Один из самых распространенных вопросов, которые вызывало е-декларирование, — зачем чиновникам столько денег и роскоши? Казалось бы, все вполне понятно, но это только на первый взгляд.
На безудержную тягу к материальным благам можно смотреть под разными углами — экономическим, политическим, социологическим, моральным. В то же время не менее ценным будет психологический взгляд, исходя из того, что некоторым людям свойственно не что иное, как зависимость от денег.
Все мы в определенном смысле зависимы от них. Проблема начинается там, где адекватное стремление к улучшению материального положения превращается в навязчивую жажду избавиться от «ломки», продиктованной не естественными потребностями, а болезненными психическими процессами.
К слову, это может касаться не только миллионеров и миллиардеров, но и людей с более скромным финансовым статусом. Ведь настоящие наркоманы — это не только те, кто сидит на дорогих стимуляторах.
БОГАТСТВО И ПУСТОТА
Габор Матэ, канадский врач, который работает с зависимыми людьми, определяет наркоманию как любое поведение, которое дает временное облегчение и удовлетворение, но в долгосрочной перспективе наносит вред, при этом человек не может от этого отказаться, несмотря на весь негатив.
Исходя из такого определения, отмечает Матэ, можно выделить множество зависимостей, в частности от власти и денег. Учитывая, что первое часто преследуется, чтобы насытить неутолимую жажду ко второму, и наоборот.
Страсть к материальным благам и контролю над другими людьми, как и наркомания, не только лишает человека полноты жизни, но и угрожает разными психическими расстройствами и физическими заболеваниями. Если зависимость от наркотиков имеет прямое влияние на физиологию, в случае с болезненной тягой к власти и деньгам это может выражаться психосоматическим образом.
Страсть к статусному и имущественному преимуществу над другими, по мнению канадского доктора, связана с желанием заглушить экзистенциальную боль, получить приятные эмоции и гордиться, что временами толкает на антиобщественное поведение и нарушение закона. Зависимость от власти и денег всегда предполагает внутреннюю пустоту, которую человек пытается заполнить извне, подчеркивает Матэ. И добавляет: политики и бизнесмены — нередко самые пустые люди в мире.
Новые виды зависимости возникают не сами по себе, так или иначе все они являются продуктом времени, моды и пропаганды. И связаны, как правило, с определенными общественными культами. Укоренение потребительского и гедонистического отношения к жизни привело к тому, что современный человек проецирует на деньги чуть ли не религиозные чувства, веря, что золотой телец открывает доступ к якобы единственно возможному раю — царству материальных благ и удовольствий.
В этом контексте Виктор Пелевин в книге «Бэтмен Аполло» иронически описывает определенную философско-практическую проблему: «Религия денег, несмотря на свою абсолютную победу во всех странах мира, не имеет сегодня конкретного объекта поклонения. Это связано с тем, что золотой телец перестал быть физическим золотом и стал чистым духом, электронной абстракцией». И тут на помощь «прогрессивной вере», по мнению писателя, приходит психоанализ, который позволяет заменить поклонение деньгам ажиотажем вокруг символического мусора, который объявляется «культурой».
УБЕЖАТЬ ОТ...
Психолог и психотерапевт Сергей Ковалев отмечает, что в первые полтора года жизни в бессознательном закладывается, будет человек жить или выживать — будет он идти к счастью и достижениям или бежать от бед и неудач.
Во втором случае формируется биовыживательный комплекс, говорит Ковалев. При этом он отмечает, что некоторые люди, которые страдают этим комплексом, уже давно поняли, что деньги являются главным биовыживательным средством. И чем их больше, тем лучше можно выжить — купить лучшую медицину, охрану и замкнуться в имении за пятиметровым забором.
Но иногда человеку, зависимому от денег, достаточно спрятаться в символической власти, которую дает богатство. Один из наиболее ярких литературных примеров — бальзаковский Гобсек. Он — жесткий капиталист, который безжалостно борется с конкурентами и эксплуатирует клиентов. Владея миллионами, Гобсек живет в старой комнате и гордится тем, что платит всего семь франков налогов.
Исследуя законы общественной жизни, он приходит к выводу, что главной движущей силой являются деньги. Касаясь золота, Гобсек перестает контролировать себя и теряет разум, воплощая в себе ту хищническую силу, которая настойчиво пробивается к власти. Его базовый принцип заключался в том, что в жизни нужно опираться на что-то такое, что даст возможность удовлетворить свой эгоизм и влиять на других. Всю жизнь Гобсек подчиняется служению золоту, он использует целую систему самовоспитания и становится одним из «серых кардиналов» Парижа.
После его смерти оказывается, что в доме служителя золотого тельца спрятаны безграничные запасы — продукты, дорогая посуда, книги, вазы, картины и, понятно, деньги. Причиной такого нагромождения была жадность Гобсека. Желая заработать все больше и больше, он выставлял слишком высокие цены на товары.
Бальзак показывает, что культ материального и безразличие к моральным проблемам калечит внутренний мир человека. Так же, как он изувечил его художественного персонажа, который, при всех своих способностях и талантах, деградировал и превратился в духовно-психологического инвалида.