Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Все на борьбу «с фальсификацией истории»!

или Новый конспект «Краткого курса»
8 ноября, 2016 - 10:22
ФОТО РЕЙТЕР

Участники заседания структуры с весьма сложным и трудно произносимым названием «секция по проблемам информационной безопасности научного совета Совета Безопасности России» определили шесть главных событий и периодов российской истории, которые «нуждаются в защите от фальсификации». Это — национальная политика Российской Империи, по поводу которой предлагается не допускать «спекуляций на колониальном вопросе»; Великая русская революция 1917 года; национальная политика СССР; роль Советского Союза в победе над фашизмом во Второй мировой войне, пакт Молотова-Риббентропа (очевидно, совершенно необходимый с точки зрения государственных интересов России), а также роль СССР в связи с политическими кризисами в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше и других бывших социалистических странах.

Список тем, нуждающихся в защите от фальсификаторов, определило такое солидное учреждение как Генеральный штаб Российских вооруженных сил, подготовивший основной доклад о борьбе с фальсификациями. В нем предлагается сформировать государственную стратегию по противодействию фальсификации истории. А координатор аналитической ассоциации Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Игорь Панарин прямо заявил, что «фальсификация истории является одним из компонентов гибридных войн». Заодно предлагается «привлекать к совместным мероприятиям» по противодействию фальсификации истории государства — члены ОДКБ. Планируется развернуть широкую пропаганду «правильной точки зрения» на указанные события в СМИ, а также соответствующим образом построить преподавание истории в школах и вузах. Для этой цели следует наладить выпуск учебников и учебной литературы, отражающих одобренную государством точку зрения на историю, потому что «фальсифицировать историю проще всего при наличии вакуума в исторических знаниях молодежи».

Что ж, произошло то, что я, как и другие независимо мыслящие историки, давно уже предсказывал. Процесс новой мифологизации российской истории при Владимире Путине, начавшийся с истории Второй мировой (Великой Отечественной) войны, распространился на весь XX век. Эта тема давно уже подвергается строжайшей цензуре, и те историки и писатели, которые осмеливаются высказывать точку зрения на события 1939—1945 годов, отличную от официальной, подвергаются организованному государством бойкоту со стороны издательств, СМИ, книжных магазинов и т.д. Теперь же объектом мифологизации и цензуры стал по сути весь советский период истории. А также такой важнейший вопрос дореволюционной истории как национальная и колониальная политика царизма. Теперь, очевидно, по всем шести заявленным Совбезом темам будут строго табуированы любые точки зрения, отличные от официальной государственной. И подобное единомыслие на историческом фронте вполне логично вытекает из тех гибридных войн, которые Россия ведет против Украины и в той или иной степени — против других постсоветских государств.

Какой будет официальная точка зрения на шесть ключевых тем российской истории — понять не трудно. Помнится, в раннесоветское время, в 20-е годы прошлого века, официально использовались ленинские термины «колониальная политика царизма» и «царская Россия — тюрьма народов». Но уже в 30-е годы они были постепенно выведены из обращения. Теперь же очевидно, ни о каком «русском колониализме» нельзя будет говорить. Было, как настаивает новый российский министр образования и науки Ольга Васильева, мирное продвижение русских поселенцев и казаков на север, юг, запад и восток. И они главным образом мирными средствами присоединяли к России разные страны и народы, которые только и мечтали о том, чтобы видеть в России своего покровителя и надежного защитника от происков агрессивных соседей. Вероятно, об истории гибели атамана Ермака Тимофеевича в Сибири будет теперь рассказываться следующим образом. Ермак с товарищами устроили мирный пикник на берегу Иртыша. Тут на них напала кучка татар-отщепенцев во главе с Кучумом, которые от своего татарского народа отбились, и всех казаков подло поубивала. Деятели же национальных и революционных движений будут представлены как разрушители российской государственности, с которыми царское правительство совершенно законно вело беспощадную борьбу.

Несколько сложнее обстоит дело с революцией 1917 года. Судя по высказываниям Путина и других официальных лиц, ее 100-летний юбилей собираются провести под флагом торжества русской государственности. Положительными героями станут все те, кто содействовал укреплению российского государства — Колчак, Деникин, Врангель и Ильин, с одной стороны, Ленин, Сталин, Дзержинский, Троцкий — с другой. Насчет Троцкого, правда, не уверен, — Лев Давыдович сильно по пятому пункту подкачал. Все грехи большевиков, по всей видимости, спишут на Свердлова — главного цареубийцу. В то же время, тезис о большевиках как о кучке заговорщиков, сделавших революцию на германские деньги, тоже не будет приветствоваться — ведь большевики потом стали строителями новой российской государственности, пусть и в советской форме.

И борьба с разного рода «буржуазными националистами» будет объявлена закономерной и правомерной. Может, даже операцию НКВД «по национальным контингентам» перестанут относить к незаконным репрессиям. Восстания же народов Восточной Европы против советского господства будут объяснять происками западных спецслужб и объявлять репетицией «цветных революций». Так уже сделал Дмитрий Киселев на российском телевидении применительно к венгерской революции 1956 года, в связи с чем российский посол удостоился вызова в венгерский МИД. Фактически борьба с «фальсификацией» шести ключевых тем истории России призвана утвердить концепцию официального российского национализма с новой триадой: Владимир Путин — православие — народность. В этой связи кажется неслучайным то, что в качестве ключевой фигуры для государственных торжеств 4 ноября выбрали Святого Равноапостольного князя Владимира. Здесь не только стремление отнять фигуру крестителя Руси у Киева, но и опосредованным образом еще раз прославить нынешнего правителя России. Думаю, если бы его звали не Владимир, а Борис, сегодня в Москве открывали бы памятник не князю Владимиру, а князьям-мученикам Борису и Глебу.

Из-за утверждения официального русского национализма национализм неофициальный, «народный» все больше маргинализируется. В день 4 ноября его приверженцы смогли провести традиционные «русские марши» только на окраинах Москвы, и участвовали в них не тысячи, а лишь сотни человек. И что характерно, среди немногочисленных задержанных на маршах оказался человек, демонстрировавший с украинским флагом. Таких считают особенно опасными!

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ