Задержанного в России корреспондента «Укринформа» Романа Сущенко консул Украины в Москве Геннадий Брескаленко сможет посетить только в эту пятницу, 14 октября. Напомним, что адвокат украинского журналиста Марк Фейгин накануне заявил, что политическому узнику Кремля грозит до 20 лет лишения свободы. За что на самом деле задержали украинского медийщика? Как воспринимать призыв НСЖУ к журналистам вообще не ездить в РФ? С какими вызовами в условиях «гибридной войны» столкнулось национальное информационное пространство страны? На эти вопросы «День» попросил ответить председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, автора, эксперта и читателя «Дня», а еще — члена Общественного совета по присуждению Премии имени Джеймса Мейса Олега НАЛИВАЙКО. Кстати, вчера, 10 октября, Олег Игоревич отметил свой 55-летний юбилей. Поздравляем коллегу с днем рождения и желаем только хороших новостей в сфере развития национального телевидения и радиовещания.
— Олег Игоревич, сегодня возникает немало вопросов к украинской власти относительно информационной безопасности в условиях «гибридной войны». С какими основными вызовами, по вашему мнению, столкнулась страна в медийной сфере? Что нужно сделать для того, чтобы на востоке страны полноценно возобновить медийное присутствие нашей страны?
— Страна-агрессор уже третий год ведет против нашего государства военную и информационную войну, привлекши свои огромные милитаристские, пропагандистские и финансовые ресурсы. После оккупации российскими вооруженными силами и их марионетками Крыма и части Донбасса, население, которое проживает на этих территориях осталось, практически, без доступа к украинским СМИ. Были захвачены телевышки, а те, что остались на территории под нашим контролем вдоль линии столкновения, целенаправленно разрушены. Прекращено издание газет и журналов, кроме боевых листков сепаратистов и российской прессы. Вдоль линии разграничения работает самая современная российская техника радиоэлектронного противодействия. Вал лжи, пропаганды без альтернативной точки зрения, безусловно, оказал свое влияние.
Вторая проблема — наша внутренняя. После победы Революции Достоинства мы выбрали европейский путь. Одной из важных европейских ценностей является свобода слова, независимость СМИ. Именно поэтому мы в настоящее время завершаем две инфраструктурные медиареформы: создание национального общественного телерадиовещания и разгосударствление печатных государственных и коммунальных газет и журналов. Многие говорят, что это несвоевременно, ослабляет контр пропагандистский потенциал, нужно вернуться к реформам после завершения войны. Наша принципиальная позиция, что сила украинских СМИ в правде и независимости, а контрпропагандой должны заниматься специальные службы и подразделения. Считаю мифом тезис о том, что после разгосударствления редакционные коллективы займут какую-то антигосударственную, непатриотичную позицию.
— Топ-темой на прошлой неделе стала информация о задержании нашего коллеги, собкора «Укринформа» Романа Сущенко. Как вы оцениваете такие действия РФ? И соглашаетесь ли с заявлением НСЖУ, что украинским журналистам вообще не стоит сейчас ездить в Россию?
— Захват заложников во всем мире квалифицируется как терроризм. Это элемент «гибридной войны», которую ведет против нас Российская Федерация. НСЖУ свое заявление сделал, опираясь на рекомендации МИД. Это предупреждение коллегам об опасности. Ведь по российской логике каждый причастный к медиа должен иметь аккредитацию МИД РФ, даже если едет в частных делах, а если вы окончили военную кафедру в университете — вам прямой путь в «Лефортово».
— Относительно задержания Романа Сущенко украинское медиасообщество высказалось однозначно — категорически осудило такие действия и призвало РФ выпустить коллегу. А вот в других вопросах солидарность наши журналисты, мягко говоря, не демонстрируют. До сих пор продолжаются дискуссии вокруг сайта «Миротворец» и целесообразности «аккредитации» в «ДНР-ЛНР». Часть медийщиков продолжает борьбу с так называемым «языком вражды», призывая коллег не называть террористов террористами, а украинских военных «нашими героями» и «защитниками». Что, на ваш взгляд, сегодня, во время войны, может объединить медийщиков?
— Что может наиболее прочно объединять, чем защита родной Отчизны от коварного врага, защита коллеги, которого захватили бандиты, защита профессии, которая выполняет общественную функцию только в условиях свободы слова, защита европейского пути страны во имя погибших Героев Небесной Сотни и ради будущего?
— В этом году газета «День» отмечает 20-летний юбилей существования. Вы — наш давний автор, эксперт и просто читатель, как воспринимаете юбилей издания?
— У каждого государства в разных сферах есть общенациональные бренды или такие себе маячки, вокруг которых группируются идеи, общества, специалисты. За 20 лет «День» объединил вокруг себя интеллектуальную, патриотическую элиту, стал настоящим брендом газеты для думающих людей с проукраинской позицией. Для меня лично — это семейный советчик и единомышленник, потому что именно на публикациях издания сын выбрал журналистскую профессию. Как глава Госкомтелерадио горжусь вашими книжными проектами: «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська», «Катастрофа і тріумф. Історії українських Героїв», «Повернення в Царгород», изданными по программе «Украинская книга».