Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запрещение Меджлиса:«экстремистские джокеры» РФ

Украине необходимо чаще поднимать на международной арене вопрос об усилении «крымского» пакета санкций в отношении России
11 октября, 2016 - 10:17
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В конце сентября 2016 года Верховный Суд Российской Федерации, как и  прогнозировалось, принял решение о «законности» запрещения Меджлиса крымскотатарского народа в Крыму. В ходе заседания, по сообщениям СМИ,  российский прокурор заявил, что главная вина Меджлиса — непризнание аннексии Крымского полуострова и попытки  его возвращения  в состав Украины. Фактически ВС России оставил в силе решение так называемого Верховного суда Республики Крым от 26 апреля 2016 года, которым Меджлис был признан «экстремистской организацией» и запрещена его деятельность на территории РФ.

Теперь Меджлис входит в «Перечень некоммерческих организаций, относительно которых приобрело законную силу решение о ликвидации или запрещении деятельности на основаниях, предусмотренных федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Нынешняя апелляционная жалоба Меджлиса не была удовлетворена, что открывает возможность обжалования решения ВС РФ в Европейском суде по правам человека. Показательно, что в российских материалах «следствия» Меджлис называют именно «общественным объединением», которым он не является, ведь это представительный орган народа, институт национального самоуправления крымских татар, сформированный всеобщими выборами в этом этническом обществе.

К сожалению, нет оснований сомневаться в том, что решение Верховного Суда РФ включает зеленый свет для усиления давления на «неугодных» крымских татар. Система национального самоуправления у крымских татар достаточно разветвлена и членами меджлисов разных уровней являются почти 3 тысячи крымских татар, которые проживают на полуострове. В сущности, после того как «решение» ВС РФ вступило в силу, любому представителю органов национального  самоуправления  крымских татар угрожает возможность быть ни за что заключенным на 10 лет за «деятельность в экстремистском объединении». При самом пессимистическом развитии событий есть значительная угроза, что члены Меджлиса могут стать очередными «политическими» заложниками РФ.

ДАВЛЕНИЕ И РЕПРЕССИИ

Оккупационная власть имеет множество поводов быть раздраженной Меджлисом. Свежайший повод — подготовка к выборам в Госдуму в оккупированном Крыму: Меджлис призвал бойкотировать выборы, и в некоторых местах компактного проживания крымских татар, несмотря на административное давление, явка на участки составила мизерные 9%.

Российская власть сознательно пыталась расколоть самоуправляющиеся структуры крымских татар, создавая пророссийское движение «Кирим», но он не нашел массовой поддержки. Пришлось включить репрессивную машину на большие обороты, и источником ее питания стали надуманные обвинения в экстремизме. Так, по политическим мотивам арестованы 14 крымских татар. Особенный резонанс получило дело против заместителя главы Меджлиса Ильми Умерова, к которому, вспомнив худшие образцы брежневских времен, применяли насильственную психиатрическую экспертизу. Уважаемого в Крыму Ильми Умерова карательная машина пытается представить «сумасшедшим» только за то, что он решительно не признает аннексию Крыма. «Работа» РФ с крымскими татарами — с одной стороны, попытка воспитать лояльность, а с другой стороны — действия, которые приводят к радикализации  крымских татар по северокавказским сценариям.

Ныне тема «экстремизма» набирает большие обороты, что  наглядно проявляется не только судебными преследованиями и уголовными делами относительно нелояльных к оккупационной власти граждан. Представители МВД РФ проводят массовые семинары со СМИ в Крыму, уроки в общеобразовательных школах, обучая, как «противодействовать экстремизму», ведь «в профилактике экстремизма должны принимать участие все институты государства и общества, в том числе и органы местного самоуправления».

Шестерых членов Меджлиса, которые находятся в  Крыму, вызвали  в  «Центр по противодействию экстремизму МВД в Республике Крым». Были составлены административные протоколы за  участие в «запрещенных собраниях». Российская Фемида обвиняет их в «организации деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановке деятельности». Раньше судебные штрафы были присуждены за участие в собраниях Меджлиса еще двум членам этой самоуправляющейся крымскотатарской структуры.

Кстати, судебные заседания в отношении членов Меджлиса продолжаются, уже были присуждены денежные штрафы Али Хамзину, Ильми Умерову, Садиху Табаху. Продлится «рассмотрение дел» относительно Эмине Авамилевой, Мустафы Аушева и других членов Меджлиса. Показательно, что суд проигнорировал желание провести заседание на крымскотатарском языке.

РЕАКЦИЯ УКРАИНЫ И МИРА

Решение Верховного Суда РФ вызывало негативную международную реакцию. Так, представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что Соединенные Штаты отказываются признавать решение российского суда о запрещении деятельности Меджлиса крымских татар как экстремистской организации. Госдеп призвал Россию немедленно прекратить практику арестов и политически мотивированных преследований крымских татар, ограничения их прав и свобод.

Запрещение деятельности Меджлиса в оккупированном Крыму Верховным Судом РФ отражает массовое наказание крымских татар, — заявил представитель МИД Турции Танжу Бильгич.

В представительстве ЕС  в Украине заявили, что вердикт Верховного Суда России является «серьезным наступлением на права крымских татар» и призвали РФ «в полной мере обеспечивать их права в соответствии с международным правом».

Это заявление корреспондируется с двумя недавними резолюциями Европарламента. Так,  4 февраля  2016 года  Европарламент принял резолюцию относительно прав человека, в частности, прав крымских татар в Крыму. В следующей резолюции от 12 мая в 2016 г.  Европарламент осудил решение т.наз. Верховного суда РК о запрещения Меджлиса, настоял на немедленной его отмене и охарактеризовал вердикт суда «как системное и целенаправленное преследование крымских татар, политически мотивируемым действием, направленным на последующее запугивание законных представителей крымскотатарской общины».

В то же время Киев призвал международных партнеров более активно стать на защиту прав человека в оккупированном Крыму. В заявлении от 29 сентября МИД Украины призвал мировое демократическое сообщество обеспечить беспрепятственный доступ основных конвенционных и мониторинговых механизмов международных и правозащитных организаций для того, чтобы вести постоянный мониторинг состояния дел с соблюдением прав человека на оккупированном россиянами полуострове.

А Президент Украины Петр Порошенко сравнил запрещение Меджлиса с политикой СССР во времена Сталина.

Украинская сторона заявила, что будет доказывать в судебных инстанциях незаконность всех действий Российской Федерации, связанных с оккупацией Крыма, в частности, и последнего решения ВС РФ в отношении Меджлиса.

ЧТО ДАЛЬШЕ? ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Запрещение Меджлиса со стороны РФ не просто запрещение «некоммерческой организации», это самоуправляющийся орган народа, поэтому говорить о нарушении права свободы ассоциаций мало — это нарушение права на представительство, национальное самоуправление, которое предоставляется, например, Декларацией о правах коренных народов ООН, принятой 13 сентября 2007 года, конвенциях МОТ (Международной организации труда).

Крымские татары были признаны коренным народом Постановлением Верховной Рады от 20 марта  2014 г. Так, в тексте постановления Украина признает Меджлис крымскотатарского народа, исполнительный орган Курултая крымскотатарского народа и Курултай высшим представительным органом крымскотатарского народа и заявляет о своей поддержке Декларации ООН о правах коренных народов.

Комментируя решение Верховного Суда РФ, председатель Меджлиса Рефат Чубаров заявил о подготовке иска в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против РФ.

Однако власть России сама решает, выполнять ей решение Европейского суда по правам человека или нет. Так, 4 декабря 2015 года Госдума РФ приняла закон, который позволяет Конституционному суду при принятии решения относительно выполнения вердиктов ЕСПЧ «руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ». Так Россия может не выполнять решения Европейского суда по правам человека, если при этом «нарушаются основополагающие конституционные нормы, заложенные в Конституции РФ». В России уже существуют прецеденты, когда КС РФ выносил решение не выполнять решения ЕСПЧ, — например, о предоставлении заключенным избирательных прав.

Сегодня международное сообщество имеет узкое поле реагирования на факты нарушения прав человека в Крыму. Украинской стороне стоит поднимать вопрос и об усилении «крымского» пакета санкций в отношении РФ, хотя впрочем, сегодня, на фоне перманентных разговоров в отдельных странах ЕС о смягчении  режима санкций и на фоне путинской «политики прагматизма», это сложная задача.

Нужно постоянно мониторить и оценивать ситуацию с правами человека на полуострове, эти темы должны стать как частью постоянного международного внимания, так и политических действий. Ведь за всеми случаями притеснений и нарушений прав стоят не только политические оценки, но в первую очередь конкретные судьбы конкретных людей, наших соотечественников, которые не покорились агрессору.

Юлия ТИЩЕНКО, Светлана ГОРОБЧИШИНА, Украинский независимый центр политических исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ