Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Актуально ли сегодня узаконивание лоббизма в Украине?

Автор соответствующего законопроекта: «Можно будет проявить скрытые интересы и уровень зависимости представителей власти»
12 октября, 2016 - 11:57

11 октября в здании комитетов ВРУ состоялась публичная дискуссия между народными депутатами Украины, ведущими специалистами сферы GR и лоббизма, юристами и политическими экспертами о законодательном урегулировании лоббизма в Украине. Организатор — консалтинговая компания SIC Group — Ukraine, Ukrainian Association of Government Professionals and Lobbyists.

Напомним, что 20 сентября в парламенте был зарегистрирован законопроект №5144 «О лоббизме» в соавторстве 7 нардепов и одного правозащитника.

Авторский коллектив законопроекта: нардепы Тарас Батенко, Валентин Дидич, Александр Дубинин, Ирина Констанкевич, Виталий Куприй, Виктор Шевченко, Александр Шевченко и правозащитник Юрий Зоший.

Авторы убеждают, что основной целью их законопроекта является законодательное урегулирование лоббизма, что призвано обеспечить над ним государственный и общественный контроль. Пока это не будет сделано, лоббизм будет тесно переплетаться с коррупцией.

Легализация лоббизма поможет проявить интересы, которые стоят за тем или иным проектом закона или решения, определить, кто его лоббирует и кто стоит за лоббистами, открыть настоящих авторов государственных решений, обнаружить степень зависимости/независимости представителей власти; предоставит гражданам больше информации об их деятельности.

В Украине развито несколько видов лоббизма: во-первых, «классический» — когда те же депутаты, GR-менеджеры (англ. Government relations — «связи с правительством») и чиновники продвигают интересы отраслей, отдельных промышленников и банков; во-вторых, «общественный» — те же интересы двигают грантовые организации; и, наконец, «кризисный» (в случае проблем с представителями власти). Лоббисты граничат с обычными «решалами», готовыми за пару тысяч долларов обеспечить встречу с топ-чиновниками или добыть гражданство.

Законопроект касается традиционного лобби. Как объяснил в свое время журналистам его соавтор Тарас Батенко, лоббистом может стать резидент Украины, который не имеет ни статуса юрлица, ни акций или паев, ни судимостей (обвинений в коррупции). Он регистрируется в спецреестре (цена вопроса — 1 минимальная зарплата, или 1450 грн), получает право доступа к органам госвласти и право выступать.

«Скрытый лоббизм существует, он связан с коррупцией — а регуляция обеспечит над ним общественный и государственный контроль, — считает Батенко. — Можно будет проявить скрытые интересы, уровень зависимости представителей власти. Не секрет, что для некоторых политических групп даже работа в парламенте — коммерция, а деньги зарабатываются скрытым лобби».

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ