается, что налог на прибыль, действующий в Украине сегодня, плох тем, что предприятия не показывают свою прибыль, демонстрируя лишь убытки, или «договариваются» с налоговиками в рамках так называемых плановых сборов от 1 до 3% прибыли.

Члены общественных советов отмечают, что дискреция (метод принятия решений по собственному усмотрению, в зависимости от  видения экономических условий и их оценки), коррупция и не подготовленность специалистов (как в ГФС, так и в бизнесе) не позволяет платить и собирать этот налог по западным стандартам. В связи с этим, по мнению общесвенников, замена налога на прибыль налогом на вывезенный капитал стала бы реальным решением и для предпринимателей, и для государства.

Как заявил глава общественного совета при Минфине Владимир Козленко, «находясь в глобальной среде, мы конкурируем в мире за капитал. В случае, если наша налоговая система не будет конкурентоспособна, то капитал, конечно же, пойдет в те страны, например, в Грузию или Эстонию, в которых ему удобнее и проще администрировать налоги». Эксперт уверен, что налог на выведенный капитал позволит  решить еще одну проблему, вокруг которой масса дискуссий, — это переход с единого налога на общую систему налогообложения. В результате для развивающегося бизнеса отпадет необходимость дробиться на физических лиц-предпринимателей только для того, чтобы ограничить свое общение с налоговиками.

Представитель Ассоциации налоговых консультантов Дмитрий Михайленко подчеркивает, что «налог на выведенную прибыль позволит малому и среднему бизнесу в новых условиях, при большем фискальном контроле, четко, по понятным моделям и механизмам, без коррупции платить в бюджет». «Предложенный законопроект (о налоге на выведенный капитал) поднимает ставку налога в разы, что дает возможность государству получать в бюджет дополнительные средства», — говорится в заявлении двух общественных советов. «Мы настойчиво рекомендуют Минфину и правительству включить этот законопроект в список реформ именно 2016 года», — говорит председатель общественного совета при ГФС Дмитрий Олексиенко.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ